📅 Звуковой календарь 8/05/2024
Борис Ливанов родился в семье актера Николая Ливанова. Борис часто бывал в театре – посещал спектакли отца и его знакомых. Он вспоминал: «Я вырос в актерской семье. Сызмальства любимым занятием была игра в театр». В 16 лет Борис Ливанов сбежал из дома и вступил в Красную Армию. Сражался с басмачами под командованием А.Н. Стриженова, отца будущих актеров Олега и Глеба Стриженовых. Когда выяснилось, что Ливанов попал в армию, добавив себе лет, его уволили. В одном из армейских театров, он увидел постановку пьесы Алексея Писемского. Спектакль его впечатлил, и домой он возвращался с твердым намерением стать актером. Позже он писал:
«…искусство необходимо народу не только в мирное время, но и в грозные годы войны».
В 1922 – 1924 гг. Борис Николаевич учился в 4-й студии МХАТ. Во время учебы на одном из студенческих показов Б.Н. Ливанова приметил В.И. Немирович-Данченко, который позже сказал, что в Ливанове энергии на четверых, и пригласил его играть на сцене МХАТ. Так, с 1924 года и до конца жизни Ливанов служил в этом театре. Его первой работой стала роль князя Андрея Шуйского в спектакле «Царь Фёдор Иоаннович». Также участвовал в постановках «У врат царства» К. Гамсуна, «Унтиловск» Л. Леонова, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше, «Отелло» У. Шекспира и других. Особенно зрителям запомнилась работа Ливанова в спектакле «Мертвые души» по Н.В. Гоголю, где он сыграл роль Ноздрева. В этом же году Борис Ливанов играл роль Кудряша в спектакле «Гроза».
Все роли Бориса Николаевича были разноплановые – сатирические, драматические, комедийные и т.д., в спектаклях классического репертуара и современных пьесах. Творческую манеру Б.Н. Ливанова всегда отличали мощный темперамент и яркая театральность. Все это придавало сценическим творениям актера необыкновенное богатство и сочность красок, масштабность воплощения ролей. Он обладал необыкновенным даром перевоплощения, умел использовать все свои творческие возможности: мимику, тембр голоса, личное природное обаяние, характерные паузы, которые позже назвали «ливановскими».
Великолепные роли были сыграны Б.Н. Ливановым в кино, самая первая роль - в кинофильме «Морозко» (1924 г.) еще до поступления во МХАТ. Всего он снялся в 37 фильмах. Среди них «Дубровский» (Дубровский, 1936 г.), «Минин и Пожарский» (Пожарский, 1939 г.), «Крейсер Варяг» (Руднев, 1946 г.), «Адмирал Ушаков» (Потемкин, 1953 г.), «Степень риска» (врач Седов, 1968 г.) и др. Он работал с такими режиссерами, как С.М. Эйзенштейн, В.И. Пудовкин, Г.М. Козинцев, М.И. Ромм, А.Г. Зархи, И.Е. Хейфиц и др.
Также известно, что Борис Николаевич очень любил рисовать, особенно увлекался созданием шаржированных портретов родственников, актеров, всех окружающих. По воспоминаниям современников Ливанов обладал отличным чувством юмора и мог создать совершенно удивительный афоризм по самому невинному поводу. По его портретам и зарисовкам можно определять достоинства, недостатки и отличительные черты характера изображенных людей.
Работая в театре, Борис Николаевич создал совершенно уникальное «Портретное фойе» его актеров, режиссеров, драматургов. С 1950-х гг. Б.Н. Ливанов стал работать в театре и как режиссер. В 1953 г. он поставил спектакль «Ломоносов» и сыграл в нем главную роль – Ломоносова. С этого времени Борис Николаевич совмещал в театре актерскую и режиссерскую работу. В 1960 году в репертуаре появились «Братья Карамазовы», это стало заметным событием театральной жизни. В этой постановке по роману Достоевского Ливанов сам сыграл старшего из братьев – Дмитрия.
Ливанов стал одним из первых режиссеров, ставящих в театре произведения Ф.М. Достоевского. Через три года он снова сыграл в своем спектакле «Егор Булычов и другие». Это стала его последняя театральная роль. Среди других спектаклей Ливанова-режиссера «Наша молодость», «Фронт», «Хозяин», «Чайка» …
В 1970 г. Борису Николаевичу было предложено стать руководителем МХАТа. Однако актеры театра на приеме у министра культуры Е.А. Фурцевой предложили сделать руководителем О.Н. Ефремова (Б.Н. Ливанов в это время был в отпуске на юге). Смену руководства театра и художественных принципов МХАТа после прихода О.Н. Ефремова Борис Николаевич переживал тяжело и два года до самого своего ухода из жизни не ходил в театр.
Сегодня вы можете послушать воспоминания Бориса Николаевича Ливанова о начале работе во МХАТе, фрагменты его выступлений. Запись 09.06.1965 г.
🔈 http://ргафд.рф/callendar/08-05-2024
#звуковойкалендарь #ргафд #борисливанов #ливанов #воспоминания #мхат #вов
🔔 Подписывайтесь на другие соцсети Архива фонодокументов:
Телеграмм, Одноклассники, ВКонтакте, YouTube
Российский государственный архив фонодокументов располагает широким диапазоном звуковых материалов. В рубрике «Звуковой календарь», мы будем знакомить вас с разнообразием хранящихся в архиве документов.