Найти в Дзене
Sky Artist

Ускоренная подготовка лётчиков во время Великой Отечественной войны. В СССР НЕ готовили лётчиков за полгода!

Что наше общество знает о подготовке пилотов в Советском Союзе в годы войны? Судя по нашим современным фильмам, ничего! Или, даже, вернее сказать, нечто противоположное тому, что на самом деле в те годы было! Неверная точка зрения повлияла на сценаристов сериала "Истребители", художественных фильмов "Воздух", "Расправляя крылья", многих других. Выступает на телевидении известный аналитик, рассуждает о поставках американских истребителей в зону СВО: «Советский Союз ведь готовил пилотов за полгода, вот и противник худо – бедно сможет подготовить пилотов для Ф-16!» Миф о том, что подготовить пилота можно за 6 месяцев плотно укоренился в обществе. А так ли это было на самом деле? Для того, чтобы разобраться в этом вопросе обратимся к научной диссертации «Подготовка кадров для ВВС СССР в Поволжье и на Урале в годы Великой Отечественной войны 1941-1945» Панова Евгения Викторовича члена-корреспондента Академии военно-исторических наук, кандидата исторических наук. Это на сегодняшний день сама
Як-7УТИ
Як-7УТИ

Что наше общество знает о подготовке пилотов в Советском Союзе в годы войны? Судя по нашим современным фильмам, ничего! Или, даже, вернее сказать, нечто противоположное тому, что на самом деле в те годы было! Неверная точка зрения повлияла на сценаристов сериала "Истребители", художественных фильмов "Воздух", "Расправляя крылья", многих других. Выступает на телевидении известный аналитик, рассуждает о поставках американских истребителей в зону СВО: «Советский Союз ведь готовил пилотов за полгода, вот и противник худо – бедно сможет подготовить пилотов для Ф-16!» Миф о том, что подготовить пилота можно за 6 месяцев плотно укоренился в обществе. А так ли это было на самом деле?

Для того, чтобы разобраться в этом вопросе обратимся к научной диссертации «Подготовка кадров для ВВС СССР в Поволжье и на Урале в годы Великой Отечественной войны 1941-1945» Панова Евгения Викторовича члена-корреспондента Академии военно-исторических наук, кандидата исторических наук. Это на сегодняшний день самая глубокая и интересная работа по данной теме, самый большой и всесторонний охват! На Урал и в Поволжье была эвакуирована половина всех лётных военных учебных заведений, все три академии ВВС. В работе использованы архивные данные из Центрального архива министерства обороны (ЦАМО) но не только. Значительную часть источниковой базы составляют неопубликованные документы и материалы, выявленные в Российском государственном военном архиве (РГВА), Государственном архиве Российской Федерации (ГА РФ), Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ), Национальном архиве Республики Татарстан (НА РТ), Центральном государственном архиве историко-политической документации Республики Татарстан (ЦГАИПД РТ), центрах хранения и изучения документов новейшей истории областей и республик Урала и Поволжья, в других архивах, музейных фондах. Свыше 100 участников войны прислали автору письма и свои воспоминания, причем многие из них в подтверждение описанных событий прислали подлинные документы.

Из работы Евгения Викторовича мы узнаём, что фактически на подготовку лётчика по ускоренной программе, затрачивалось в среднем полтора – два года!

Но обо всём по порядку. Откуда пошла эта информация про «полгода и в бой»?

Читаю одну «обстоятельную» статью на эту тему. Постулат про полгода доказывается не хитрым приёмом. Автор статьи просто приводит выдержку из приказа «Об установлении системы подготовки и порядка комплектования вузов военно-воздушных сил и улучшении качества подготовки летного и технического состава» № 080 от 3 марта 1941 г.: «Во исполнение постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 25 февраля 1941 г.:

" Установить следующую систему подготовки летного и технического состава ВВС Красной Армии:

... Школа военных пилотов. Срок обучения: в мирное время — 9 месяцев, в военное время — 6 месяцев...

Установить в школах военных пилотов общий налет на курсанта на учебном и боевом самолетах:

... Для истребителей — 24 часа..."

«Железобетонное доказательство»- думает читатель. «Ведь сам за себя говорит архивный документ! Приказ! В военное время — 6 месяцев!

