Найти тему
Кольцо времени

Почему - 56

- А за границу так уж нужно было уезжать? – дёрнул щекой Иван.

- В России меня б тут же или посадили, или выслали б, куда-нибудь подальше, - развёл руками мужчина. – Охранка не зря ела свой хлеб, - он усмехнулся.

- Вас обвиняют, что, будучи за границей, вы получали поддержку и деньги от спецслужб иностранных государств, - прищурился Виктор.

- По началу, ту же “Искру” мы выпускали с помощью Плеханова. Потом появился Александр Парвус (Гельфанд). Я сначала не понял кто он, а раскусив его, подумал. Да чёрт с ним, главное, даёт деньги на нужное дело. а что будет потом, то будет.

- И вы использовали деньги врагов России? – вскинул брови Виктор.

- Почему бы и нет? – пожал плечами мужчина. – В тогдашнем моём положении было не до щепетильности. Тем более я не продавал территории страны, не торговал её национальным богатством. Я вообще ничего им не обещал. Да, на первых порах они и не требовали ничего.

- Вы сами контачили с агентами разведок?

- Нет, конечно, зачем мне было светиться, - дёрнул плечом мужчина. – Для этого были другие. Те, кто отвечал за финансовую сторону дела. К тому же я сначала не знал, кто из них агент, а кто просто социалист. С последними разумеется общаться приходилось, первых, узнав, сторонился.

- Например? – дёрнул щекой Иван.

- Например Виктор Адлер. Был видный австрийский социалист. Когда я узнал, что он ещё и агент спецслужб, то стал избегать встреч с ним.

- А Троцкий? Кем был для вас он?

- Троцкий? – мужчина задумался. – Если одним словом, то иудушка, - мужчина усмехнулся. - Троцкий и подобные ему «троцкисты и соглашатели» вреднее всякого ликвидатора, ибо убежденные ликвидаторы прямо излагают свои взгляды, и рабочим легко разобрать их ошибочность, а господа Троцкие обманывают рабочих, прикрывают зло, делают невозможным разоблачение его и излечение от него. Всякий, кто поддерживает группку Троцкого, поддерживает политику лжи и обмана рабочих, политику прикрывания ликвидаторства. Полная свобода действий для господ Потресова и К в России, прикрывание их дел «революционной» фразой за границей — вот суть политики «троцкизма».

- Вы так говорите, потому что он возглавил первую революцию в России в 1905 году? – прищурился Виктор.

- Как раз его деятельность в первую революцию и приоткрыла его смятенную сущность, - усмехнулся мужчина. - Голые восклицания, напыщенные слова, надменные выходки по адресу не называемых автором противников, внушительно-важные уверения, — вот весь багаж Троцкого. Весь внешний пафос рассчитан на безграмотного обывателя. А когда надо было проявить организаторские способности, Троцкий и сдулся.

- Но в семнадцатом он был уже у власти всё же, - усмехнулся Виктор.

- Увы, - пожал плечами мужчина. - Начиная с 1910 года наши пути стали расходиться. Если Троцкий стремился сохранить объединение большевиков и меньшевиков в единой партии. То я стремился иметь настоящее, идейно слаженное ядро большевиков. Мне не нужны были постоянные склоки и дрязги в партии. А Троцкий без них не мог, постоянно навязывая отвлечённые споры и диспуты. Уводя партию от главного, подготовке революции. Троцкий очень любил давать, «с ученым видом знатока», с напыщенными и звонкими фразами, лестные для Троцкого объяснения исторических явлений. Если «многочисленные передовые рабочие» становятся «деятельными агентами» политической и партийной линии, не согласующейся с линией Троцкого, то Троцкий решает вопрос, не стесняясь, сразу и прямиком: - эти передовые рабочие находятся «в состоянии полной политической растерянности», а он, Троцкий, очевидно, «в состоянии» политической твердости, ясности и правильности линии! Оригинальная теория Троцкого берет у большевиков призыв к решительной революционной борьбе пролетариата и к завоеванию им политической власти, а у меньшевиков — «отрицание» роли крестьянства. Крестьянство-де расслоилось, дифференцировалось; его возможная революционная роль все убывала; в России невозможна «национальная» революция: «мы живем в эпоху империализма», а «империализм противопоставляет не буржуазную нацию старому режиму, а пролетариат буржуазной нации.

- И, тем не менее, почему Троцкий оказался у власти?

- Амбиции, батенька, амбиции, - развёл руками мужчина, улыбнувшись.

- Похоже, - парни переглянулись. - Теперь первым должны были приехать и стать вождём революции вы! – хлопнул в ладоши Иван.

– Правильно, - кивнул Виктор, - проследовавший через Германию и запачканный как «немецкий ставленник». Вину за предстоящую катастрофу требовалось свалить исключительно на немцев. Слишком уж грязная операция затевалась. Историки до сих пор в этом ковыряются.

- У нас об этом сразу стали писать в бульварных газетах, - скривился мужчина.

- Троцкому предназначалась роль спасителя России, вероятно, - дёрнул щекой Иван.

- Ведь французы и большинство английских деятелей, даже причастных к подрывным акциям, полагали, что цель уже достигнута. Россия была ослаблена, Временное правительство стало куда более послушным, чем царское, выполняло любые требования Запада. При делёжке плодов победы, с русскими интересами можно было не считаться, - поморщился Виктор.

– А Троцкий проехал через Америку, тихо и незаметно, - покачал головой Иван.

- Но высшие круги политической и финансовой элиты США и Англии вынашивали другой план, - усмехнулся Виктор. - Россия должна была рухнуть окончательно. Это отодвигало победу, на фронтах должны были пролиться дополнительные моря крови. Но и выигрыш обещал быть колоссальным – Россия навсегда выбывала из числа конкурентов Запада. И её саму можно было пустить в раздел вместе с побеждёнными.

- Мы об этом догадывались, - кивнул мужчина.

- Для этого была применена ступенчатая система сноса. Либералы-заговорщики во главе со Львовым, наломав дров, под давлением западных держав уступили власть радикальным «реформаторам» во главе с Керенским. А на смену им подталкивались вы, большевики. Правда, Корнилов предпринял попытку навести в стране порядок. Вначале он получил горячую поддержку британских и французских дипломатов. Но их политику сорвал посол США в Петрограде Френсис. По его настоянию и по новым полученным инструкциям послы Антанты вдруг резко изменили позицию и вместо Корнилова поддержали Керенского. Суть улавливаете?

- Это хоть и ускорило развал империи, но и заставило нас поторопиться, - кивнул мужчина. – Мы не могли больше смотреть, как гибнет Россия. Но первая попытка в июле провалилась.

- Кстати, с июля по октябрь большевики не получали финансирования от Германии, так говорят историки, - поморщился Виктор. - После провала июльского путча эти каналы вскрыла русская контрразведка, и вы, будто оборвали их, опасаясь дискредитировать партию. Это правда?

- Может быть и так, - пожал плечами мужчина, - повторюсь, я этими вопросами не занимался.

- Но у вас не возникли проблемы с деньгами?

- Мне об этом неизвестно, - мужчина отвёл глаза к окну, - в то время финансовыми вопросами занимался мой секретарь, Борис Рейнштейн.

-2