Найти в Дзене
КиноRоман

«Ты хочешь жить вечно?»: рецензия на фильм «Конан-варвар» (1982)

Роберт Ирвин Говард прожил на этой земле всего тридцать лет, но о нем вспоминают до сих пор. Автор рассказов в жанре фентези (sic) и мистики (были у него и вестерны, и приключения) создал немало короткой прозы с яркими персонажами и хорошими описаниями смелых и суровых людей. Кстати, Говард, можно сказать, создал сам жанр фентези (sic) в литературе. Не высокопарное эпичное полотно, как мастер-профессор Джон Р.Р. Толкин. А короткие зарисовки мира, где меч может победить магию, а храбрость и стальные мускулы – преодолеть коварство и чары. Разумеется, на сегодняшний день самым ярким героем автора, который у всех на слуху – это варвар из Киммерии по имени Конан. Это не рыцарь без страха и упрека. Это вор и пират без страха и хороших манер. Тем не менее, у него имеется собственный кодекс чести, которому он следует до самого конца. Обычно, победного для варвара. Говард умер в 1936. В 1960-е интерес к его произведениям возрос. Появились даже комиксы от издательства Marvel. Именно они были взя
Оглавление

Роберт Ирвин Говард прожил на этой земле всего тридцать лет, но о нем вспоминают до сих пор. Автор рассказов в жанре фентези (sic) и мистики (были у него и вестерны, и приключения) создал немало короткой прозы с яркими персонажами и хорошими описаниями смелых и суровых людей.

Кстати, Говард, можно сказать, создал сам жанр фентези (sic) в литературе. Не высокопарное эпичное полотно, как мастер-профессор Джон Р.Р. Толкин. А короткие зарисовки мира, где меч может победить магию, а храбрость и стальные мускулы – преодолеть коварство и чары.

Разумеется, на сегодняшний день самым ярким героем автора, который у всех на слуху – это варвар из Киммерии по имени Конан. Это не рыцарь без страха и упрека. Это вор и пират без страха и хороших манер. Тем не менее, у него имеется собственный кодекс чести, которому он следует до самого конца. Обычно, победного для варвара.

Говард умер в 1936. В 1960-е интерес к его произведениям возрос. Появились даже комиксы от издательства Marvel. Именно они были взяты за основу фильма.

Студии захотели сделать кино про Конана-варвара. Одну из версий сценария написал Оливер Стоун, который затем ушел в режиссуру, сняв «Взвод» и «Александр». Постановщиком, после некоторых перипетий, стал Джон Милиус. Впоследствии он приложит руку к «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы и к сериалу «Рим».

-2

Милиус не терпит компромиссов. Он хотел сделать кино со взрослым рейтингом, показав, как варварство побеждает все. Такой мыслью заканчивался один из рассказов Говарда.

Главная роль киммерийца досталась Арнольду Шварценеггеру, который начинал свой подъем на голливудский олимп. Именно с данной ленты все началось. Потом уже будет «Терминатор» и все эти боевики. Сначала был «Конан-варвар».

То, что не убивает тебя, делает сильнее.

Стоит отметить, что Милиусу удалось сделать все. Конечно, он немного подмонтировал итоговый вариант картины, чтобы остаться хотя бы в рейтинге R. Тем не менее, по сравнению с детским продолжением «Конан-разрушитель» оригинал не стоит и рядом.

-3

Все актеры находятся на своих местах. И это при том, что самые профессиональные исполнители ушли на второй план. Мако в роли чародея Акиро (он, кстати, давал уроки актерства Арнольду и его товарищам), Макс фон Сюдов в роли короля Озрика (его партию практически полностью вырезали) и Джеймс Эрл Джонс в роли главного злодея Тулсы Дума – вот они.

Арнольд (бодибилдер) в роли Конана, Сэндал Бергман (танцовщица) в роли Валерии, Джерри Лопес (серфер) в роли Суботая и Свен-Оле Торсен (спортсмен и друг Арнольда) в роли Торгрима, подельника Тулсы – все эти люди отлично передали значение варварства и того, что такое животная энергия. Будучи спортсменами, они познали «таинство стали» – ту суть, которая именно познается, а не заучивается или передается по наследству.

В большинстве диалогов герои просто бросаются фразами, а подчеркивают их значимость звуками и движениями тела. Это выглядит очень впечатляюще. То, что Тарантино делает с героями посредством общения, Милиус раскрывает их действиями.

-4

Конечно, никак нельзя забывать про саундтрек Бэзила Поледуриса. Композитор сотворил первый из своих шедевров. Причем, кажется, это его лучшая работа. Практически каждая композиция запоминается и отражает происходящее на экране.

Начальные титры, взросление героя на «Колесе боли», его распятие, похищение принцессы – все это достаточно только услышать, и сцены из фильма сами возникают перед глазами. Также гениальная предфинальная композиция, когда Конан проникает в убежище своего врага и готовится нанести решающий удар.

-5

Арнольд до сих пор чтит свою роль и постоянно показывает свой макет меча Конана, а также подогревает слухи о третьем фильме. Впрочем, учитывая его предпринимательскую жилку, в этом нет ничего удивительного.

Картина смотрится отлично и сегодня. В ней есть место боям и красивым женщинам, а также философии и осознанию своей судьбы. Главное – знать, чего ты хочешь, и тогда сам Кром не сможет встать у тебя на пути, чтобы помешать осуществлению задуманного.

- Почему ты плачешь?
- Он Конан, киммериец. Он не будет плакать. Поэтому я плачу за него.

«Конан-варвар» (Conan the Barbarian, 1982)

У Роберта Говарда есть и другие герои, за приключениями которых можно наблюдать на экране:

Рыжая Соня