В данном случае автор просто выкинул из своей статьи пункт 1. Который звучит так:

«1. Школа первоначального обучения. Срок обучения: в мирное время — 4 месяца, в военное время — 3 месяца .

Задача школы обучить курсанта-пилота пилотированию на учебном самолете и дать общие знания по авиационной технике, теории авиации и военной подготовке.

Налет на каждого курсанта-пилота установить 30 часов.

...В школах первоначального обучения организовать отбор по родам авиации...»

Т.е. мы видим, что прежде чем приступить к занятиям в ВАШП, пилот должен был закончить ВАШПО! И тогда 6 месяцев по ускоренной системе уже никак не получается! Но даже в тех статьях, которые дают читателю приказ полностью, без купюр, трактовка идёт следующая: или ВАШПО, или ВАШП, т.е. либо 3 месяца, либо 6!

Как разобраться? Складывать ли нам сроки, или считать какой то один? Для этого, во-первых, надо почитать приказ внимательно: «Во исполнение постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 25 февраля 1941 г…» Т.е. если краткость формулировок вызывает у вас сомнение, обратитесь за разъяснением к документу, на который приказ ссылается! А во-вторых, изучите, как всё на самом деле было на практике, чем в действительности занимались школы, изучите биографии реальных людей, ветеранов лётчиков!

И вот тут то мы увидим, что однозначно, срок обучения в ВАШПО, нужно складывать со сроком обучения в ВАШП! Цитата из работы Евгения Викторовича:

«СНК СССР и ЦК ВКП(б) 25 февраля 1941г. приняли постановление «О реорганизации авиационных сил Красной Армии», которым устанавливалась новая система подготовки летного и технического состава. В соответствии с ним подготовка летчиков должна была осуществляться последовательно в трех типах учебных заведений. Первой ступенью являлись военные школы первоначального обучения в мирное время 4 и в военное 3 месяца, где курсанты учились пилотировать учебный самолет (на каждого курсанта - 50 часов). Второй, основной ступенью являлись военные школы пилотов (в мирное время - 9, в военное - 6 месяцев), где курсанты овладевали боевым самолетом того или иного рода авиации. Третья ступень - военные авиационные училища со сроком обучения в мирное время два года и в военное один год, которые предназначались для подготовки командиров звеньев и эскадрилий.»

И вот тут мы видим, что школы и училища – это не одно и то же, как думает большинство наших доморощенных экспертов, писателей и киносценаристов, а нечто особенное! Лётчик, закончивший ещё и училище, мог занимать должности от командира звена и выше!

Запомнить это довольно просто! Помните Кузнечика из фильма «В бой идут одни старики» Леонида Быкова? Он не просто так назвал себя «более опытным»! Это было не пустое хвастовство, ведь после ему всё же удалось продемонстрировать свои навыки в бою с «Мессером» на взлёте.*** Откуда было взяться этим навыкам? Ведь лётные навыки, не бывают врождёнными, они всегда результат упорных тренировок! Такие навыки Кузнечик мог получить в училище, куда его отобрали после окончания ВАШПО!* В училище и срок обучения больше, чем в ВАШП, и налёт давали больше, и упражнения сложнее.

Итак, Мы уже видим три ступени подготовки советских лётчиков:

1. ВАШПО Военная авиационная школа первоначального обучения, где не только обучали на учебных самолётах, но и осуществлялся отсев не способных к лётному обучению, сортировка курсантов по родам авиации, исходя из индивидуальных особенностей каждого.

«В школах первоначального обучения организовать отбор по родам авиации. Курсантов, оказавшихся неспособными к летной службе, в авиационные школы военных пилотов не допускать и откомандировывать их в свои части обратно.»

Самолёты - У-2 или УТ-2. Срок обучения в военное время 3 месяца. Налёт 30 часов.

Ут-2 Самолёт первоначального обучения в ВАШПО
Ут-2 Самолёт первоначального обучения в ВАШПО

2. ВАШП Военная авиационная школа пилотов. Курсанты получали налёт на боевой машине. Бомбардировщики и пилоты штурмовой авиации готовились на Р-5, Ил-2, СБ-2, Пе-2.

Что касается истребителей, то это в основном И-15, И-16 в начале войны, Як-1, Як-7, Як-9, Ла-5 уже начиная с 1942-го года**.

