9,9K подписчиков

«Каждое погружение – это вызов». Страшные находки курских водолазов

3,3K прочитали

В Санкт-Петербурге на набережной реки Мойки автобус с пассажирами упал с моста и ушел под воду, семь человек погибли... О том, есть ли шанс выбраться из тонущего транспорта и что для этого делать, а также о самых громких ЧП на воде, которые происходили в Курской области, рассказал начальник группы поисково-спасательных водолазных работ АСС Курской области Максим Солонин.

В Санкт-Петербурге на набережной реки Мойки автобус с пассажирами упал с моста и ушел под воду, семь человек погибли...

В этом году исполняется 30 лет Аварийно-спасательной службе Курской области. Мы продолжаем серию материалов о ее сотрудниках. Максим Солонин работает водолазом почти 15 лет. Было многое: и длительные поиски утонувших детей, когда тела уносило течением за несколько километров, и подъем машин с останками, пробывшими под водой больше двух лет, поиски в болотах и погружения в водоемы такой кристальной чистоты, что с одного берега можно рассмотреть, что происходит у другого.

Шанс выбраться из тонущего транспорта

Десять лет назад заядлый любитель подводной рыбалки нырял недалеко от Суворовского пляжа в районе пригородной Моквы. Говорят, там водились сомы, впечатлявшие своими размерами. Но в очередной раз погрузившись под воду, дайвер увидел не рыбу, а что-то странное на дне, на глубине почти четырех метров. Подплыл поближе: то, что принял вначале за огромную корягу, оказалось остовом ВАЗовской «семерки». Дайвер привязал к машине леску, прикрепив другой ее конец к пустой пластиковой бутылке. Самодельный буй упростил работу водолазам, четко показав, где находится утонувшая машина.

В Санкт-Петербурге на набережной реки Мойки автобус с пассажирами упал с моста и ушел под воду, семь человек погибли...-2

– Нырнули, первым делом рассмотрели номера, сообщили полиции. Оказалось, автомобиль был в розыске в течение двух лет, – вспоминает Максим Солонин.

Страшное открытие было впереди. На заднем сиденье «ВАЗ-2107» водолазы обнаружили скелетированые останки. Как позже выяснилось, принадлежали они мужчине и молодой девушке. В марте, когда на реке еще стоял лед, машина приехала на пляж. Ключи остались в замке зажигания, пара перебралась на заднее сиденье. Скорее всего, автомобиль, покатившись под уклон, съехал на лед и провалился под воду. Их разыскивали два с половиной года...

Пять лет назад трагедия произошла в Рыльском районе. «Парень отмечал дембель. Вечером компания села в большой джип, нетрезвый водитель начал сдавать назад, машина опрокинулась, упала с обрыва и ушла на глубину, – рассказывает Солонин. – Водительское окно было приоткрыто на несколько сантиметров, и парень, находившийся за рулем, сумел проскользнуть в эту щель. А двое пассажиров выбраться не смогли...»

Спасатель констатирует – большинство подобных ЧП происходит, когда водитель нетрезв. «Ему держаться бы подальше от машины, а он рискует не только своей жизнью, но и пассажиров», – замечает наш собеседник.

Шанс выбраться из тонущего транспорта есть, уверяет водолаз. Другое дело, что воспользоваться им не всегда сможет даже опытный ныряльщик. В первую очередь нужна железная выдержка.

– Главное – не паниковать. Хотя это легко произнести, а в самой ситуации не поддаться панике сложно, – замечает Максим. – Пытаться открыть двери – бесполезно. Пока давление не выровнялось, бить стекла нельзя, вода, которая потоком хлынет в салон, не даст ничего сделать. Единственный вариант – ждать, когда автомобиль полностью погрузится под воду. А потом ждать еще – когда салон практически целиком заполнится водой. Это очень долго – машина с целыми дверьми и окнами будет тонуть минут десять. Когда салон максимально заполнится водой и давление выровняется, а для дыхания останется лишь небольшой просвет под потолком, нужно снять подголовник сиденья. Там два штыря, ими можно разбить окно. Лобовое бить бесполезно – там пленка, которая защищает на случай ДТП. Можно попытаться его выдавить, но надежнее бить боковое окно и через этот проем выбираться наружу.

Работа в абсолютной темноте

– Водолаз – это как космонавт, только наоборот. Каждое погружение – это открытие для себя, вызов. Когда я только пришел на работу, любой выезд был полон адреналина и волнения, – рассказывает наш собеседник.

В Санкт-Петербурге на набережной реки Мойки автобус с пассажирами упал с моста и ушел под воду, семь человек погибли...-3

Курским водолазам нередко приходится работать при нулевой видимости. Так, в Стрелецком озере глубина достигает 12 метров, и последние метры – это густой ил.

– Световой поток рабочего фонаря – 40 000 люменов, на поверхности, если посветить им в глаза с близкого расстояния, можно сжечь роговицу. Подношу фонарь почти вплотную к своей маске, включаю, но света не вижу, настолько грязная там вода, – рассказывает Солонин. – Еще чаще приходится работать при 95% видимости, это когда свет от мощного фонаря – просто блик.

Напарник на берегу – глаза и уши водолаза, работающего под водой. Самая надежная связь – через сигнальный конец, а проще говоря – натянутую веревку. Дернуть один раз – «как себя чувствуешь?», дернуть и потрясти – «иди влево», два раза дернуть потрясти – «иди вправо». Если водолаз два раза дергает – «нужно больше воздуха, три раза – «выхожу на поверхность».

Они замечают, что за годы вырабатывается сверхъестественная, почти телепатическая связь. Когда и на поверхности слова не нужны, а напарника понимаешь не то что с полуслова – взгляда достаточно.

