Найти тему
Greg Kin

“Поиск урана для создания первой советской атомной бомбы” #музеиМИСИС

В начале 1940-х годов советская разведка обращает пристальное внимание на атомные разработки, ведущиеся за рубежом. Руководитель научного направления внешней разведки Леонид Квасников получает от советских агентов первые сведения из Англии, где, как выясняется, ведут активную работу по созданию атомной бомбы. Квасников направляет полученный материал Лаврентию Берии, который через некоторое время докладывает о нём Сталину. Советское руководство принимает решение возобновить атомные работы, прерванные началом войны. Однако возникает проблема: СССР не имеет необходимого количества урана для создания ядерного оружия. Поэтому учёные обратили внимание советского руководства на одну из важнейших задач того времени-созданию сырьевой базы для добычи урана.

Начало работ:

Как уже ранее упоминалось, главной проблемой в реализации атомного проекта является острая нехватка урана, и поэтому советскому руководству было необходимо принимать срочные меры насчёт решения данной проблемы. 27 ноября 1942 г. вышло постановление Государственного комитета обороны СССР «О добыче урана», положившее начало проведению с 1943г. геологоразведочных работ по поиску надежных источников урановой руды и организации добычи и переработки урана на разведанных запасах месторождений Средней Азии.

Постановление ГКО №2542сс "О добыче урана". 27 ноября 1942г.(копия)
Постановление ГКО №2542сс "О добыче урана". 27 ноября 1942г.(копия)

Своим распоряжением от 16 августа 1943г. ГКО постановляет: «Обязать Наркомцветмет и Комитет по делам геологии при Совнаркоме СССР представить Государственному комитету обороны план мероприятий, обеспечивающих получение в 1944г. в СССР не менее 100 тонн урана». Однако в конце 1943г. выяснилось, что ряд основных вопросов проблемы урана не получил удовлетворительного решения и вследствие этого выполнение всей работы в целом задерживается. В связи с этим научный руководитель советского атомного проекта И.В. Курчатов 22 декабря 1943г. пишет записку куратору атомного проекта Первухину, в которой в частности сообщает: «Узким местом в решении проблемы по-прежнему остается вопрос о запасах уранового сырья. По наметкам на 1944 г. предположено получить лишь 10 тонн солей урана, что является совершенно недостаточным для урано-графитового котла, срок пуска которого в ход, таким образом, откладывается на неопределенный срок. Мне представляется, что работы по сырью, в частности геологоразведочные работы, все еще не получили у нас должного развития и материально-технической базы. Доводя вышеизложенное до Вашего сведения, прошу Вас дать указания наркоматам авиационной промышленности и цветной металлургии, директору НИИ-42 и Комитету по делам геологии принять срочные меры к обеспечению нормального хода работ». Рассматривая ход выполнения работ по атомному проекту, Государственный комитет обороны своим постановлением «О неотложных мерах по обеспечению развертывания работ, проводимых лабораторией №2 Академии наук СССР» от 3 декабря 1944г. принимает ряд конкретных мероприятий по обеспечению первоочередных работ. Этим же постановлением ГКО возложил на Берия Л.П. наблюдение за развитием работ по урану, что позволило всем работам по атомному проекту приобрести необходимые размах и динамику[3, с. 11-13].