Срок обучения 6 месяцев в военное время. Налёт часов 24 часа на истребителе или 20 часов на бомбардировщике.

Ути-2 и Ути-4. На таких самолётах начинали лётную подготовку в ВАШП
Ути-2 и Ути-4. На таких самолётах начинали лётную подготовку в ВАШП

Стоит подробнее остановиться на подготовке пилотов на современных типах. Переход был очень постепенным. Не всем школам и училищам сразу было поставлено достаточное количество новой техники. И это понятно! Шла война. Помните выражение капитана Титаренко из того же «В бой идут одни старики»?

«Взлёт – посадка, ясно..»

Некоторые понимают её извращённо и дословно, якобы пилоты в процессе обучения ничего другого и не делали. Нет! Имелось ввиду лишь то, что на выпускном типе в училище удалось сделать несколько ознакомительных полётов, а всё обучение прошло на старых типах истребителей. Такое действительно было. Например, по воспоминаниям Ивана Ивановича Кожемяко, ветерана – лётчика, программу он отлетал на Ут-2, УТИ-4, И-16 и только ознакомительно на Як-1, «только взлёт-посадка». Такой недостаток подготовки должны были ликвидировать запасные полки, в которых в обязательном порядке проходили подготовку все пилоты перед отправкой на фронт.

И Это уже 4 ый этап подготовки советского пилота! Но об этом ниже.

В соответствии с приказом НКО СССР от 16 октября 1942 года в школах истребительной авиации стал тщательно отрабатываться высший пилотаж. В школах бомбардировочной авиации с ноября 1942 года была введена дополнительная ночная лётная программа из 10 летных упражнений, в восьми из них предусматривалось бомбометание. А приказом НКО СССР от 18 октября 1942 года срок обучения летчиков и штурманов был увеличен до двух лет.********

Выше приведённая цитата из работы Панова Е.В. является ответом на заявления о том, что в советских лётных школах запрещали выполнение фигур высшего пилотажа. Как видим, этот запрет действовал не долго! И обратите внимание на то, что в самый разгар войны срок обучения лётчиков увеличили до 2-ух лет! Можно ли было это сделать в условиях дефицита лётных кадров, когда наши, по мнению некоторых, воевали в небе со счётом 1 к 10-и в пользу противника? Евгений Викторович в своей работе нам говорит о том, что, да действительно, такой дефицит был в начале войны, но только в отношении лётчиков, освоивших новые типы боевых самолётов, и в отношении подготовленного и обученного командного состава. С резервом лётных кадров дела обстояли не плохо, а к концу 1942-го года и на новую технику успели подготовить достаточное количество специалистов! Вот почему стал возможным перевод лётных школ на двухгодичную систему подготовки!

УСБ Учебно тренировочный бомбардировщик.
УСБ Учебно тренировочный бомбардировщик.

3. Лётное училище. Учебное заведение, где готовили командиров- лётчиков. В том же приказе № 080 сказано:

«3. Военные авиационные училища командиров-летчиков. Срок обучения: в мирное время — 2 года, в военное время — 1 год.

Задача училищ научить курсанта: владеть техникой пилотирования днем и ночью; водить звено и эскадрилью на всех высотах днем, ночью и в сложных метеоусловиях, на предельный радиус самолета и с боевым применением; вести воздушный бой одиночно и в группе .

Установить налет на каждого курсанта на учебно-боевых самолетах 150 часов (по 75 часов в год).

Срок обучения первого набора установить 1 год с налетом 75 часов, с исключением для первого набора задачи подготовки к действиям в сложных метеоусловиях и на предельный радиус.

Комплектование авиационных училищ производить пилотами, прослужившими в строю не менее двух лет.»

Е.В. Панов установил, что практика не вполне соответствовала приказу. В приказе установлен порядок набора в училище: Комплектование авиационных училищ производить пилотами, прослужившими в строю не менее двух лет.

На практике во время войны этот порядок изменили, в училища стали направлять лучших выпускников лётных школ.

И вот мы подошли к 4-му этапу лётной подготовки, который существовал только во время войны.

Современные самолёты поступили в школы не сразу...
Современные самолёты поступили в школы не сразу...

4. 4ый (но не последний) этап лётной подготовки- Запасные полки.