Но самое тяжелое в работе – это не абсолютная тьма, не погружения в ледяную воду и не поиски, которые могут затянуться на несколько суток. Хуже всего, тут все водолазы сходятся во мнении, – поднимать тела детей.

– 10 лет назад это было, помню как вчера. В Курске пропал 4-летний мальчик. Поиски развернули масштабные, приехали волонтеры из соседних регионов, таксисты на окна ориентировки с фотографией малыша повесили, – рассказывает Солонин. – Недалеко от дома, где жила семья, Тускарь впадает в Сейм, грязное место, закоряженное. Мы проходили его цепочкой, прочесывая дно, приехали даже те, кто был в отпусках. Ребенка нашли, он утонул. Но не в реке, а совсем рядом с домом – в сливной яме... Я доставал. Первые дня три – ком в горле. Не хотелось ни есть, ни пить, ни спать...

Психолог, который беседует со спасателями после таких случаев, однажды признался: сам не понимает, как они справляются. «Тяжелая работа, – не скрывает наш собеседник. – Остаются не все: кто-то совсем в другую сферу уходит, кто-то переводится из водолазов в спасатели. Говорят, доставать людей из машин после ДТП или искать в дыму легче, чем идти под воду. Может, я бы тоже ушел, но кто будет работать? Сейчас у нас 5 водолазов на всю область, на 27 районов».

Зимой после тяжелой болезни ушел из жизни самый опытный водолаз Курской области – Сергей Сальников проработал почти 30 лет, на его счету не только самые тяжелые погружения, но и немало спасенных жизней. Как-то пришлось вытаскивать провалившегося под лед рыбака, 150 метров ползти по хрупкому льду, доставать бедолагу и тащить его за собой на берег. «Лед трещит, но боишься не за себя, а что к человеку не успеешь. Порой счет идет на секунды, – признавался Сергей Анатольевич. – Часто пострадавшие сильно испуганы и не контролируют себя. Хватают за шею, плечи, голову, топят. Поэтому в нашем деле важны и физическая, и психологическая подготовка».

Ружье и ящик пива

Случаются в работе водолазов и курьезы. «Приезжаем на вызов: пропал человек, скорее всего, утонул. На берегу отдыхала компания из пяти человек, выпивали, прилегли отдохнуть. Проснулись – из пяти остались четверо, – вспоминает Максим. – Мы погружаемся: час ищем, два ищем. Подходит мужичок с пакетом пива. Садится на берегу, закуривает: «А что вы тут делаете?» Мы поворачиваемся: «Тебя ищем!» А он в соседнюю деревню на велосипеде ездил».

В Санкт-Петербурге на набережной реки Мойки автобус с пассажирами упал с моста и ушел под воду, семь человек погибли...-4

Еще случай – парень увидел девчонок на противоположном берегу. Переплыл, познакомился, завязалась беседа... В это время у друзей паника: позвонили в службу спасения, приехали полиция, водолазы. И тут возвращается казанова. «Встреча была теплой, товарищи ему по уху отвесили. Полицейские отметили, что надо было и по второму дать», – смеется наш собеседник.

Однажды помощь у водолазов попросили сотрудники Охотнадзора. Надо было вытащить из воды лебедя со сломанным крылом. Птица явно нуждалась в помощи, но сопротивлялась так отчаянно, что едва не перевернула лодку своих спасителей.

Случались и неожиданные находки. Со дна водоемов поднимали снаряды времен ВОВ и современное оружие, например, охотничье ружье.

Лодочная станция на реке Сейм. Летом там дежурят спасатели: проводят тренировочные спуски, штабные учения. Кажется, каждый сантиметр дна изучен, как свои пять пальцев. «Погрузились вдвоем с товарищем, отрабатывали двойное погружение. Октябрь или ноябрь – видимость хорошая. На дне лежит какой-то ящик. В прошлый спуск его не было», – вспоминает Солонин. Водолазы подхватили непонятный предмет, вытащили на берег. А там полиэтиленовая спайка – 19 бутылок пива. То ли течением его унесло. То ли кто-то опустил в воду охлаждаться и забыл. Хозяева так и не объявились.

Рейтинг курских пляжей

Перед началом купального сезона водолазы обследуют пляжи. Еще несколько лет назад самым неблагополучным спасатели считали Ермошкино озеро, где бывало по нескольку утонувших за лето.

Когда-то на его месте был карьер, где добывали песок, потом он заполнился водой. Дно неровное, в глубоких колодцах-омутах. Человек идет по отмели, потом резкий обрыв, земля в буквальном смысле уходит из-под ног. И человека утягивает на глубину.

Еще одна проблема – термоклин на таких участках: резкий перепад температуры в слоях воды. Организм ныряльщика не выдерживает, начинаются судороги. Это особенность всех искусственных водоемов, таких как Стрелецкое озеро или Курчатовское море.

Но сейчас лидер антирейтинга курских спасателей – Новая Боевка. «Там пляж закрыли, но люди все равно регулярно тонут. Отмечают праздники, идут купаться, итог печальный. Сейчас сделали деревянные террасы для отдыха, но дно все равно плохое. На старой Боевке почти нет алкоголя: спорт, семейный отдых. И ЧП случаются гораздо реже, хотя река одна. Но, к сожалению, беды и там бывают».

Тускарь Максим Солонин называет самой грязной рекой в Курской области. «Если бы вы увидели, как нам иной раз приходится отмывать костюмы после погружения, тоже передумали бы купаться в этой воде», – замечает водолаз. Самый чистый – Сейм, но за чертой города.

Ирина ТРЕТЬЯКОВА

Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1543/new/019203/.

Архив статей газеты ~ № 20 (1543) 14 мая ~ 2024 год.