Поиск урана на территории СССР

Но всё ещё, главной проблемой, сдерживающей развитие работ, оставалось отсутствие необходимого количества металлического урана. Источником урана и радия было Тюя-Муюнское месторождение в Фергане. Разработка Табашарского рудника в Таджикистане началась в 1943г., и он давал всего четыре тонны урана в год. А промышленный реактор требовал около 150 тонн урана. С целью решения проблемы добычи урана 8 декабря 1944 г. ГКО принимает постановление «О мероприятиях по обеспечению развития добычи и переработки урановых руд», которое устанавливало добычу урана «как важнейшую государственную задачу». Разведка, добыча и переработка урановых руд, разработка технологии металлического урана передавались из ведения Наркомцветмета в ведение НКВД. В составе Главного управления лагерей горно-металлургических предприятий НКВД СССР было организовано Управление по урану («Спецуправление НКВД СССР»). В системе НКВД создан и научно-исследовательский институт по урану, получивший первоначальное название «Институт специальных металлов НКВД», который должен был изучать сырьевые ресурсы и разрабатывать методы добычи и переработки урановых руд на уран и его соединения. В мае 1945 г. Постановлением ГКО был создан объединенный Комбинат №6 недалеко от г. Ленинабада по добыче и переработке урановых руд для всего региона Средней Азии. К августу 1945 г. в распоряжении его директора полковника НКВД Чикова было уже 2295 заключенных, а к концу 1945 г. Комбинат № 6 переработал около 10 тыс. тонн урановой руды и получил семь тонн уранового концентрата[2, с. 205].

Кроме разработки уже найденных месторождений, было необходимо и искать новые. Для этого воктябре 1945г. при Госкомитете по делам геологии организуется Первое главное геологоразведочное управление (ПГГУ), в функции которого вменяется организация и руководство всеми поисковоразведочными работами на уран. В территориальных геологических организациях создаются специализированные группы, отряды и партии. Всего же по стране к 1 апреля 1946 г. было создано 270 партий, в которые направлялись лучшие кадры геологов и геофизиков.В общем было создано28 геологоразведочных, 158 поисковосъемочных и 84 ревизионныхгрупп. Хотя Комитет по делам геологии направил основные научные и инженерные кадры, а также технические и материальные средства на обеспечение геологопоисковых работ на уран, результаты поисков 1946–1947 гг. Совет Министров признал неудовлетворительными. Для улучшения организации работ в непосредственное подчинение ПГГУ были переданы все геологические подразделения, проводившие поиски месторождений урана. На их основе к началу 1948 г. были созданы специализированные экспедиции. В этот период в Красноярском крае выявляется ряд рудопроявлений и мелких месторождений урана (Усть-Ангарское, Монастырёвское, Чалгыз-Хырское, Кавказское, Дикое Озеро, Кашпар). К сожалению, ни одно из выявленных место рождений ввиду небольших запасов или низких содержаний не было вовлечено в промышленную эксплуатацию, хотя руды Усть-Ангарского месторождения и Кавказского рудопроявления использовались или, по крайней мере, исследовались при создании первых атомных бомб[1, с.83].

Поиски урана за рубежом

Поиски урана ведутся не только на территории СССР - после капитуляции Германии туда направляется группа советских специалистов. В их числе Юлий Харитон, Георгий Флеров, Леонид Неменов и др. — физики, внёсшие неоценимый вклад в советский атомный проект. Их задача — найти уран немецкого атомного проекта, по сообщениям разведки хранящийся где-то на местных складах. В результате поездки удаётся обнаружить и вывезти в СССР более 100 тонн урана, что является огромным количеством в условиях дефицита. По оценке Курчатова, немецкое урановое сырьё позволяет на год раньше запустит советский ядерный реактор.

Записка зам. наркома внутренних дел СССР А.П. Завенягина и начальника секретариата Спец. комитета В.А. Махнева Л.П. Берии о направлении в СССР немецких специалистов, вывозе из Германии оборудования и материалов. 18 июня 1945г.(копия)
Записка зам. наркома внутренних дел СССР А.П. Завенягина и начальника секретариата Спец. комитета В.А. Махнева Л.П. Берии о направлении в СССР немецких специалистов, вывозе из Германии оборудования и материалов. 18 июня 1945г.(копия)