Если третий этап проходили не все пилоты, а только лучшие, ну или те на кого «пал жребий», то четвёртый этап подготовки был обязателен для всех! Его проходили даже такие, казалось бы, опытные лётчики, как инструкторы лётных училищ, которые, готовили себе замену, писали рапорты и тоже попадали на фронт только через подготовку в запасном полку!

Т.е. та картинка, когда нам показывают, что курсанты военных училищ отправляются прямиком на фронт, не соответствует действительности!

Например, в сериале "Истребители" показан эпизод, как командир полка приехал в лётное училище и курсантов-выпускников зачислил к себе в полк.

В фильме «Расправляя крылья» Командир произносит фразу, обращаясь к молодому пополнению: «Недоучки! Вас начальник училища сбагрил мне, потому, что прокормить вас не мог!» - Всё это не более чем вымысел сценаристов, от недостатка знаний. Такие сценарии хорошо встроены в общую линию современной антисоветской, а значит русофобской пропаганды «Завалили трупами». Уж не знаю, понимают ли это создатели фильма, или нет, однако на фронтах, в боевых полках, «вчерашних выпускников» по факту не было!

Вот цитата из работы Евгения Викторовича: «Задача запасных частей состояла в том, чтобы в короткий срок подготовить пополнение для фронта.» Т.е. выпускник лётной школы или училища не считался готовым пополнением для отправки на фронт!

В училище и в лётных школах будущего воздушного бойца учили в основном летать и эксплуатировать лётную технику, но его нужно было ещё научить воевать! Тактика ВВС, полёты в боевых порядках, стрельбы по воздушным и наземным мишеням в училищах и школах конечно же давались, но это была лишь основа на которую нанизывались дополнительные навыки и знания в ЗАПах (запасных полках).

Переучивание на новые типы истребителей, а также истребители, поставленные по Ленд Лиз, такие как Спитфайр, Аэрокобра проходили в учебных полках и ЗАП
Переучивание на новые типы истребителей, а также истребители, поставленные по Ленд Лиз, такие как Спитфайр, Аэрокобра проходили в учебных полках и ЗАП

К концу 1942-го года в ВВС РККА насчитывалось 20 Запасных авиаполков. Кроме ЗАПов существовали ещё «11 учебно-тренировочных авиаполков,2 по одному в каждой действующей воздушной армии. Эти полки выполняли задачи по вводу в строй летчиков, штурманов и стрелков-радистов, прибывающих из школ; по переучиванию летчиков, ранее летавших на самолетах ПО-2, для штурмовой и истребительной авиации; по обучению летного состава, возвратившегося из стрелковых частей. Они же содержали резерв летного и технического состава для нужд воздушных армий.»****

Легендарный Ил-2. Если вы видите на фото боевые самолёты выстроенные в линеечку, будьте уверены это не фронт!
Легендарный Ил-2. Если вы видите на фото боевые самолёты выстроенные в линеечку, будьте уверены это не фронт!

Многие ветераны вспоминают, что основной упор в подготовке в ЗАП делался на тактику.

Не сразу была налажена удовлетворительная работа ЗАПов! Можно найти много критики в отношении подготовки, которую в них давали молодому лётчику. В начале войны и налёт, который успевали в нём получить, был не большим. Однако эта система развивалась и совершенствовалась!

«Если до 1 января 1942 года средний налет на летчика в запасном авиационном полку составлял всего 5-8 часов, то в мае-июне 1942 года уже 18-19 часов. Увеличилось количество полетов на отработку основных видов боевого применения истребительной авиации - воздушных боев, стрельб. Лётный состав стал тщательно отрабатывать элементы сложного пилотажа.»****

«К концу первого периода войны по мере накопления переподготовленного летного состава в частях действующей армии сроки обучения летчиков в запасных авиационных бригадах и полках были увеличены и недостатки в подготовке летного состава ликвидированы.»****

Срок подготовки молодого лётчика в ЗАП составлял обычно 4-6 месяцев.

