Собираясь в Саранск, я точно знала, что в этот музей попаду, даже если все мои друзья решат его игнорировать. Тем более, что он начинает работать в 9.00, а добраться до него просто и на общественном транспорте. Впрочем, уговорить двух подруг не составило особого труда. Не каждый день на нашем пути встречаются художественные музеи со столь разноплановой экспозицией. К тому же только здесь можно увидеть невероятное собрание произведений известного во всём мире мордовского скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи.
Наверное, если бы по дороге в Саранск мы не заезжали в скульптурный парк "Легенда", то скульптуры, украшающие территорию музея заинтересовали бы меня в большей степени. Похоже, что на настоящий момент с современным искусством у меня небольшой переизбыток. Скульптурный парк из четырнадцати произведений около музея был открыт в 2023 году.
Идёмте же скорее в сам музей. Мордовская республиканская картинная галерея была открыта в 1960 году. А в 1976 году к столетию со дня рождения С.Д. Эрьзи было построено здание, которое мы видим сегодня. Позже к нему пристроили ещё один корпус, а в 2012 году объединили их в единое целое. Сейчас на двух этажах музея открыты восемь залов. И мне особенно понравилось то, как много внимания уделено творчеству мордовских художников.
- скульптор Степан Дмитриевич Эрьзя (1876 - 1959)
Центральную часть экспозиции музея составляют работы знаменитого мордовского скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи, творческий псевдоним которого напоминает всем об одном из коренных мордовских народов. Эрьзя - далеко не многочисленная народность. Думаю, многие даже не слышали о ней, хотя её великих представителей мы знаем с детства. Степан Разин, Василий Чапаев, Валерий Чкалов, Алексей Маресьев...
Степан Дмитриевич Эрьзя (Нефедов) родился в с. Баево Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне Ардатовский район Республики Мордовия) в крестьянской семье. Эрзянская культура и христианские традиции, которых придерживались в семье, стали основой формирования его представлений о мире и оказали большое воздействие на все его творчество.
Не удивительно, что эмигрировавший в 1926 году в Аргентину скульптор, выбравший для себя имя своего народа, всё же вернулся на родину в 1951 году, привезя с собой большую коллекцию своих работ и наотрез отказавшись продавать их самым знаменитым коллекционерам мира. И, хотя сам Эрьзя завещал все свои работы Русскому музею, после его смерти в 1959 году большая их часть была передана в создававшийся тогда республиканский музей в Саранске.
Лично у меня впечатления от увиденного двойственные. Восхищают используемый материал и мастерство скульптора. Живя в Аргентине, Эрьзя начал использовать для своих работ очень твёрдые экзотические породы дерева с выразительный текстурой и необычными оттенками цвета - квебрахо и альгарробо. Но, глядя на скульптурные портреты, у меня возник диссонанс между разнообразием их исполнения и, в то же время, линиями изгиба, от которых в какой-то момент захотелось выпрямить шею.
- живописец Федот Васильевич Сычков (1870 - 1958)
Мне именно эта часть экспозиции понравилась больше всего. Может быть, потому, что я всё же поклонник классического искусства. А ещё здесь буквально из всех картин льются солнечный свет и радость, а лица на портретах кажутся родными и очень искренними.
Выходя из этой части экспозиции, я поймала себя на том, что улыбаюсь. А ведь жизнь у Федота Сычкова была очень непростой. Мальчик из очень бедной семьи (его отец был бурлаком) настолько упорно шёл к своей мечте стать художником, что брался за любую работу, лишь бы накопить денег на учёбу в Санкт-Петербурге.
Уже в те годы становится понятным, что Федот Сычков – настоящий народный художник. Об этом говорили сюжеты его полотен: забавы крестьянских детей, веселые сельские гульбища, портреты колоритных молодых селянок, семьи, занятые тяжелой, но необходимой работой. После Революции он не изменил однажды избранному жанру, но с поправкой на новую реальность.
Мы не выбираем эпоху, в которую живём, и семью, в которой рождаемся. Я сейчас не об умении приспособиться, а о способности сохранить в душе желание и дар видеть прекрасное вокруг себя.
- портретист Иван Кузьмич Макаров (1822 - 1897)
Хотя Иван Кузьмич Макаров родился в 1822 году в Арзамасе, но живописи учился в саранской рисовальной школе, которой руководил его отец. Меня всегда удивляло, почему художник может выбрать для себя именно портреты как направление творчества. В мордовском художественном музее творчеству академика портретной живописи посвящён отдельный зал.
- русское искусство XVIII-XIX веков
У мордовского музея очень достойная коллекция русского искусства - И. Шишкин, И. Айвазовский, К. Маковский, К. Коровин... Но показать вам сегодня я хочу только скульптуры, хотя эта часть экспозиции и небольшая. В этой поездке я встретила такое их многообразие, что глаза отдыхали на классических образцах. И, конечно же, приятно "встретить" Льва Николаевича Толстого.
Этот портрет Льва Николаевича Толстого принадлежит к числу лучших изображений писателя. Бронзовые отливы представлены во многих художественных и литературных музеях. В газетных заметках того времени, равно как и в статьях и мемуарах, опубликованных позднее, много писали об их общении и, в частности, о том, что Толстому чрезвычайно импонировали непосредственность и искренность художника, нередко повторялись пассажи о решительном нежелании скульптора читать творения классика. Не раз публиковались фотографии, фиксирующие сеансы позирования и совместные конные прогулки в Ясной Поляне.
- православное искусство
Тема православия в искусстве меня интересовала всегда. Когда выпадает такая возможность, я с удовольствием посещаю специализированные выставки (такие, как "Парусия", проходившая в моей родной Туле).
- современное отечественное искусство
В залах современного искусства много произведений мордовских художников, что для меня было особенно интересно.
- декоративно-прикладное и народное искусство
Жизнь народов запечатлена не только в исторических документах. Вещь, созданная в другую эпоху, хранит память о времени, обычаях и традициях, ремеслах безымянных мастеров.
Каждый раз, когда я вижу яркие предметы декоративно-прикладного искусства, я даже представить не могу, что ими можно пользоваться в быту. Все эти шкатулки, игрушки, платки и посуда словно созданы для того, чтобы любоваться ими, испытывая восхищение мастерством художников. Это самая молодая коллекция музея, которую начали формировать в 1970 году. И вновь очень приятно было встретить в разделе "Народные художественные промыслы России" филимоновскую игрушку, прославившую Тулу.
Надеюсь, что я не сильно утомила вас своим рассказом. Он сделал хоть немного понятным, почему я не смогла написать о Мордовском музее изобразительных искусств, рассказывая о Саранске. Он прекрасен и очень разнопланов. Говорить о нём можно бесконечно. Приезжайте и смотрите сами.