Найти тему
Гуляем и смотрим

Мордовский музей изобразительных искусств - почему из всех музеев Саранска мы выбрали именно его

Собираясь в Саранск, я точно знала, что в этот музей попаду, даже если все мои друзья решат его игнорировать. Тем более, что он начинает работать в 9.00, а добраться до него просто и на общественном транспорте. Впрочем, уговорить двух подруг не составило особого труда. Не каждый день на нашем пути встречаются художественные музеи со столь разноплановой экспозицией. К тому же только здесь можно увидеть невероятное собрание произведений известного во всём мире мордовского скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи.

Памятник С.Д. Эрьзе. Скульпторы Н. М. Филатов, Г. М. Филатов, архитектор В. В. Годунов, 1996 г.
Памятник С.Д. Эрьзе. Скульпторы Н. М. Филатов, Г. М. Филатов, архитектор В. В. Годунов, 1996 г.

Наверное, если бы по дороге в Саранск мы не заезжали в скульптурный парк "Легенда", то скульптуры, украшающие территорию музея заинтересовали бы меня в большей степени. Похоже, что на настоящий момент с современным искусством у меня небольшой переизбыток. Скульптурный парк из четырнадцати произведений около музея был открыт в 2023 году.

Идёмте же скорее в сам музей. Мордовская республиканская картинная галерея была открыта в 1960 году. А в 1976 году к столетию со дня рождения С.Д. Эрьзи было построено здание, которое мы видим сегодня. Позже к нему пристроили ещё один корпус, а в 2012 году объединили их в единое целое. Сейчас на двух этажах музея открыты восемь залов. И мне особенно понравилось то, как много внимания уделено творчеству мордовских художников.

Улица Коммунистическая, 61
Улица Коммунистическая, 61
  • скульптор Степан Дмитриевич Эрьзя (1876 - 1959)
Автопортрет
Автопортрет

Центральную часть экспозиции музея составляют работы знаменитого мордовского скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи, творческий псевдоним которого напоминает всем об одном из коренных мордовских народов. Эрьзя - далеко не многочисленная народность. Думаю, многие даже не слышали о ней, хотя её великих представителей мы знаем с детства. Степан Разин, Василий Чапаев, Валерий Чкалов, Алексей Маресьев...

Степан Дмитриевич Эрьзя (Нефедов) родился в с. Баево Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне Ардатовский район Республики Мордовия) в крестьянской семье. Эрзянская культура и христианские традиции, которых придерживались в семье, стали основой формирования его представлений о мире и оказали большое воздействие на все его творчество.

Не удивительно, что эмигрировавший в 1926 году в Аргентину скульптор, выбравший для себя имя своего народа, всё же вернулся на родину в 1951 году, привезя с собой большую коллекцию своих работ и наотрез отказавшись продавать их самым знаменитым коллекционерам мира. И, хотя сам Эрьзя завещал все свои работы Русскому музею, после его смерти в 1959 году большая их часть была передана в создававшийся тогда республиканский музей в Саранске.

Лично у меня впечатления от увиденного двойственные. Восхищают используемый материал и мастерство скульптора. Живя в Аргентине, Эрьзя начал использовать для своих работ очень твёрдые экзотические породы дерева с выразительный текстурой и необычными оттенками цвета - квебрахо и альгарробо. Но, глядя на скульптурные портреты, у меня возник диссонанс между разнообразием их исполнения и, в то же время, линиями изгиба, от которых в какой-то момент захотелось выпрямить шею.

  • живописец Федот Васильевич Сычков (1870 - 1958)
"Автопортрет"
"Автопортрет"

Мне именно эта часть экспозиции понравилась больше всего. Может быть, потому, что я всё же поклонник классического искусства. А ещё здесь буквально из всех картин льются солнечный свет и радость, а лица на портретах кажутся родными и очень искренними.

Выходя из этой части экспозиции, я поймала себя на том, что улыбаюсь. А ведь жизнь у Федота Сычкова была очень непростой. Мальчик из очень бедной семьи (его отец был бурлаком) настолько упорно шёл к своей мечте стать художником, что брался за любую работу, лишь бы накопить денег на учёбу в Санкт-Петербурге.

