В джазовой музыкальной практике буквенно-цифровое обозначение звуков имеет первостепенное значение.
Связано это с тем, что, как правило, музыкальный материал джазовых композиций представлен мелодической линией, а гармония заложена в так называемой «цифровке», что дает музыкантам полную свободу в интерпретации аккордовой вертикали.
Для обозначения звуков используются буквы латинского алфавита. Однако, джазовые музыканты заметно упростили давно существующую систему обозначения звуков, убрав из нее букву H (h) и окончания «-is» и «-es» для обозначения тональностей.
Включим воображение и начнем постигать джазовую теорию, настраивая свое мышление определенным образом.
Итак, давайте разберем эту схему, рассмотрев все нюансы в ней.
Представим, что шестиугольники - это белые клавиши фортепиано. Черные кружочки, которыми соединены шестиугольники, символизируют расстояние между звуками в один тон, а белые колечки - полутон.
Очевидно, что половинки колечек по краям предполагают соединение между собой звуков «Си» и «До». Таким образом, схема как бы закольцовывается и может символизировать непрерывное движение от одной октавы к другой. В имеющуюся схему необходимо внести еще некоторые дополнения.
Треугольники - это звуки, расположенные на черных клавишах фортепиано, которые в джазовых цифровках обозначаются буквами латинского алфавита с добавлением знака повышения на полтона: #.
Итак, верхний ряд треугольников в данной схеме является рядом из пяти черных клавиш, от которых мы будем строить аккорды, обозначенные буквой со знаком «диез».
Однако черные клавиши могут иметь энгармонически равные обозначения со знаком «бемоль».
Поэтому в нашей следующей схеме добавлен нижний ряд треугольников - это те же 5 черных клавиш, но обозначенных со знаком b.
На данной схеме мы сможем увидеть, что ноты «Ми» и «Си» не имеют пары со знаком #, а ноты «Фа» и «До» не имеют пары со знаком b. Это обусловлено не только тем, что на клавиатуре фортепиано существует два полутона, образованных парами белых клавиш («Ми»-«Фа» и «Си»-«До»), но еще и тем, что в джазовых нотах невозможно встретить аккордов, построенных от звуков С°, F°, E*, B*.
В данном курсе мы будем развивать образное мышление, основанное на разных сравнениях и ассоциациях. Важно выходить за рамки привычных и давно знакомых вам стереотипов. Поэтому предлагаю взглянуть на клавиатуру фортепиано с точки зрения мастера, у которого в арсенале определенный набор инструментов. Именно этими инструментами, используя разные их сочетания, мы будем создавать различные фрагменты музыкальной ткани.
Одним из самых важных навыков для джазовых музыкантов является умение читать джазовые цифровки.
В связи с этим вам предстоит научиться записывать аккорды по буквенно-цифровой системе, а также играть их с листа. К этому, безусловно, важному навыку мы придем не сразу, а поэтапно усложняя упражнения и задания.