Найти в Дзене
Пёрышкина

Мерtвые в Германии -3. Как немцы почитают своих ушедших родственников

Мерtвые в Германии-2 В России сегодня - Радоница. Люди ходят на клаdбища, чтобы принести умершим членам семьи весть о воскресении Христа. В Германии есть для этого специальный день, но он никак не привязан к Пасхе. Это 1 ноября, День всех святых. Полтора года назад мой муж пoхоронил отца. Его звали Эрнст. Отца kремировали, а пепел захоронили в урне на kладбище в деревне Люльбах, земля Гессен. Сначала над захоронением поставили деревянный крест, как у нас. Через год заказали памятник. Я сходила посмотреть на надгробие. Вот как оно выглядит. Мать моего мужа Бернда, Элен, жива-здорова, но попросила выбить свое имя на той же плите, чтобы потом не заказывать новую. Я спросила Бернда, нормально ли это. Он ответил, что так делают многие, чтобы сэкономить деньги. «Останется только выбить дату, и все», - сказал муж. Стоило это надгробие 4000 евро. Что в Германии, что в России кладбищенские памятники очень недешевы. Работники ритуальной сферы отлично знают, как продать вам товар подороже, исп

Мерtвые в Германии-2

В России сегодня - Радоница. Люди ходят на клаdбища, чтобы принести умершим членам семьи весть о воскресении Христа. В Германии есть для этого специальный день, но он никак не привязан к Пасхе. Это 1 ноября, День всех святых.

Полтора года назад мой муж пoхоронил отца. Его звали Эрнст. Отца kремировали, а пепел захоронили в урне на kладбище в деревне Люльбах, земля Гессен. Сначала над захоронением поставили деревянный крест, как у нас. Через год заказали памятник. Я сходила посмотреть на надгробие. Вот как оно выглядит.

Мать моего мужа Бернда, Элен, жива-здорова, но попросила выбить свое имя на той же плите, чтобы потом не заказывать новую. Я спросила Бернда, нормально ли это. Он ответил, что так делают многие, чтобы сэкономить деньги. «Останется только выбить дату, и все», - сказал муж. Стоило это надгробие 4000 евро. Что в Германии, что в России кладбищенские памятники очень недешевы. Работники ритуальной сферы отлично знают, как продать вам товар подороже, используя вашу скорбь и любовь к ушедшим. Арендуют место на кладбище на 25 лет, далее по желанию продляют за дополнительный взнос.

Я прогулялась по кладбищу и сделала целую фотосессию.

Увидела я еще два креста над детскими могилами. Один ребенок семьи Шеер прожил два года. Другой ребенок родился 14 апреля 2013 года – и умер в тот же день. Я так расстроилась за эту семью. Надо же - двоих детей схоронили!

Деtsкие могилы семьи Шеер
Деtsкие могилы семьи Шеер

Были ли у этой семьи еще дети?" - спросила я свекровь. Да, 8 человек! Муж добавил: "Абсолютно асоциальная семья, все пили всегда, жили на социальное пособие и детское деньги. Хотели родить 10 детей, чтобы государств им выдало дом. Но никак не получалось, чтобы одновременно все 10 жили с ними." Вот такая грустная история.

Вообще в деревне все друг друга знают. 1500 человек – немного. Примерно полдеревни носили фамилию Вильгельми, другая половина - Франк. Дрешеры были в деревне - только семья отца моего мужа и двух его сестер, бежавшие из Судетской области в Чехии после Второй мировой, когда немцев оттуда выселили чехи. А так, Дрешер - австрийская фамилия. Означает "молотильщик", обычная крестьянская профессия.

Пока я ходил и снимала памятники жителям деревни, на клаdбище работали озеленители. Лейки и воду можно взять при входе. Там же стоит корзина с призывом поделиться растениями, который потом будут высажены на могiлы. "Мы хотим, чтобы деревня оставалась зеленой", - гласит объявление.

"Мы хотим, чтобы деревня оставалась зеленой", - гласит объявление.
"Мы хотим, чтобы деревня оставалась зеленой", - гласит объявление.

А это поле с одной оставшейся могiлой семьи Фингер. Остальные захороnения снесли, потому что никто не внес денег за аренду. Первое захоронение Маргариты Фингер относится к 1945 году. А прожила девочка 13 лет.

Поле под новые захоронения. Вдали - надгробие семьи Фингер.
Поле под новые захоронения. Вдали - надгробие семьи Фингер.

"О, это же моя родственница," -сказал муж. Родители Катарины потом родили еще детей, и один из их сыновей женился а сестре отца моего мужа. Седьмая вода на киселе для моего мужа, однако пока есть надгробiе, и люди читают имя, Гретхен помнят. Нет надписи - и Катарину забыли.

Когда уходит скорбь, остается свет ....

Когда уходит грусть, остается память.

*надпись на памятном камне.