Всё, что нужно знать о команде

Привет, собаковод! "Команда... Ну что - команда, сказал "сидеть" построже - вот тебе и команда", - можешь подумать ты. На первый взгляд и правда - ничего сложного: ты командуешь, собака твои команды выполняет. Только если не знать, как правильно подавать команду, что делать, чтобы команда начала работать, да и кучу других нюансов, ничего дельного не выйдет. Будет, как у многих: "Сидеть, сидеть, кому сказал сидеть, сидеть же, ну! - вот видите, слушается..." (можешь прочитать, а можешь прослушать - аудиоподкаст выше).

Но сначала одна маааленькая просьба: авторизуйся, пожалуйста, перед прочтением текста. Достаточно нажать на кружочек в правом верхнем углу страницы и авторизоваться через ВК или почту (всего два клика). Заранее спасибо! Итак, продолжаем...

Что такое команда

Команда – это условный сигнал, с которым дрессировщик связывает конкретное действие в ходе дрессировки. Почему условный – потому что изначально для собаки он ничего не значит. Это мы наделяем этот сигнал каким-то смыслом, объясняя его собаке, чтобы иметь возможность управлять ее поведением. Если мы формируем поведение по умолчанию, собака демонстрирует его без команд (не тянет поводок, не подбирает с земли и т.д.). А есть поведение, которое собака демонстрирует в ответ на условный сигнал - команды.

С одной командой может быть связано только одно действие. Иначе в голове собаки случится короткое замыкание (конфликт информации). Нельзя по команде «ко мне» просить собаку то садиться перед тобой, то парковаться у левой ноги. Уж определись, чего ты хочешь, и формируй каждый раз именно это поведение.

Отсюда следующая важная мысль: у каждой команды есть четкие критерии. Например, команда "лежать" предполагает ровную укладку собаки на четырех косточках (в позе сфинкса), без завалов. А по команде "апорт" собака должна соблюсти целый ряд критериев:

  • продемонстрировать выдержку в момент забрасывании апортировочного предмета
  • выслаться за ним по команде галопом или быстрой рысью
  • вернуться с предметом на той же скорости к проводнику
  • не жевать предмет, не ронять его и не играть с ним
  • зафиксироваться перед проводником или у его левой ноги (каждый выбирает сам, какой вариант работать)
  • удерживать предмет до команды «дай»
  • быстро отдать предмет.

Это всё – критерии выполнения одной команды! Обучая собаку команде, мы должны добиваться того, чтобы все критерии были выполнены. Тогда собака поймет, чего конкретно мы от нее хотим, а команда будет работать чисто, стабильно и всегда одинаково. Если сегодня ты требуешь от собаки выполнения всех критериев, а завтра на один или несколько закроешь глаза, навык станет грязным. К примеру, если при подзыве мы будем хвалить собаку за медленное движение с отвлечением, мы не можем ждать от собаки стабильного галопа в свою сторону на команду «ко мне». Мы же сами сообщили собаке, что медленный шаг в нашу сторону нас вполне устраивает. Зачем ей напрягаться? Прежде чем обучать собаку любой команде, дрессировщик (хозяин, проводник) должен четко представить в голове, чему он будет учить собаку, как в конечном итоге должно выглядеть желаемое действие, и внимательно следить за тем, все ли критерии соблюдены. Действительно ли собака заработала свою награду. Поощряя собаку со словами "ну ладно, он же сел" или "ну ладно, он же подошел", мы не помогаем собаке, не поддерживаем ее, а оказываем медвежью услугу, запутывая в критериях. В следующий раз она допустит ту же ошибку и будет сильно удивлена, когда ты за нее не похвалишь. Это рождает нерв, непонимание, вокализацию, отказ от работы.

Не выполнила собака задачу так, как должна, попроси переделать. Если собака ошиблась единожды, это может быть случайностью. Если собака ошиблась здесь же второй раз – это сигнал о том, что ей сложно. Подумай, насколько доходчиво ты объяснил задачу и готова ли собака с ней справиться. Если собака ошиблась здесь же в третий раз – нужно упростить задачу (разбить на мелкие части, или больше помогать, или уменьшить силу раздражителя). Так выглядит правило трех ошибок.

