Найти в Дзене
ПЛАНТология

Сэр Джон Кёрк ( анг. Sir John Kirk )

Сэр Джон Кёрк был одним из лучших дипломатов, когда-либо покидавших Англию. Он был первоклассным натуралистом, и очень многие из его растений находятся в Кью (англ. Kew Gardens) ( Королевские ботанические сады ), часто в сопровождении ценных иллюстраций и зарисовок, сделанных в полевых условиях. Его интерес оставался с ним всю жизнь, и он был близким другом сэра У. Хукера и сэра Дж. Д. Хукера более 50 лет. Его переписка с этими двумя сменяющими друг друга директорами Кью сохранилась в этом учреждении. Помимо коллекционирования, он также провел несколько личных научных исследований высокого качества. Неморские моллюски, которые он собирал, были описаны разными людьми, включая Х. Дорна, Г. Р. фон Фрауэнфельда, Э. А. Смита и Исаака Ли. Возможно, даже более важным, чем его личные коллекции, было влияние, которое он оказал на местных арабских правителей на побережье, заставив их отказаться от работорговли и терпимо относиться к исследователям, миссионерам и другим потенциальным коллекци

Сэр Джон Кёрк ( анг. Sir John Kirk )
Сэр Джон Кёрк ( анг. Sir John Kirk )

Сэр Джон Кёрк был одним из лучших дипломатов, когда-либо покидавших Англию. Он был первоклассным натуралистом, и очень многие из его растений находятся в Кью (англ. Kew Gardens) ( Королевские ботанические сады ), часто в сопровождении ценных иллюстраций и зарисовок, сделанных в полевых условиях. Его интерес оставался с ним всю жизнь, и он был близким другом сэра У. Хукера и сэра Дж. Д. Хукера более 50 лет. Его переписка с этими двумя сменяющими друг друга директорами Кью сохранилась в этом учреждении. Помимо коллекционирования, он также провел несколько личных научных исследований высокого качества. Неморские моллюски, которые он собирал, были описаны разными людьми, включая Х. Дорна, Г. Р. фон Фрауэнфельда, Э. А. Смита и Исаака Ли. Возможно, даже более важным, чем его личные коллекции, было влияние, которое он оказал на местных арабских правителей на побережье, заставив их отказаться от работорговли и терпимо относиться к исследователям, миссионерам и другим потенциальным коллекционерам.

Доктор Джон Кёрк (1832-1922) был увлеченным ботаником и натуралистом, а также ценным участником экспедиции Дэвида Ливингстона на Замбези в 1858-1863 годах.

Он родился 19 декабря 1832 года в поместье Барри в Форфаршире, примерно в восьми милях к северу от Данди, и умер в 1922 году, в Севеноуксе, графство Кент. Он был вторым из четырех детей преподобного Джона Кирка, который сам был увлеченным ботаником. Он заинтересовался ботаникой в очень раннем возрасте, поскольку это было основным хобби его отца. Сначала его отец обучал его, затем он поступил в местную среднюю школу в Арброате, поступил в университет в возрасте 15 лет и поступил в Эдинбургский университет в 1847 году, в этом возрасте сначала на факультет искусств, затем на медицинскую школу. К тому времени, когда ему исполнилось 22 года, он окончил медицинский факультет, как доктор медицинских наук . В этот период он также был учеником известного ботаника профессора И. Х. Бальфура.

Сначала он занял должность врача-ординатора в Королевском Эдинбургском лазарете, одним из его коллег был Джозеф Листер. Крымская война только началась, и, как и многие другие молодые врачи, Кирк отправился в этот район в 1855 году; там он оставался до 1856 года, находясь в основном в Эренкеви в Дарданеллах и в Скутари. После крымского эпизода он собирал растения на горе. Ида и Олимпус, прежде чем вернуться в Лондон в 1856 году. Однако вскоре он снова уехал, на этот раз в Сирию, Палестину, Египет и Италию, и снова вернулся в Лондон в 1857 году .

В 1858-1863 годах он был врачом, ботаником-экономистом и натуралистом (а позже старшим офицером) в экспедиции Ливингстона на Замбези. Когда Ливингстон впервые обратился к нему по поводу этой должности, Кёрк, как сообщается, был настолько воодушевлен, что ответил: "Буду готов завтра’.
Ливингстон и Кирк очень хорошо ладили, и в письме Хукеру Ливингстон следующим образом изложил свои личные взгляды: ‘Доктор является , я могу заверить вас, самым усердным и кропотливым коллекционером – ничто никогда не мешало ему выполнять свой долг, и он делал это как мужчина. Если вы можете оказать ему какую-либо услугу, вы никогда не найдете более достойного получателя – это я могу сказать после пяти лет постоянного общения’. Причина, по которой Кирк остался другом Ливингстона, когда многие другие потерпели неудачу, отчасти связана с его выдающимися качествами терпения и понимания, а отчасти с тем, что Кёрк был единственным членом экспедиции, обладавшим физической выносливостью и силой воли, не уступающими Ливингстону. Его последней связью с Ливингстоном было участие в качестве носильщика покрова 18 апреля 1874 года на похоронах Ливингстона в Вестминстерском аббатстве – среди других были Стэнли и Джейкоб Уэйнрайт, один из африканцев, которые перенесли тело Ливингстона на побережье после его смерти; долгое и фантастическое путешествие длилось 11 месяцев.