Уже в те годы становится понятным, что Федот Сычков – настоящий народный художник. Об этом говорили сюжеты его полотен: забавы крестьянских детей, веселые сельские гульбища, портреты колоритных молодых селянок, семьи, занятые тяжелой, но необходимой работой. После Революции он не изменил однажды избранному жанру, но с поправкой на новую реальность.

Мы не выбираем эпоху, в которую живём, и семью, в которой рождаемся. Я сейчас не об умении приспособиться, а о способности сохранить в душе желание и дар видеть прекрасное вокруг себя.

  • портретист Иван Кузьмич Макаров (1822 - 1897)
"Портрет девочки" Анна Ивановна Макарова, дочь художника.
"Портрет девочки" Анна Ивановна Макарова, дочь художника.

Хотя Иван Кузьмич Макаров родился в 1822 году в Арзамасе, но живописи учился в саранской рисовальной школе, которой руководил его отец. Меня всегда удивляло, почему художник может выбрать для себя именно портреты как направление творчества. В мордовском художественном музее творчеству академика портретной живописи посвящён отдельный зал.

"Две молодые мордовки"
"Две молодые мордовки"
  • русское искусство XVIII-XIX веков
"Запорожец после битвы" Е.А. Лансере
"Запорожец после битвы" Е.А. Лансере

У мордовского музея очень достойная коллекция русского искусства - И. Шишкин, И. Айвазовский, К. Маковский, К. Коровин... Но показать вам сегодня я хочу только скульптуры, хотя эта часть экспозиции и небольшая. В этой поездке я встретила такое их многообразие, что глаза отдыхали на классических образцах. И, конечно же, приятно "встретить" Льва Николаевича Толстого.

Этот портрет Льва Николаевича Толстого принадлежит к числу лучших изображений писателя. Бронзовые отливы представлены во многих художественных и литературных музеях. В газетных заметках того времени, равно как и в статьях и мемуарах, опубликованных позднее, много писали об их общении и, в частности, о том, что Толстому чрезвычайно импонировали непосредственность и искренность художника, нередко повторялись пассажи о решительном нежелании скульптора читать творения классика. Не раз публиковались фотографии, фиксирующие сеансы позирования и совместные конные прогулки в Ясной Поляне.
  • православное искусство
-15

Тема православия в искусстве меня интересовала всегда. Когда выпадает такая возможность, я с удовольствием посещаю специализированные выставки (такие, как "Парусия", проходившая в моей родной Туле).

"Русь православная" Н.М. Филатов, "Богоматерь" (левая часть триптиха "Памяти Андрея Рублёва") С.Ф. Коротков
"Русь православная" Н.М. Филатов, "Богоматерь" (левая часть триптиха "Памяти Андрея Рублёва") С.Ф. Коротков
  • современное отечественное искусство

В залах современного искусства много произведений мордовских художников, что для меня было особенно интересно.

  • декоративно-прикладное и народное искусство
-19
Жизнь народов запечатлена не только в исторических документах. Вещь, созданная в другую эпоху, хранит память о времени, обычаях и традициях, ремеслах безымянных мастеров.

Каждый раз, когда я вижу яркие предметы декоративно-прикладного искусства, я даже представить не могу, что ими можно пользоваться в быту. Все эти шкатулки, игрушки, платки и посуда словно созданы для того, чтобы любоваться ими, испытывая восхищение мастерством художников. Это самая молодая коллекция музея, которую начали формировать в 1970 году. И вновь очень приятно было встретить в разделе "Народные художественные промыслы России" филимоновскую игрушку, прославившую Тулу.

Надеюсь, что я не сильно утомила вас своим рассказом. Он сделал хоть немного понятным, почему я не смогла написать о Мордовском музее изобразительных искусств, рассказывая о Саранске. Он прекрасен и очень разнопланов. Говорить о нём можно бесконечно. Приезжайте и смотрите сами.

"Танец"
"Танец"