Усложнять задачу можно только при 90% успеха на предыдущем этапе. То есть когда из 10 повторений команды собака чисто и безошибочно выполнила 9 (речь не идет о десятикратном повторении команды в один момент времени, это про общее число повторений в разное время прогулки).

При работе над сложными навыками (апортировка, возврат на место, движение рядом и т.д.) собака не может соблюсти сразу все критерии. В этом случае мы разбиваем задачу на более мелкие составляющие и прокачиваем каждый критерий по отдельности. Например, при возврате на место отдельно отрабатываем качество укладки, отдельно - скорость движения к предмету, отдельно нарабатываем расстояние. Постепенно все они сложатся в голове собаки в единую картину.

Всегда четко формулируй задачу. Изображение: rt-online.ru
Всегда четко формулируй задачу. Изображение: rt-online.ru

Какие бывают команды

Команда может быть любой. Главное, чтобы собака могла воспринять ее органами чувств. Чаще всего мы пользуемся голосовой командой или жестом (который, кстати, собаке ближе и понятнее, потому как общаются они не вербально, а языком тела). Охотники обычно используют свисток (им необходима работа на более далеком расстоянии). Продолжительность свиста для собаки может означать разную информацию. Например, короткий свисток – это смена направления, а длинный – подход к хозяину. С глухими собаками нередко используется вибрация.

Иногда хозяева задают вопрос – а можно ли обучать собаку на нескольких языках. Или на каком языке это лучше делать. Язык команды не имеет никакого значения, потому как собака не обладает понятийным аппаратом, она не может постичь смысловую сторону слова и соотнести его с каким-то конкретным языком. Часто при работе с собаками спортсмены используют иностранные слова, обычно немецкие. Не только потому что это принято в том или ином нормативе, но и потому что они не звучат в бытовой речи, и испортить их сложно.

Охотник, его четвероногий напарник и охотничий свисток. Фото: https://dzen.ru/a/ZLjP5BBMyQNSeNHx
Охотник, его четвероногий напарник и охотничий свисток. Фото: https://dzen.ru/a/ZLjP5BBMyQNSeNHx

Кстати, если команда уже испорчена, то есть мы связывали с ней какое-то действие, не думая о критериях, и получили либо грязную работу, либо не тот вариант поведения, команду можно заменить. Например, ты научил собаку по команде "рядом" расслабленному движению с опущенной головой, а потом вдруг захотел получить красивое, сконцентрированное движение со зрительным контактом. Вместо того, чтобы под уже используемую команду подгонять новое действие и путать собаку, лучше ввести другую команду и под нее уже слепить нужное поведение. Например, под спортивную команду "фус". А "рядом" можно оставить в качестве бытового варианта.

Какой должна быть команда

  • она должна быть короткой, желательно из 1-2 слогов. И уж тем более не из нескольких слов. «Подойти ко мне я тебе сказал» всегда будет работать хуже, чем «ко мне»;
  • желательно, чтобы команда не использовалась в быту и не произносилась без завершения;
  • команда не может быть нецензурной)) С такой не пропустят на сдачу нормативов или соревнования.

Как подавать команды:

1. Интонация должна отличаться от бытовой речи, но не должна быть строгой или угрожающей. Ну не испытывают собачки удовольствия от общения с рычащим хозяином, а потому возникают проблемы с вниманием, мотивацией, инициативой и т.д. А еще ты приучаешь собаку к тому, что работа с ней строится всегда на повышенных тонах. И другую интонацию она перестает воспринимать как рабочую, и потому ты оказываешься заложником собственного негатива. Не рычите на собаку - это завещала еще Карен Прайор в своей одноименной книге, которую, кстати, рекомендую всем прочитать.

