Ранее глава республики Айсен Николаев пообещал Владимиру Путину закладку первого судна на верфи в 2025 году
Якутия продолжает создавать свое судостроительное будущее. Правда, не обходится без эксцессов. Жатайской судоверфи пришлось заменить подрядчика. С прежним, компанией «Элтера», республика сейчас выясняет отношения в рамках претензионной работы. Подробности в материале Vostok.Today.
Модернизация самого северного в стране судостроительного комплекса вопрос настолько важный, что в сентябре 2023 года президент России Владимир Путин вынес его в отдельный блок на совещании по вопросам реализации мастер-плана Якутска. Собственная верфь имеет почти такое же значение, как Ленский мост, причем, не только для Якутии, но и для освоения Северного морского пути.
На том совещании глава Якутии Айсен Николаев пообещал президенту, что первое судно будет заложено на верфи уже в 2025 году.
Сегодня процесс строительства новых современных судостроительных мощностей идет, готовность верфи составляет 66%. Но не обошлось без эксцессов. Подрядчика, компанию «Элтера», пришлось заменить. Причины сегодня назвал глава республики на совещании по Жатайской верфи. После инспекции правительства региона, были выявлены многочисленные нарушения технологических процессов.
Сейчас к работам приступил новые подрядчики: к строительным – РФК «Инвест», к инженерным – ООО «Гарт».
Айсен Николаев поручил составить график выполнения работ и обеспечить постоянный контроль его исполнения.
Напомним, Жатайская судоверфь была построена в военном 1942 году. Изначально ее использовали для зимовки речного флота. Потом там флот принялись ремонтировать, а позднее даже строили небольшие речные суда.
Все изменилось после того, как президентом России Владимиром Путиным был объявлен курс на масштабное развитие Арктики. Строить флот на Жатайской судоверфи будут для нужд Якутии и других северных регионов, а также для освоения Северного морского пути.
В текущем году по поручению президента завершен процесс передачи акций Жатайской верфи Республике Саха (Якутия). Финансирование модернизации верфи производится за счет средств Якутии, а также за счет кредита Сбера.
После завершения модернизации Жатайская верфь станет полноценным судостроительным кластером, который «потянет» за собой развитие огромного количества отраслей экономики республики и других регионов. Здесь будут не только строить новые, но и утилизировать старые суда. До 2036 года здесь планируют спустить на воду не менее сотни новых современных речных теплоходов. Это будут суда с усиленными ледовыми корпусами, которые смогут ходить в северных широтах. Строить будут как речные, так и морские суда.
Ранее мы писали: Река Лена: крупнейшее в России речное кладбище затонувших кораблей
Ввод в эксплуатацию Жатайской верфи поможет решить еще одну острую проблему – очистку реки Лены от сотен затонувших кораблей. Пока в федеральную программу «Генеральная уборка» входят лишь акватории морских портов. У Якутии, опять же, пока, нет базы для подъема и утилизации таких объектов. К тому же, по мнению экспертов, подобные процессы в северной и своенравной реке куда сложнее аналогичных в морских акваториях. На Жатайской верфи будет создан утилизационный комплекс, стало быть, и эту проблему решат.
Пожалуйста, не забывайте подписываться на канал Vostok.Today и ставить лайки. Ваши оценки очень важны для нас, именно вы помогаете развитию канала.