За последние 2 года в адрес "Москвича" было огромное количество критики. Недовольство выражали все: от журналистов и блогеров, до обычных граждан, обсуждающих это на кухне или в комментариях.
Самым главным аргументом против "Москвича" было то, что взяли китайскую машину, перевесили шильдики и начали продавать, как свою. Однако в Республике Беларусь пошли по такому же пути, но у них все очень даже получилось.
Давайте разберемся почему у них все хорошо, а у нас не очень.
Что такое "Belgee"
В Республике Беларусь не было производителей легковых автомобилей, все везлись из-за границы. В 2011 году было принято решение о строительстве завода по производству автомобилей Китайской марки "Geely", и начиная с 2013 года, был налажен выпуск автомобилей методом крупноузловой сборки. В дальнейшем завод постепенно перешел на сбор авто по полному циклу, включая сварку кузовов и их окраску.
Это по прежнему были иностранные автомобили. Однако, позднее был создан Белорусский бренд "Belgee", который стал собирать те же самые автомобили, только со своими шильдиками. Первым автомобилем "новоиспеченного" автопроизводителя стал кроссовер X50 (он же Geely Coolray).
Насколько он успешнее "Москвича"
Для сравнения "успешности" брендов Белджи и Москвич рассмотрим количество, проданых авто за весь 2023 год.
Согласно статистике: бренд Geely/Belgee реализовал 15 700 автомобилей
Москвич продал 15 300 авто, но не за 12, а за 10 месяцев, так как старт продаж был в марте 2023 года (это мы учтем чуть позже).
И глядя на эти цифры, можно подумать, что вообще-то все у Москвича хорошо. Не стоит забывать, что на Российском и Белорусском рынках общий объем продаж очень сильно отличается.
- За 2023 год в РФ продано 1,06 миллиона новых авто.
- В Республике Беларусь 25 408 автомобилей.
Разница колоссальная, но не стоит забывать о том, что в РБ проживает около 9,2 миллионов человек, в то время, как в РФ 146,4 млн.
Значит для понимания "успешности" бренда нужно брать не общее количество проданных авто, а процент от общего количества продаж. И вот тут-то Белорусы на коне!
Чтобы посчитать долю рынка, достаточно поделить количество реализованных брендом автомобилей, на общее количество продаж в стране. Дабы уравнять условия - накинем Москвичу еще по 1500 машин за 2 месяца.
Разница видна даже слепому:
Geely/Belgee - 61,8%
Москвич - 1,73%
Почему так произошло?
Одной из самых очевидных причин является выбор "донора" для будущего бренда. Тут Белорусы не промахнулись, так как бренд Geely уже имеет какую-то историю и узнаваемость, а вот JAC на нашем рынке практически новичок.
Это не единственная причина успеха. Так как завод "Белджи" - единственный производитель легковых авто в РБ, то его хорошо поддерживает государство. Кроме прямых инвестиций в предприятие есть и программа гос поддержки, направленная на стимулирование продаж.
Если говорить простым языком: Белджи можно взять в кредит со ставкой 4%. Для сравнения: кредитная ставка при покупке Лады в РБ составляет 18%.
Аргументы в пользу Москвича
Белорусский завод выпускает автомобили с 2013, а Москвич лишь с марта 2023. Отсюда и мизерный объем продаж, а так же убыточность завода. Но на убыточность не стоит обращать внимание, как на критический фактор.
Любой бизнес требует первоначальных вложений и некоторое время находится в зоне убыточности. Главное, чтобы ежегодные убытки стабильно уменьшались, а у Москвича имеется положительная динамика в данном вопросе.
Плюс ко всему, Москвич неединственный производитель легковых автомобилей в нашей стране. Есть еще УАЗ и Лада, которые постоянно тянут одеяло на себя и требуют вложений от государства.
На мой взгляд, у Москвича еще есть шансы стать прибыльным предприятием. Но скорее всего не с автомобилями от JAC...