Интонация команды должна быть четкой, требовательной, но позитивной. Не нужно кричать команду собаке в ухо. От повышения громкости и грубости команда лучше работать не начнет. Если собака команду не выполняет, значит она либо:

  • не понимает, зачем ей выполнять твою команду - ты не прокачал пищевую, игровую и социальную мотивации.
  • собака вообще не понимает, чего ты от нее хочешь. Многие искренне думают, что для обучения собаки достаточно 100500 раз повторить команду - и пес должен внять, усвоить и сделать то, о чем просит хозяин. "Ну я же говорю ему "ко мне", почему он не понимает!.." Увы, это так не работает. Прежде чем кричать на собаку, ответь честно: ты ей правильно объяснил, чего хочешь? Хозяин своими руками должен сформировать нужное поведение, а потом постепенно убирать свою помощь и делегировать ответственность за его выполнение собаке. Кричать на этом этапе не продуктивно, потому как от уровня децибел скорость понимания не зависит. Скорее, наоборот - в стрессе собака учится хуже.
  • ты не только не объяснил само действие, но и не закрепил его многократным повторением с помощью наведения или иным способом, не отработал в разной обстановке при разных раздражителях. Навык формируется путем сотен и тысяч повторений.
Изображение: static13.tgcnt.ru
Изображение: static13.tgcnt.ru
  • собака не справляется с той обстановкой и раздражителями, в которую мы ее поместили. Стимульная нагрузка должна повышаться постепенно. А команду нужно отрабатывать в разных ситуациях, при разных раздражителях. Если ты не научил собаку подбегать к тебе на подзыв при машинах или при других собаках, а делал это только в спокойной обстановке и на двухметровом поводке, нечего рассчитывать на то, что команда сработает в более сложных условиях. Сначала научи, потом требуй - золотое правило.
  • ты не объяснил своими ручками и действиями (на старте это обязанность владельца), что знать команду мало. Ее нужно выполнять всегда, везде и по первому требованию. Для того, чтобы собака это поняла, хозяину достаточно быть последовательным и исключить возможность игнорирования требования. То есть каждая озвученная команда ОБЯЗАТЕЛЬНО должна быть завершена и не должна повиснуть в воздухе. Не сел пес сам в течение 2 секунд после команды - помоги или посади. Если это станет правилом для тебя, это станет правилом и для твоей собаки. И повышать голос, и уж тем более матюгаться, тебе не придется. Каждое твое слово, даже сказанное шепотом, будет иметь силу. Так после формирования навыка (когда команда автоматизирована) мы прививаем дисциплину. Иначе собака так и будет выполнять команду по настроению. И делай это не через крик и наказание, а через методичное, последовательное, стабильное требование. Действуй как настоящий зануда-педант. Но помни про посильную сложность. Тут важно ко всему подходить с умом.
  • собака себя плохо чувствует.

Варвара Большакова на этот случай вывела правило трех Х:

  • Хреново объяснили
  • Хреново замотивировали
  • Хреново себя чувствует.

Ни одну из этих проблем не решит крик и повышение интонации. Не только не решит, а усугубит, причем значительно. Представь, ты не выучил стихотворение, а тебе нужно его прочитать в классе. Учитель начинает на тебя кричать. Получится ли у тебя воспроизвести невыученное стихотворение? Нет, конечно. А если ты его начал учить, и даже можешь повторить без книжки в своей комнате, но не отработал настолько, чтобы выйти и выступить на сцене перед огромной аудиторией, а на тебя начали кричать и забрасывать помидорами, поможет ли это тебе справиться с задачей? Или ты убежишь со сцены и откажешься от любых попыток сделать то, что пока плохо получается? С собакой происходит то же самое.

Почему же приправленная крепким словцом команда работает лучше – спросишь ты? Ответ очень прост. "Кудабля" и "фубля", действительно, иногда работают лучше. И сделали мы это сами вот этими вот ручками. Смотри.