Работы по поискам и разведке урановых месторождений в Восточной Германии (советской оккупационной зоны) были начаты сразу после капитуляции Германии и отвода американских войск за разграничительную линию, установленную Ялтинской и Потсдамской конференциями союзников по антигитлеровской коалиции. В августе 1945 г. в Чехословакию и Рудные горы Саксонии по распоряжению А.П. Звенягина была направлена группа специалистов под руководством С.П. Александрова, проведя летом 1945 г. ревизию немецких архивных материалов и выполнив первые геологоразведочные работы в выработках старых рудников, оценила запасы урана в Рудных горах в 150 тонн и определила их перспективность на выявление урановых месторождений. На основании этих результатов заместитель министра МВД СССР А.П. Завенягин 13 августа 1945 г. издает распоряжение об организации Саксонской ураново-поисковой партии (СУПП) на основе группы С.П. Александрова. В IV квартале 1945 года советские солдаты в/ч 27304 начали в Иоганнгеоргенштадте интенсивные горные работы на шахтах «Фриш Глюк», «Гюнтершахт», «Шааршахт» и «Хофнунгшахт». Целевым заданием этих поисковых работ должно быть выявление перспектив ураноносности Рудных гор Саксонии для использования возможных природных скоплений урана в этой части Германии для нужд обороны Советского Союза. Это решение дало мощный импульс началу широкомасштабных работ по разведке и добыче урана в Саксонии. На основании работ поисковой партии, изучения литературных и документальных материалов и бесед с немецкими специалистами был сделан вывод о том, что наиболее интересными и перспективными в отношении уранового оруденения на территории Саксонии являются Иоганнгеоргенштадтское и Шнеебергское месторождения. Таким образом, выполненные в 1945-1946 годах работы подтвердили мнение светских геологов о наличии урановых месторождений промышленного назначения в горах Саксонии, подняв оценки их запасов до 1500 тонн. В итоге к маю 1947 года было создано 5 объектов по добыче и переработке урановой руды и 10 мая 1947г. на базе Саксонского горного управления было организовано постановлением Совмина СССР СГАО“Висмут”.Позже, 2 июня 1947 года в г. Ауэ(Саксония) было юридически зарегистрировано СГАО “Висмут”, на юридической основе которого велись горные работы и хозяйственная деятельность на территории Германии. В результате расширения и интенсификации работ, к 1950 годы в “Висмут” работало 19500 человек, количество же объектов возросло до 11, а добыча урана возросла до 1224,2 тонн в год[3, с. 27-30, 34, 40-41, 55-59, 66].

Добыча урановой руды САО "Висмут" в пересчёте на металл(1946-1950гг)[3, с.66].
Добыча урановой руды САО "Висмут" в пересчёте на металл(1946-1950гг)[3, с.66].

***

На решение проблемы недостатка ядерного сырья были брошены все силы СССР после войны. Во всех потенциально возможных ураноносных районах СССР велись обширные геологоразведочные работы. Особенно интенсивные работы велись в Средней Азии, где был организован Ленинабадский горно-химический комбинат №6, давший первые тонны урана. Также активно велись работы и за рубежом: на территории Саксонии было организовано крупное предприятие “Висмут”, давшее огромный толчок советскому атомному проекту. Более 50% урана к 1950 году производилось на территории Германии, в то время как на территории СССР производилось 25% урана. Все эти результаты позволили прийти от 14,6 тонн урана в 1945 году до более 2000 тонн урана уже в 1950 году[3, с. 77].

Список использованных источников:

1. Домаренко В. А., Рихванов Л.П., Молчанов В.И., Поцелуев А.А. Очерки по истории изучения радиоактивности и становления урановой геологии в Центральной Сибири. Очерк второй // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. 2008. Т. 312. № 1. С. 82-87.

2. Судариков А.М., Фролов М.И. Вклад ученых-ленинградцев в реализацию советского атомного проекта в годы Великой Отечественной войны // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2010. Т. 4. № 1. С. 196-209.

3. Уран для мира. История СГАО ”Висмут”. 1945-1990. В 3-х частях. М.: НП "Висмутяне", 2013. - 416 с.

Примечание:
Работа выполнена Чемакиным Григорием Андреевичем, студентом НИТУ МИСИС в рамках Музейного проекта по дисциплине "История России".
В процессе работы был посещён павильон "Атом" на ВДНХ и изучены музейные предметы, представленные в данном музее, но основе которых и была составлена данная статья.

#музеиМИСИС