Прежде чем перейти к особенностям интервалов, для начала обратим внимание на то, что в джазовой теории и практике обозначение интервалов тесно связано с обозначением и названием аккордов.
Поэтому первостепенной задачей на данном этапе является освоение и применение на практике обозначений интервалов по американской системе.
В первой таблице представлены обозначения интервалов по степени увеличения расстояния между звуками: от примы до октавы по отечественной системе.
Во второй таблице - обозначения интервалов,
которые используются в
американской джазовой теории.
Мы видим значительные отличия, которые вызваны тем, что в джазовой практике музыканты стремятся к максимальному упрощению и сокращению обозначений.
Обратите внимание, что совершенные консонансы (прима, кварта, квинта и октава) в джазовой теории имеют в обозначении только цифру, которая обозначает, что это чистые интервалы.
Несовершенные консонансы и диссонансы (терция, секста, секунда и септима) делятся на большие и малые.
В джазовой систематике интервалов они обозначаются следующим образом: большие - только цифрой, а малые перед цифрой имеют знак «-». В самом центре этих таблиц - тритон.
Принцип «клавишного мышления» значительно ускоряет понимание строения джазовых аккордов, поэтому предлагаю систематизировать методику поиска интервалов на фортепиано. Для наглядности возьмем во внимание сочетание цветов клавиш.