Изображение: cdn.fishki.net
Изображение: cdn.fishki.net

Часто бывает так: человек сказал спокойным тоном команду, к примеру, "ко мне". Собака эту команду успешно проигнорировала. Хозяин второй раз сказал "ко мне". Собака снова ухом не повела. После третьего "ко мне" хозяин начинает закипать и четвертую команду рыкает с той самой непристойной приставкой, после чего дергает за поводок или производит какое-то другое действие, которое заставляет собаку подойти. В дальнейшем собака учится игнорировать слово "ко мне" и начинает подходить только по слову "ко мне + мат". Человек делает неверный вывод - команда работает именно из-за крепкого словца и грубой интонации (ведь без них не работает). И ошибается. Команда работает именно так, потому что мы именно так и научили собаку. Во-первых, "ко мне" и "ко мне + мат" для собаки - два совершенно разных сочетания букв, два разных слова, две разные команды. Если собака понимает разницу между двумя немецкими командами "фус" и "аус", уж между этими она ее точно видит. И что получается: когда звучит команда "ко мне", ничего не происходит. Когда хозяин закипел и возмущен до предела, звучит команда "ко мне", сопровождаемая тем самым крепким словцом, а то и несколькими, и за ней обязательно следует какой-то результат - ибо терпение переполнено. Вот и получается, что мы научили собаку одну команду игнорировать из-за своего непоследовательного требования, а вторую выполнять. А еще научили собаку слышать хозяина только тогда, когда он повышает голос. Потому что только такое требование оказывается обязательным к исполнению.

А теперь лайфхак: если ты будешь говорить команды спокойным тоном и просить выполнить каждую без исключения, а не только ту, которая вывела тебя из себя, кричать и ругаться не придется. Хочешь соблюдения правил от собаки - будь понятен и последователен сам.

2. Делай паузы. Команда должна быть выделена паузами из общего потока речи. Попробуй вплести в непрерывный поток слов известную собаке команду. Например: "Выхожу я однажды на улицу, а там "сидеть" светит солнышко". И пауз не делай. Собака, скорее всего, не сможет выцепить из этого потока слово "сидеть" и проигнорирует его.

3. Никогда не подавай команду, если не уверен в том, что собака ее выполнит. Или не имеешь рычагов для ее завершения. Так, бегающей без поводка собаке нельзя на этапе обучения давать команду «ко мне», так как велика вероятность того, что собака сама не подойдет, а мы не сможем ее подвести за неимением поводка или страховочного троса в руке. Тем самым научим игнорировать очень важную команду. Сначала мы учим собаку любой команде, когда внимание животного сосредоточено на нас. Ведь куда собака смотрит, о том она и думает. И только когда в таком варианте команда начинает работать безотказно, мы пробуем включить ею собаку сначала при легком отвлечении (собака отвернулась или коротко занюхалась без залипания). Потом при раздражителях. И все это обязательно на поводке! Если собака сама не выполнила команду, мы в течение 2 секунд должны помочь ей сделать это. Иначе мы научим собаку пропускать команды мимо ушей, а себя заставим бесконечно повторять "ко мне-ко мне-ко мне".

4. Не повторяй команду. Споры на этот счет не умолкают. Кто-то не видит ничего страшного в "сидетьсидетьсидеть". Мое личное мнение: когда мы учим собаку команде и ставим ей задачи по силам, мы команду не повторяем. Собака должна понимать: будь внимательна к словам, исполнить нужно будет первую команду, повторов не жди. Как только мы начинаем многократно повторять команду, как бы уговаривая собаку ее выполнить и дожидаясь, пока пес соблаговолит прислушаться к нашему требованию, мы обесцениваем первую команду и сообщаем: если ты не сделаешь с первого раза то, о чем тебя прошу, я буду повторять, пока ты не выполнишь. Мне кажется это большой ошибкой. Потому что выполнение первой команды - это не столько про должен и обязан, сколько про надежность, комфорт и безопасность. Ведь, когда собака бежит на дорогу, не будет возможности бесконечно комнекать.

Повтор команды можно допускать в случае усложнения задачи. Когда собаке нужно решить самостоятельно то, что она раньше решала с нашей помощью. Когда мы помощь убрали, мы можем повторить. Тогда мозг собаки пыжится, пытаясь решить головоломку, а мы лишь напоминаем, чего хотим. Как только эта задача становится простой, повторы команды убираются.