5. И заключительным этапом подготовки лётчика перед отправкой его на боевое задание был отлёт КБП (курса боевой подготовки) непосредственно в авиационном полку на фронте. Тут у всех пилотов складывалось по разному. Есть примеры, когда лётчики отлётывали КБП качественно и в полном объёме, на что уходило ещё 3 месяца подготовки в условиях, приближенных к боевым. Есть примеры, когда такая подготовка давалась в усечённом виде и состояла из нескольких полётов для отработки слётанности в паре и двух – трёх полётов на полигон для отработки стрельбы по мишени. Иногда полигонные мишени заменялись на реальные боевые цели в полосе фронта. Как говорится «на усмотрение командира»…

Срок подготовки в боевом полку к первому боевому вылету от 0,5 до 3х месяцев мы даже в расчёт брать не будем!

6. Был ещё один этап подготовки советского лётчика, которому не присвоен первый номер в работе Евгения Викторовича, поэтому назовём его нулевым этапом. Это подготовка в аэроклубах на самолётах или планерах. До войны это был обязательный этап, обязательное условие для приёма в ВАШПО. Это условие отменили в декабре 1940 года, однако нужно иметь в виду, что у многих курсантов, которые поступали на учёбу в лётные школы во время войны был ещё и налёт порядка 16-и часов на учебном У-2 или Ут-2. В программу подготовки входил простой и сложный пилотаж, самостоятельные полёты по кругам, штопор, элементы высшего пилотажа. Всё перечисленное составляло программу экзаменационного полёта по окончании обучения, на основе чего принималось решение о приглашении данного выпускника аэроклуба в лётную школу, либо оставления курсанта в «резерве». Срок обучения «без отрыва от производства», т.е. теория в вечернее время зимой, а практика на полевых аэродромах летом, - 1-2 года *****

Ещё один советский легендарный самолёт. Учебный У-2. На таких могли летать и в аэроклубах и в ВАШПО.
Ещё один советский легендарный самолёт. Учебный У-2. На таких могли летать и в аэроклубах и в ВАШПО.

Мы в общих чертах описали этапы пути рядового лётчика до первого боевого вылета. Но учёба на этом не заканчивалась. Лётчики говорят так: лётчик учится всю жизнь. В процессе своей деятельности не только постоянно совершенствует свои навыки, и приобретает новые для себя допуски к полётам (ночью, в сложных метеоусловиях с определённым минимумом погоды…) но и постоянно где то учится. Выдвинули тебя на новую должность – пожалуй на курсы повышения квалификации! Во время войны действовали курсы командиров звеньев при училищах, Липецкие курсы усовершенствования командного состава ВВС КА, 3 Академии… «К середине 1941г. подготовкой и совершенствованием командно-начальствующего и летно-технического состава занимались 111 военно-учебных заведений ВВС, в том числе:

  • 3 академии ВВС;
  • 4 военно-авиационных училища;
  • 2 курсов усовершенствования;
  • 2 высшие школы штурманов;
  • 29 школ первоначального обучения;
  • 21 школа пилотов истребительной авиации;
  • 22 школы пилотов бомбардировочной авиации;

-12 школ стрелков-бомбардиров;

-16 школ авиационных механиков.» *******

Учебно-тренировочный истребитель Ла-5УТИ.
Учебно-тренировочный истребитель Ла-5УТИ.

Итак, как видим, никакими 6-ю месяцами для подготовки боевого лётчика в СССР не обходились! Исключения если и были, то только в отношении пилотов для По-2. Это действительно простая машина, которую можно было освоить за 3 месяца, но только для полётов днём в простых метеоусловиях. Для полётов ночью, в сложных условиях, да ещё на боевое применение, необходимо было дополнительное время. Боевой же истребитель или фронтовой бомбардировщик требовали к себе ещё более серьёзного внимания! Поэтому говорить про «6 месяцев и в бой» просто смешно!

«Так, при анализе воспоминаний летчиков были выявлены следующие факты: из 29 проанализированных летчиков, закончивших аэроклубы или школы первоначального обучения в 1940-41 годах, и поступивших в эти годы в школы пилотов, учились три года и более - 4 человека, от 2 до 3 лет - 14 человек, от года до 2 лет - 9 человек, менее года - 2 человека.»*****

Это цитата из ещё одной интересной работы "ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ЛЕТЧИКОВ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ" Иванцова А.В. Из неё мы видим, что даже в самый тяжёлый период войны, когда действовали приказы об ускоренных выпусках из учебных заведений, отмене выпускных экзаменов, отпусков, отмене в школах пилотов общеобразовательных предметов…, до выхода приказа НКО СССР от 18 октября 1942 о переводе системы подготовки лётчиков на двух годичный срок обучения.

