Ситуацию вокруг Охтинского мыса, где прямо сейчас уничтожаются остатки средневековых шведских крепостей Ландскроны и Ниеншанца, обсудили ученые, правозащитники и активисты на пресс-конференции 13 мая. Начиная с 5 апреля, на мысу ведутся работы по забивке свай для последующего строительства бизнес-центра компании «Газпром».
Присутствовавшие специалисты заявили, что на мысу сохранились 5 га фортификационных сооружений на высоту до 4 м, и это – памятник мирового значения. Более месяца на мысу ежедневно работают от 2 до 4 экскаваторов, они роют землю возле Карлова бастиона крепости Ниеншанц. По мнению ученых, часть памятника уже обезображена, но еще есть большие фрагменты, которые можно сохранить.
«Любой мировой музей позавидовал бы такому богатству», - заявил участвовавший в раскопках археолог Петр Сорокин.
Он назвал Ландскрону «грандиозным памятником эпохи крестовых походов» и отметил, что на мысу обнаружили новгородское городище 13 века, которое существовало до постройки Ландскроны, что подтверждает приоритет Новгорода над этими землями. По мнению Сорокина, по своей значимости битва за Ландскрону не уступает Невской битве и битве на Чудском озере. Кроме того, именно здесь сохранились реальные следы тех событий - борьбы нашего государства за выход к Балтийскому морю.
«Это просто беспрецедентный случай в мировой истории, когда целенаправленно на месте памятников строится сооружение, а впоследствии на месте уничтоженных памятников рассказывают, какие же здесь прекрасные были памятники, - заявил Сорокин, - Никаких шансов при таком строительстве их сохранить нет».
По его словам, когда строители перейдут к выборке котлована, памятники будут полностью уничтожены.
Председатель Правления Санкт-Петербургского союза ученых (СПбСУ) профессор Андрей Тимковский заявил, что чувствует бессилие, и с теми, кто строит и принимает решения, они говорят на разных языках.
«Это как с инопланетянами», - подытожил он.
Начиная с 2009 года, когда на мысу обнаружили остатки крепостей и городища, ученые постоянно предпринимали действия для сохранения памятников, в том числе провели несколько экспертиз и подавали коллективный иск археологов в суд. Иск удалось выиграть в первой инстанции, но в высших инстанциях решение отменили. Союз ученых подписал множество обращений, в том числе к президенту, с требованием сохранить Охтинский мыс. Также было обращение 158-ми российских археологов и историков.
Секретарь Правозащитного совета Санкт-Петербурга Наталья Евдокимова рассказала о том, что в 2021 году президент Владимир Путин поручил Минкульту, правительству Санкт-Петербурга и руководству Газпрома рассмотреть вопрос о создании на Охтинском мысу археологического заповедника, срок исполнения поручения – 21 мая 2021 года. По истечении этого срока активисты подали иск в суд, так как посчитали, что поручение президента не было выполнено. По словам Евдокимовой, суд принял «смешное» решение – определить, было ли исполнено поручение президента или нет, может только он сам.
Евдокимова рассказала, что направила четыре письма с просьбой достучаться до первого лица страны и рассказать ему о проблеме Охтинского мыса. Среди адресатов – член СПЧ Константин Михайлов, который ранее уже озвучивал проблему, режиссер Александр Сокуров, депутат Госдумы Оксана Дмитриева и член Совета Федерации Людмила Нарусова.
Во время пресс-конференции активисты обратились к присутствовавшей в зале Надежде Тихоновой – экс-депутату Заксобрания и председателю регионального отделения партии СРЗП. Ее попросили донести проблему до лидера партии Сергея Миронова и попросить ее озвучить с трибуны Госдумы.
Археолог Тамара Жеглова рассказала о том, что отсутствие денег на музеефикацию объектов не может быть причиной для застройки места. Достаточно просто законсервировать находки для будущих поколений. Кроме того, можно создать на этом месте зеленую зону и открыть сюда доступ горожанам, это не повредит памятникам.
На встрече говорили о мировых примерах сохранения древних городищ в крупных городах. Один из них – Самарканд, где прямо в центре города 72 га занимает археологический памятник. Другой яркий пример – крепость Кастеллет в Копенгагене. Такие места становятся точкой притяжения для туристов.
Зампредседателя Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт‑Петербурга, лауреат премий им. акад. Д.С. Лихачева Дмитрий Мильчик отметил, что сейчас в России очень много говорят о патриотизме, но почему-то памятники оборонного зодчества повсеместно разрушаются. В качестве примеров он привел разрушающуюся крепость в Иван-городе и крепость Корелу, которую из-за недавнего обрушения закрыли для посетителей.
Участники встречи пришли к выводу, что решение о спасении Охтинского мыса может быть принято только первым лицом государства. Все разрешительные документы на строительство были выданы в установленном законом порядке, а все написанные учеными и активистами обращения спускались вниз и не имели результата.