Что делать, чтобы команды начали работать

Просто рассказать собаке, что она должна сделать, не получится, потому что, как я уже говорила, у нее нет понятийного аппарата. Она не владеет нашим языком. А значит от лекционной части сразу придется отказаться. Представь, что я прошу тебя выполнить какое-то действие на незнакомом тебе языке: "Шегерме!" Сказала тебе и жду, пока ты это сделаешь. Ты не понимаешь. Я повторю еще раз, потом еще, потом начну нервничать и повышать интонацию. А, может, даже бить, пинать или дергать за рукав. Но станет ли тебе от этого понятнее, чего я хочу?

Собака мыслит ассоциациями и причинно-следственными связями, которые нам с тобой и предстоит грамотно сформировать. И начинать мы будем с конца.

Многие начинают работу с собакой с команд. Не надо так. Нужно сначала с помощью наведения или иным способом сформировать то действие, которое потом мы свяжем с командой. Нащупать траекторию движения руки, натренировать мышечную память (свою и питомца). Пробуем кусочком правильно посадить собаку, положить, завести в основную позицию у ноги. Чтобы потом, когда команда прозвучит, мы могли в течение 1,5-2 секунд правильно завершить нужное действие. Ведь именно столько мозг собаки удерживает связь между стимулом и реакцией, причиной и следствием. Если после подачи команды в течение 2 секунд собака не сделала то, что нам необходимо (поначалу не сама, а с нашей помощью), то либо с командой у нее свяжется хаос, либо мы научим собаку игнорировать наши сигналы. Поэтому сначала учим просто делать, а уже потом - делать по команде. Когда действие сформировано, работай по этому алгоритму:

1 ШАГ: произносим команду (когда действие без команды начало стабильно получаться) - условный раздражитель.

2 ШАГ: помогаем выполнить озвученную команду - безусловный раздражитель. В течение 2 секунд ПОСЛЕ того, как прозвучала команда, мы должны показать собаке, что она должна сделать. Обычно это делается наведением. Не нужно бояться, что после этого собака будет выполнять команду только с помощью кусочка. Постепенно помощь куском и рукой уменьшается, самостоятельность собаки увеличивается, и она начинает выполнять команду только по голосу. Если мы находимся на начальном этапе обучения, не нужно, озвучив команду, ждать, что собака ее поймет и выполнит. Мы сначала сами должны установить причинно-следственную связь и разъяснить собаке команду (сформировать знание), потом научить ее выполнять команду без нашей помощи (сформировать умение), а затем отработать команду в разных условиях при разных раздражителях и довести до автоматизма (сформировать навык). Сейчас мы формируем знание - связь слова и действия. Связь эту можно установить, только уложившись в определенный временной лимит - 1,5-2 секунды. Это обусловлено физиологическими особенностями собаки. Сказал команду, а потом в течение 1,5-2 секунд помоги собаке ее выполнить.

Ошибка: нельзя озвучивать команду одновременно с наведением. Для собаки первичная сигнальная система – это язык тела. И когда ты совмещаешь не очень понятную собаке голосовую команду с более понятным для нее действием, слово пролетает мимо собачьих ушей. Она видит только руку и кусочек. А потому, к примеру, по движению руки собака ложиться будет, а по команде "лежать" - нет. И получается, что слово с действием она либо не связывает, либо связывает очень медленно. Поэтому, пока звучит команда, наши руки, ноги и корпус ничего не делают. Даем возможность мозгу собаки воспринять звуковой сигнал. И только после того, как слово полностью озвучено, в течение следующих 2 секунд помогаем собаке выполнить действие.

3 ШАГ: маркируем верное действие - обратная связь. Как только собака верно выполнила нужное действие – в ту же секунду маркируем его. Маркер может быть голосовым (да/йес/йап и т.д.) или звуковым (щелчок кликера) (подробному разбору работы с маркерами будет посвящен один из следующих материалов). Часто момент завершения действия и момент выдачи куска разнесены во времени. Поэтому собака не всегда понимает, за какое конкретно действие ее покормили. А потому учится дольше. Маркер помогает ей быстрее понять, какое действие нужно выполнить по команде, чтобы получить кусочек.