Даже в начале войны фактически на подготовку лётчика затрачивалось в среднем 1,5 года! Причём Иванцов посчитал без учёта времени учёбы в ВАШПО или аэроклубе.

И пожалуй стоит ответить ещё на один вброс любителей Баварского, поклонников Люфтваффе. Заявляется, что советская система подготовки испытывала трудности с топливом для полётов, запчастями и исправными самолётами. И в результате, мол, советский выпускник ничего не умел.

Ну что же, и на этот вопрос нам даёт ответ работа Евгения Викторовича! Да действительно были трудности! И с топливом, и с самолётами, и с жильём для курсантов, преподавателей, инструкторов. Со снабжением и учебными пособиями. Шла война. Но значит ли это, что в боевые полки приходили лейтенанты без налёта, как нам пытаются показать, к примеру в том же фильме "Расправляя крылья"?

Совершенно нет!

«Недостаток боевых самолетов и горючего в этот период был настолько велик, что значительному количеству курсантов, но и подготовленных летчиков летать было не на чем. Поэтому количество военных училищ и школ ВВС в 1942г. было сокращено с 37 до 34, и их штатная численность уменьшена с 50430 до 38980 человек»********

Сроки обучения курсантов затягивались, часть курсантов до окончания обучения отправлялась в сухопутные войска, в пехоту, план по выпуску лётчиков не выполнялся (выпускали меньше лётчиков), а после и вовсе был сокращён, но никто без отлёта программы лётчиков не выпускал. От себя добавлю, что мне знакомо одно исключение. Новосибирская школа первоначального обучения всё же выпустила курс с теоретической подготовкой, но без лётной практики. Вопрос куда выпускники были направлены? В войска? Чтобы на них ком полка как в фильме "Расправляя крылья" орал и обзывал недоучками? Подобное существует только в сценариях современных кинофильмов! В реальности выпускники были направлены в Омскую школу пилотов, где их определили в специальный поток, для которого в школе имелись самолёты первоначального обучения УТ-2 и недостаток в подготовке курсантов перед тем как они приступили к обучению на бомбардировщиках СБ и Пе-2, был устранён! Курсанты всё же отлетали положенное на учебных самолётах, после чего приступили к обучению на боевых.

Зачем нам нужно всё это знать? В популярной литературе и документальных фильмах, таких как, например, «Асы Люфтваффе Восточный фронт» Д. Захарова, поклонники немецких асов приводят в пример немецкую 4-х ступенчатую систему подготовки, включающую A, B, C и D-школы. Сравнивают всё это они с подготовкой советского лётчика только в одной ВАШП, умалчивая об остальных этапах подготовки советского лётчика.

Приправляется всё это ещё одним ловким сравнением. Берётся налёт пилотов врага, прошедших бои в Европе (утверждается, что это 200-250 часов в среднем) и сравнивается с налётом советского выпускника, при этом у немецкого пилота учитывается общий налёт, а у советского только специальный. Например, после переучивания на новейший советский истребитель на тот момент, скажем Як-1Б. Именно из этой хитрой методики растут ноги у множества заявлений о налёте 10 часов, 7 часов или даже 4!****** Почти ничего не говорится о том, что и у немцев тоже были новички, и о том, что в 1943-м году общий налёт немецкого новичка мог быть порядка 60-и часов, и их как котят били наши, набравшиеся опыта лётчики.

В такой интерпретации больше верится в правдивость счетов немецких асов и в теорию «заваливания врага трупами наших пилотов в воздухе». А эта теория нужна не только для деморализации нашего населения, но и для воспитания в западных странах нового пушечного мяса для войны на «восточном фронте».

Дорогие киношники и прочие креаклы, очнитесь! Прекратите наконец повторять весь этот протухший перестроечный бред!

Владимир Потапов, пилот, автор канала «Sky Artist» (Небесный Художник» 12 Мая 2024г.

---------------------------------------------------------------------------------—

*- это не единственный вариант получения нашим Кузнечиком углубленной теоретической и практической подготовки. На этапе обучения в ЗАПе, также его могли отобрать для обучения на курсах командиров звеньев, которые организовывались при училищах; «инструкторская эстафета» – явление в Советских ВВС, которое также способствовало повышению навыков у значительного числа лётчиков, прежде чем они отправятся на фронт.

