Найти тему
Redan

Ходовые огни на маломерных судах. Особенности установки и применение

Оглавление

Друзья, обычно статьи, посвящённые различным правилам и нормативным актам, сводятся к перечню цитат и это логично - там, где речь идёт о безопасности креатив как-то неуместен. Мы тоже не избежим цитат, но рассмотрим вопрос с практической точки зрения, то есть применительно к классу вашей лодки и предполагаемым условиям её эксплуатации.

Начнём с простой логики. Независимо от локации (внутренние воды или оффшорная зона судоходства), класса судна и прочих обстоятельств, находится на воде в условиях ограниченной видимости без работающих световых приборов, как минимум неразумно.

Ходовые огни являются одним из средств предотвращения столкновения судов, а также способом информирования о некоторых специфических нюансах судов, находящихся в процессе той или иной деятельности (траление, дноуглубительные или водолазные работы и т.п.),что впрочем также напрямую влияет на безопасность судоходства.

Движение судов в морских и прибрежных акваториях регулируется международными правилами предотвращения столкновений на море (МППСС-72), а на внутренних водных путях. - правилами их использования (ППВВП 2002). Применительно к маломерным судам, их требования практически идентичны.

Малые суда, включая лодки ПВХ

Если длина судна не превышает семи метров (включая большинство надувных лодок на вёсельном ходу), то его владельцу достаточно иметь в экипировке один всенаправленный белый ходовой огонь. Причём в роли такого огня может выступать мобильный фонарь, который необходимо направлять в сторону потенциальной опасности в случае необходимости.

Вернёмся к житейской логике. Понятно, что белый фонарик достаточной мощности годится для того, чтобы обозначить себя в условиях ночной рыбалки, движении на самом малом ходу и тому подобных ситуациях, не связанных с регулярным хождением в сумерках и на внутренних водоёмах, характеризующихся малой интенсивностью судоходства . Согласитесь, править лодкой на полном ходу одной рукой и пытаться “маяковать” другой - занятие не только экзотическое, но и опасное.

Поэтому, на любых лодках и катерах длиной менее семи метров эксплуатирующихся в морской акватории, а также судах с силовыми установками до 25 лошадиных сил включительно (внутренние водоёмы), допустимо применение единственного стационарного всенаправленного белого огня в том случае, если их конструкция не позволяет установить стандартные бортовые отличительные огни зеленого и красного цветов.

Ходовые огни на судах длиной более 7 метров.

Итак, по МППСС-72 каждое судно, включая маломерные, способные развивать скорость свыше 7 узлов (13 км/ч), должно быть оснащено ходовыми и отличительными огнями. а в соответствии с ППВВП 2002 (внутренние водоёмы), это требование распростаняется на одиночные суда длиной более 7 м и с мотором мощностью более 25 л.с.

Располагаются ходовые огни следующим образом.

● На правом борту устанавливается зеленый отличительный бортовой огонь, сектор освещения 112,5 градусов по правому борту (от ДП судна по носу и до 22,5 градусов за траверзом).

-2

● На левом борту устанавливается красный отличительный бортовой огонь с аналогичными параметрами и сектором освещения по левому борту. Огни должны быть установлены на уровне мостика или планширя таким образом, чтобы свет не был виден с противоположного борта.

-3

Топовый белый огонь с сектором освещения 225 градусов (по 112,5 градусов на каждый борт) должен быть установлен на носовой части судна. Для судов длиной менее 20 м, топовый огонь следует размещать на высоте 2,74 м над планширем, но не менее чем на 1,0 м выше отличительных бортовых огней. Для судов длиной менее 12 м, должно быть соблюдено одно из этих требований.

-4

● Гаковый огонь должен быть белым с сектором освещения 135 градусов в корму (по 67,5 градусов на каждый борт).

Теперь представим, что мы идём по ночному фарватеру.

-5

На судах различных компоновок, точки расположения ходовых огней могут варьироваться. Например, на малых судах и яхтах, оснащенных механическим двигателем, бортовые огни возможно монтировать на носу судна в районе диаметральной плоскости. Кормовой огонь может быть установлен на борту, в области кормовой рубки, а не обязательно на корме.

Минимальная дистанция визуального обнаружения навигационных огней:

● не менее 2 морских миль для мачтового, кормового и якорного огней;

● не менее 1 морской мили для бортовых огней — зеленого и красного.

Когда включать ходовые огни на судне

В любых обстоятельствах, когда капитан признаёт такие действия целесообразными, а также от наступления сумерек и до рассвета, независимо от погодных условий.

Стояночный белый свет с сектором освещения на 360 градусов обязателен для судна, стоящего на якоре.

В международных и внутренних регламентах прописаны и иные конфигурации ходовых огней. Чтобы не перегружать вас нудной текстовой информацией, мы также проиллюстрируем основные из них. Надеемся, что так будет проще сориентироваться в “полевых” условиях.

-6

-7

Лучше один раз увидеть, и надеемся, что эти таблицы помогут новичкам сориентироваться в системе применения ходовых огней в условиях морской и речной навигаций.

В заключении материала хочется напомнить о том, что ходовые огни на маломерные суда устанавливаются не только и не столько для ГИМС, а в целях обеспечения безопасности судоходства, поэтому судовладельцам стоит отталкиваться не только от буквы закона, но и от здравого смысла. Ходовые огни можно и нужно устанавливать не только на твёрдые корпуса, но и на лодки ПВХ, особенно если планируются ночные походы по судоходным артериям. Правильное световое обозначение судна - залог безопасности и дань уважения к другим судовладельцам и капитанам.

Всем крепкого здоровья и 7 футов под килем.