4 ШАГ: поощряем за верное действие. Когда мы обозначали собаке, какое действие является верным, мы за него должны заплатить. В течение 2 секунд ПОСЛЕ маркера выдаем кусочек, сопровождая выдачу своими позитивными эмоциями (голосовой похвалой). Причем выдаем кусочек так, чтобы не поломать позицию, за которую платим. Иначе запутаем собаку (о правильном поощрении тоже расскажу подробнее).

5 ШАГ: снимаем команду - отпускаем собаку. На поощрении работа никогда не заканчивается. Иначе собака будет сама принимать решение, когда ей можно уйти из позиции. Получила кусочек - встала и пошла. Нам же так не надо? И это тоже нужно объяснить. Команда начинает работать с момента ее произнесения и действует до подачи следующей команды или снятия. Снятие команды - это отпуск. Мы официально сообщаем собаке, что упражнение закончено, и вот теперь она может покинуть позицию. Для этого у нас должна быть отпускающая команда. Мы в работе пользуемся удобной и короткой командой "фри" (свободен на англицком). Чтобы отпустить собаку, мы сначала говорим команду "фри", а затем вытаскиваем собачку куском из позиции и прокручиваем. ТЫ можешь использовать для этого любой другой вариант.

Итак:

1. сказал команду (не делая никаких движений руками и корпусом)
2. в течение 2 секунд после этого объяснил собаке, что означает команда (помог выполнить действие наведением или иным способом)
3. в момент принятия собакой верного положения маркировал результат
4. в течение 2 секунд после маркера выдал поощрение (кусочек + голосовая похвала)
5. отпустил собаку

По этому принципу ты можешь объяснить собаке любую задачу.

Потому мы начинаем не с команд

  • чтобы не связать с командой всякий мусор и не запутать собаку
  • чтобы иметь готовую к выполнению команды собаку, способную сидеть или лежать на месте, а не скакать сразу после касания попой пола
  • чтобы иметь готового проводника, который способен верно маркировать действия, контролировать выполнение критериев команды, править в случае ошибки и отпускать из команды
  • чтобы иметь готовое действие, понятное собаке, которое мы можем быстро изобразить кусочком и легко связать с командой.

Когда команда начнет работать?

Когда мы пройдем долгий путь от знания к навыку. Сначала мы объясняем собаке команду. Так появляется знание. Собака знает, что мы от нее хотим, но пока не умеет этого делать самостоятельно. Потом мы ее учим, многократно повторяя описанную выше схему (команда-действие-маркер-поощрение-отпуск) много-много раз. Собака постепенно начинает выполнять действие все самостоятельнее и связывает его со словом. Со временем мы замечаем, как после команды собака сама без нашей помощи, которую мы постепенно уменьшаем, начинает выполнять нужное действие. Так появляется умение. Но радоваться рано. Команда работать пока, как часики, не начнет. Далее нам это умение нужно превратить в навык, то есть автоматизировать и сделать обязательным в любой обстановке. Для этого мы начинаем отрабатывать команду в разных местах, при разных раздражителях и провокациях, постепенно усложняя условия и стимульную нагрузку. Только теперь командой можно пользоваться. Если ты начнешь делать это раньше, не доучив и не доработав, все поломается.

Нужно ли хвалить за команду и как долго?

Поощрению будет посвящена отдельная статья. Сейчас скажу лишь то, что поощрять собаку за работу мы будем всегда, на протяжении всей ее жизни. Можешь возмущаться этому факту, сколько угодно, но по-другому не получится. Готов ли ты сам ходить на работу не за зарплату, а за идею?.. (только честно) Без подкрепления правильных действий собака очень быстро перестанет видеть смысл в выполнении твоих требований. Единственный выход, который у тебя останется - заставить ее работать силой через страх и боль на реакции избегания. Но это уже совсем другое кино: другая собака (угнетенная и забитая), другая работа (без мотивации, драйва, скорости, желания и интереса), другая надежность (собака постарается убежать от тебя, как только ты лишишься инструмента, причиняющего боль) и другие отношения (страх, а не доверие, уважение и любовь).