**- "Советская авиация в ВОВ", раздел "Подготовка кадров летными военно-учебными заведениями ВВС".

***- В самом конце фильма Кузнечика показали отдающим приказы перед строем лётчиков, т.е. в роли командира звена. Это говорит о том, что Леонид Быков глубоко понимал материал, по которому снимал фильм, в отличие от его современных коллег.

****- Панов Е.В. «Подготовка кадров для ВВС СССР в Поволжье и на Урале в годы Великой Отечественной войны 1941-1945» стр. 81

***** - "ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ЛЕТЧИКОВ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ" Иванцов А.В.

******- В реальности это может выглядеть так: Налёт на По-2 16 часов, на Ут-2 30 часов, на И-16 25, на Харрикейне -4. Общий налёт 75 часов, но вам расскажут только про 4 последних.

******* - Панов Е.В. «Подготовка кадров для ВВС СССР в Поволжье и на Урале в годы Великой Отечественной войны 1941-1945» стр. 30

******** - Панов Е.В. «Подготовка кадров для ВВС СССР в Поволжье и на Урале в годы Великой Отечественной войны 1941-1945» стр. 65

Приложение 1.

ПРИКАЗ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПОРЯДКА

КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВУЗОВ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ И УЛУЧШЕНИИ

КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ЛЕТНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА

№ 080 3 марта 1941 г.

Во исполнение постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 25 февраля 1941 г.:

I. Установить следующую систему подготовки летного и технического состава ВВС Красной Армии:

А. ПОДГОТОВКА ЛЕТНОГО СОСТАВА

1. Школа первоначального обучения. Срок обучения: в мирное время — 4 месяца, в военное время — 3 месяца .

Задача школы обучить курсанта-пилота пилотированию на учебном самолете и дать общие знания по авиационной технике, теории авиации и военной подготовке.

Налет на каждого курсанта-пилота установить 30 часов.

Комплектование школ первоначального обучения производить за счет младшего командного состава авиационных и наземных войск, имеющих среднее образование, и лицами, окончившими спецшколы ВВС.

В школах первоначального обучения организовать отбор по родам авиации. Курсантов, оказавшихся неспособными к летной службе, в авиационные школы военных пилотов не допускать и откомандировывать их в свои части обратно.

2. Школа военных пилотов. Срок обучения: в мирное время — 9 месяцев, в военное время — 6 месяцев.

Задача школы научить курсанта-пилота: пилотированию и применению боевого самолета днем в простых метеорологических условиях; групповым полетам в составе звена и дать практику в маршрутных полетах, с посадкой на незнакомых аэродромах, для чего включить в программу 10 таких полетов. Истребителей, кроме того, научить начальным воздушным стрельбам и основам воздушного боя, а в бомбардировочных школах научить пикированию на самолетах УСБ и СБ до углов 40°.

Установить в школах военных пилотов общий налет на курсанта на учебном и боевом самолетах:

а) Для бомбардировщиков — 20 часов, из них: контрольно-вывозных — 8 часов; самостоятельных — 12 часов.

Обучение производить на УСБ и СБ с предварительной тренировкой на Р-5.

б) Для истребителей — 24 часа, из них: контрольно-вывозных — 9 часов; самостоятельных — 15 часов.

Обучение проводить на УТИ-4, И-16 и И-15, а с конца августа И-15 заменить на УТИ-26.

в) С 1 января 1942 г. произвести специализацию школ пилотов по видам авиации, соответственно переработав программы.

3. Военные авиационные училища командиров-летчиков. Срок обучения: в мирное время — 2 года, в военное время — 1 год.

Задача училищ научить курсанта: владеть техникой пилотирования днем и ночью; водить звено и эскадрилью на всех высотах днем, ночью и в сложных метеоусловиях, на предельный радиус самолета и с боевым применением; вести воздушный бой одиночно и в группе .

Установить налет на каждого курсанта на учебно-боевых самолетах 150 часов (по 75 часов в год).

Срок обучения первого набора установить 1 год с налетом 75 часов, с исключением для первого набора задачи подготовки к действиям в сложных метеоусловиях и на предельный радиус.