Экспедиция на Замбези коснулась границ области , но она посетила реку Ровума. С 1866 по 1873 год Кёрк был вице-консулом на Занзибаре, а позже помощником политического агента. В 1873 году он был назначен генеральным консулом на Занзибаре, и под его влиянием султан отказался от рабства в своих владениях. В 1880 году он был политическим агентом на Занзибаре . Он ушел в отставку в 1887 году по состоянию здоровья. В 1889-1890 годах он был полномочным представителем Великобритании на Брюссельской конференции по борьбе с рабством, где его многолетнее участие в этой проблеме имело огромное значение. Он был одним из многих гигантов викторианской эпохи, и его огромная сила характера отражена в различных существующих портретах.

Фотографии Кёрка, возможно, стали его самым большим вкладом в африканскую экспедицию и стали результатом его роли неофициального фотографа экспедиции.

Он очень интересовался практическим использованием растений и во время экспедиции на Замбези проводил эксперименты с строфантом, который местные жители использовали в качестве яда для стрел. Он обнаружил его влияние на сердце и отправил материал обратно в Эдинбург для более детального исследования. В результате строфантинум был добавлен в фармакопею, и в Центральной Африке началась небольшая промышленность. Его до сих пор используют как сердечный стимулятор. Он быстро оценил возможности региона и опубликовал отчет о натуральных продуктах и возможностях различных районов, которые он посетил с Ливингстоном. Он рекомендовал высокогорье Шир для поселения европейцев, холмы Манганджа для выращивания кофе и высокогорье Батока для разведения крупного рогатого скота. Он способствовал развитию производства занзибарского копала - смолы бобового растения, важного для производства лака. Он также развил важную торговлю каучуком с Индией, причем каучук получали не из гевеи (тогда не выращивавшейся в Старом Свете), а из диких растений рода Ландольфия. Он также проявил интерес к волокну, получаемому из рода Sansevieria. Impatiens walleriana (= I. sultanii) , Бальзамин слишком хорошо известный в выращивании, был впервые представлен Кёрком. Он опубликовал обзор экономически важных восточноафриканских пальм. Он также был одним из первых фотографов-любителей и, безусловно, первым, кто сфотографировал растительность в районе Замбези, если не в тропической Африке. До наших дней сохранились восковые негативы фотографий 1859 года, с которых сделаны превосходные отпечатки. Многие из них были воспроизведены в увлекательной книге Коупленда ‘Кирк на Замбези" и Фостером в его "Журнале Замбези и письмах доктора Джона Кирка" и "Врачах Замбези".

Он изучал дикую природу Восточной Африки и опубликовал множество статей. Он собирал множество птиц из Занзибара и Восточной Африки. В 1892 году ему приписали третий по величине слоновий бивень среди охотников за трофеями.

В честь Сэра Джона Кёрка была названа Сансевиерия кёрка ( лат. Sansevieria kirkii) .

Он собрал много образцов рыбы из озера Малави во время экспедиции на Замбези.

Согласно источникам, Кёрк первым привлек внимание зоологов к занзибарскому красному колобусу, который также широко известен как красный колобус Кёрка. Этот вид, Piliocolobus kirkii, эндемичный для Занзибара, назван в его честь.

"Доктор Кёрк из Эдинбурга, натуралист, сопровождающий доктора Ливингстона". Из "Иллюстрированных новостей мира", 27 февраля 1858 года.
"Доктор Кёрк из Эдинбурга, натуралист, сопровождающий доктора Ливингстона". Из "Иллюстрированных новостей мира", 27 февраля 1858 года.

Кёрк также проявил свои таланты художника-зарисовщика, которые были ограниченными, но, тем не менее, полезными. Его акварельные зарисовки пейзажей, хижин туземцев и африканцев предоставили бесценную информацию о ранее неисследованном континенте.

Некоторые акварельные наброски и фотографии Кёрка были представлены на выставке "Изображая Африку", которая проходила с 14 июня по 3 ноября 2013 года.

Портрет сэра Джона Кёрка (1832-1922).
Портрет сэра Джона Кёрка (1832-1922).

Родители Джона Кёрка, сфотографированные Джоном Кёрком
Родители Джона Кёрка, сфотографированные Джоном Кёрком

"Ма Роберт", корабль доктора Ливингстона во второй экспедиции на Замбези в 1858-63 годах, сфотографирован сэром Джоном Кирком на Замбези в Лупате.
"Ма Роберт", корабль доктора Ливингстона во второй экспедиции на Замбези в 1858-63 годах, сфотографирован сэром Джоном Кирком на Замбези в Лупате.

В статье использовался материал :

Sir John Kirk - 1832-1922 - Collectors in East Africa - 11. | The Conchological Society of Great Britain and Ireland
John Kirk (explorer) - Wikipedia