На первых этапах, когда мы учим собаку команде, мы поощряем всякое верное действие. Когда команда выучена, можно вводить вариативное поощрение. То есть хвалить не за каждую мелочь, а за несколько выполненных задач (цепочку действий). Это повышает интерес собаки, которая является азартным существом. Но поощрять придется постоянно, смирись.

Можно ли наказывать собаку за невыполнение команды

А смыл? Почему собака не выполняет команду, мы выше поговорили. Не наказывай, а объясняй. И всегда требуй завершения команды. Тогда у собаки даже мысли о том, что команду можно не выполнить, не будет.

Многие мягкие, тревожные и чувствительные собаки после непонятных для них наказаний теряют желание и работать, и взаимодействовать с хозяином. Им проще ничего не делать, чем делать, ошибаться и получать по голове. А наказание при выполнении некоторых навыков чревато большими проблемами. Перегнешь при работе апортировки - собака в пасть ничего брать не будет. Накажешь за плохой подзыв - получишь убегающую собаку. И так далее.

Изображение: sun9-64.userapi.com
Изображение: sun9-64.userapi.com

Ты должен четко понимать, когда собака не выполняет команду, потому что не знает ее (нет вины собаки), команда не доработана (нет вины собаки), собака не может справиться со средой (нет вины собаки), старается понять, что ты от нее хочешь, но не может (нет вины собаки), собака плохо себя чувствует (нет вины собаки). А бывает, что собака команду знает отменно, условия для нее приемлемы, но она по каким-то причинам предпочла расслабиться и откровенно проигнорировать требования хозяина - вот тут можно слегка поднажать, но без фанатизма и перегибов.

А когда команда перестает работать?

Если мы говорим о сроке действия любой команды, то она начинает действовать с момента подачи и продолжает действовать до подачи следующей команды или отпуска. О том, как важна отпускающая из работы команды, мы еще с тобой поговорим.

А если говорить о более далекой перспективе, то любая команда перестает работать, когда ослабевает связанный с ней условный рефлекс и навык деавтоматизируется. А он (условный рефлекс) имеет свойство ослабевать, если ты не освежаешь его в довольно короткой собачьей памяти и не подкрепляешь должным образом.

То есть выучить команду один раз и пользоваться и рассчитывать не то, что она будет работать в первоначальном виде всю собачью жизнь, не приходится. Любой навык нужно отрабатывать, чинить при необходимости и подкреплять. Без этого он чахнет.

Это материал из АВОРСКОГО КУРСА, который я начинаю загружать в онлайн-школу и донатную ленту группы в ВК. Теоретические уроки будут открыты и доступны всем. А вот практика и уроки с текстовым описанием, видеоиллюстрацией и другой полезной информацией - только донам и подписчикам закрытого сообщества.

Первым делом будут загружены следующие материалы:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

  1. Как выбрать щенка, чтобы потом не мучиться?
  2. Правильный карантин

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ:

  1. Маркеры и обратная связь
  2. Правильное поощрение
  3. Отпускающая команда
  4. Правильная организация тренировки

ШАГ 1: ФОРМИРУЕМ ИНСТРУМЕНТЫ:

  1. Что такое мотивация и зачем она нужна?
  2. Развиваем пищевую мотивацию
  3. Развиваем игровую мотивацию
  4. Развиваем социальную мотивацию

ШАГ 2: РАБОТАЕМ НАД БАЗОЙ:

  1. Внимание к проводнику
  2. Выдержка и самоконтроль
  3. Концентрация
Как только выложу эту часть, ознакомлю тебя со следующей! Следи за информацией!)

Понравилась статья? Подпишись и поделись с друзьями! Дальше будет еще интереснее! А если остались вопросы, звони (+7-904-577-45-73) или пиши в специальный чат в Телеграм, и я расскажу все, что тебе будет нужно! Вот, кстати, наша группа в ВК. Там можно наблюдать за успехами наших воспитанников.

Автор: инструктор-дрессировщик, кинолог, руководитель дог-центра "Барбосыч", директор Кинологического центра социальной помощи "Друг", член Федерации спортивно-прикладного собаководства Кемеровской области Ирина Соловьева