Комплектование авиационных училищ производить пилотами, прослужив¬шими в строю не менее двух лет.

Б. ПОДГОТОВКА ШТУРМАНСКОГО СОСТАВА

1. Школа стрелков-бомбардировщиков. Срок обучения — 1 год, с налетом на каждого курсанта — 40 часов.

Задача школы научить курсанта: владеть в воздухе стрелковым оборудо¬ванием; производить бомбометание днем; вести детальную и общую ориенти¬ровку; кроме того, привить навыки курсанту в самолетовождении по радио¬компасу и устанавливать связь с землей.

Комплектование производить младшими командирами и красноармей¬цами всех родов войск, имеющими среднее образование, лицами, окон¬чившими спецшколы ВВС, а также призывниками, имеющими среднее образование.

С 1 января 1942 г. произвести специализацию школ по видам авиации, соответственно переработав программы подготовки, и к этому сроку перевести выполнение летных упражнений курсантов стрелков-бомбардиров с ТБ-3 на самолеты ДС-3.

2. Военно-авиационное училище для подготовки штурманов ближнебомбар-дировочной авиации. Срок обучения: в мирное время — 2 года, в военное время — 1 год.

Задача училища научить курсанта: самолетовождению в сложных метео¬рологических условиях погоды днем и ночью; воздушной разведке; фотогра¬фированию; дешифрированию;

технике фотолабораторной обработки; воздуш¬ной стрельбе и бомбометанию.

Комплектование производить стрелками-бомбардирами, прослужившими в строю не менее 2-х лет, а также средними и младшими командирами всех родов войск, имеющими среднее и высшее образование.

Установить налет на каждого курсанта 150 часов.

Срок обучения для первого набора установить один год с налетом 75 часов и исключением для первого набора задачи обучения самолетовождению в сложных метеорологических условиях.

Г. ПОДГОТОВКА КОМАНДИРОВ СВЯЗИ

Военное авиационное училище командиров связи. Срок обучения: в мирное время — 2 года, в военное время — 1 год.

Задача училища научить курсантов: умению организовать и использовать в условиях современного боя связи в авиации и при взаимодействии ВВС с наземными войсками; в совершенстве знать боевые самолетные радиостанции и отлично работать на них в воздухе; хорошо знать наземные радиостанции.

Комплектование производить стрелками-радистами и лицами, окончившими авиашколу связи, прослужившими в авиачастях не менее 2-х лет.

Срок обучения для первого набора установить 1 год.

Д. ПОДГОТОВКА ШТАБНЫХ КОМАНДИРОВ ВВС

Училище для подготовки штабных авиационных командиров. Срок обучения: в мирное время — 2 года, в военное время — 1 год.

Задача училища: научить штабной службе и привить практические навыки в работе штаба эскадрильи и полка, дать знания по военной администрации и ведению хозяйства до авиационного полка включительно; изучить организацию и тактику всех родов войск Красной Армии, Германии, Японии, Турции и Англии.

245

Комплектование производить летнабами, летчиками и командным составом других родов войск Красной Армии.

II. Начальнику Главного управления ВВС:

а) предусмотреть к концу 1941 г. выделение для каждой школьной истребительной эскадрильи пяти самолетов УТИ-26, с тем чтобы в 1942 г. расширить обучение в школах на новых типах истребительных самолетов;

б) в связи с изменением системы подготовки в школах и разверты¬ванием новых шести училищ подготовки командного состава представить мне в 20-дневный срок расчет на дополнительное количество самолетов для школ и училищ, для представления его на утверждение в Комитет Обороны при СНК СССР.

в) в соответствии с настоящим приказом внести изменения и допол¬нения в курсы учебно-летной подготовки и программы школ и училищ;

г) составить к 1 апреля 1941 г. программы летной и внеполетной подготовки для школ первоначального обучения и военных авиационных училищ.

III. Пункты 10 и 11 приказа НКО № 008 от 14 марта 1940 г.*, устанавливающие сроки обучения в школах ВВС Красной Армии, и приказ начальника Главного управления ВВС Красной Армии № 0298 от 25 ноября 1940 г. — отменить.

Народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза С. Тимошенко

Ф. 4, оп. 11, д. 63, л. 330—336.