Сегодня редко можно встретить школьника самостоятельно и радостно выполняющего школьные домашние задания. Часто выполнение заданий сопровождается руганью, угрозами, шантажом и слезами. Тем более под конец года дает о себе знать накопленная усталость. Связано это с тем, что обучение – процесс сложный, требующий не только усилий интеллектуальных, но и психических, физических. Вокруг столько всего интересного: игры со сверстниками, мультфильмы, компьютерные игры. За партой сидеть скучно, неинтересно. Разве может тягаться обычный среднестатистический учитель с современной анимацией? Сейчас даже дошкольника, который мечтает пойти в первый класс днём с огнём не сыскать. Мы, родители, по незнанию, порой сами способствуем падению внутренней мотивации к учёбе:
- садим ребёнка за парту, не учитывая индивидуальные особенности и готовность к обучению;
- пугаем детей школой и передаём из уст в уста страшилки про домашки;
- резко, а не поступательно добавляем нагрузку. Особенно это актуально для детей, не посещающих детский сад (нет понимания как взаимодействовать с коллективом, нет опыта выполнения заданий с чёткой инструкцией);
- становимся инициаторами стрессовых ситуаций и неразрешённых конфликтов в семье и школе;
- забываем выстроить удобный режим дня школьника;
- не даем достаточную физическую нагрузку и варианты переключения на другие виды деятельности;
- сравниваем и предъявляем завышенные требования к ребёнку;
- встаём на сторону школы, а не на сторону ребёнка;
- слишком рано даем в руки телефоны и планшеты без ограничения по времени.
Иногда может казаться, что ребенок делает всё назло и специально огорчает родителя. Но не стоит забывать, что любой ребенок очень хочет нравиться родителям. Его похвала и участие очень важны. Но из-за нашей занятости и вечного недовольства, ребёнок может устать пытаться что-то изменить. Потому что как ни старайся, родителю всё равно не угодишь. Мы привыкли замечать ошибки и промахи, и совсем не умеем находить успехи и хвалить даже за небольшие усилия. Любой негативный опыт может быть пройден спокойно, если мы сами не закрепляем его нравоучениями, руганью и обзываниями. В следующей статье расскажу о том, как поднять внутреннюю мотивацию школьника.