За последние годы в библиотечной сфере появляется все больше новых форм работы с читателями и посетителями различных мероприятий. Сегодня большинство российских библиотек выступают как информационные и досуговые центры, являются местами культурного притяжения, а их техническое оснащение отвечает самым современным требованиям.
Технологии виртуальной реальности (VR-технологии) уже стали применяться во множестве сфер жизни. Находясь в виртуальной реальности (при помощи специальных очков или VR-шлема), хирурги тренируются делать операции, пожарные – тушить возгорания, пилоты – управлять летательными аппаратами, инженеры – отрабатывать действия при чрезвычайных ситуациях на производстве.
VR-технологии активно используются в дизайне, архитектуре, продажах и аренде недвижимости. Заказчик может буквально прогуляться по квартире, где уже реализован дизайн-проект, и рассмотреть его еще до начала работ.
Покупатель помещения, находясь совершенно в другом месте, получает возможность посетить его удаленно, осмотреться, визуально оценить размеры, различные детали архитектуры и интерьера.
В сферу путешествий также внедряются VR-технологии: благодаря им можно посетить отель, где предстоит жить, и понять, подходит ли он вам. Туроператоры предлагают очутиться в красивых местах при помощи очков или шлемов виртуальной реальности, чтобы вы могли оценить, какое прекрасное путешествие вас ждет. Сфера культуры также не отстает: уже существует огромное количество виртуальных туров по музеям нашей страны, национальным паркам, архитектурным ансамблям и памятным местам.
И, конечно, библиотеки, как трансляторы инновационных идей, тоже внедряют в свою работу VR-технологии. В данной статье рассмотрим, как можно применять технологии виртуальной реальности на различных библиотечных мероприятиях, каким образом подбирать контент и научиться самим его создавать.
На первый взгляд может показаться, что это довольно сложные и дорогостоящие технологии, а разобраться в них может только эксперт. Однако автор статьи является ведущим библиотекарем и не имеет профильного образования в сфере компьютерных технологий. Разобраться в работе с очками виртуальности сможет любой, кто умеет писать сообщения в мессенджерах, делать посты в соцсетях и просто пользоваться смартфонами.
Данная статья некоторым образом объединяет собой все материалы подборки «Виртуальная реальность» на канале Челябинская Публичная библиотека. Если вы еще ничего не знаете о работе с VR-очками и только приступаете к погружению в этот удивительный мир, то рекомендуем для начала прочитать более ранние статьи. Ссылка на подборку:
https://dzen.ru/suite/63881a8a-b6b2-43dc-b796-200015fa231c
Подборка включает в себя:
- Виртуальная реальность сегодня доступна каждому
Начать как раз стоит именно с этой статьи, в ней описаны принципы работы VR-технологий, а также дан ответ на вопрос, зачем они нужны простым пользователям?
Ссылка: https://dzen.ru/a/ZXrPYQSjPRTWzn6_
- Приложения для очков виртуальной реальности: начните играть и путешествовать уже сегодня
Разобравшись в том, как работает простая структура – смартфон+VR-очки, мы переходим к изучению контента, который через эту систему можно просматривать и вести взаимодействие с предлагаемым игровым миром. Данная статья ограничивается лишь приложениями, однако и другие платформы (например, YouTube) также содержат большое разнообразие материалов для просмотра в VR-очках. Об этом будет рассказано ниже.
Ссылка: https://dzen.ru/a/ZakUJIUTrBPm9Reh
- Запечатлеть мир в моменте: учимся делать панорамы 360 градусов для полного погружения
Здесь рассказывается о том, как научиться делать панорамные фото, каких правил стоит придерживаться и какие ошибки можно допустить. Однако игра стоит свеч, ведь в результате получатся панорамы, которые можно просматривать как на компьютере, так и в очках виртуальной реальности, вновь погружаясь в те места, где была сделана панорама. А также использовать ее, чтобы поделиться впечатлениями с родными, друзьями или, например, с покупателями при продаже недвижимости или для привлечения посетителей в интерьеры ваших помещений.
Ссылка: https://dzen.ru/a/Zgvl717E8H7fejiv
- «Где я очутился?»: сеанс простой VR-игры с примерами
Статья рассказывает о том, что нужно для того, чтобы организовать познавательную игру с применением VR-технологий.
Ссылка на статью: https://dzen.ru/a/ZjN-WNxSWwic-FSi
Первоначальные правила очень простые: игрок надевает VR-очки, осматривается по всем направлениям, обращая внимание как на детали вблизи, так и на удаленные объекты, а затем определяет, где же он очутился (возле какой-либо планеты, на МКС, в какой-то определенной стране, месте города Челябинска или возле особого мемориала). После можно указать этот объект на карте, познакомить игрока с интересными фактами об этом месте, предложить расширенные материалы, например, содержащиеся в книгах, альбомах или фильмах. Далее – игроки могут соревноваться, кто отгадает больше объектов. Кроме того, на панорамах можно разместить какие-то метки, маленькие изображения (например, котиков), которые нужно «собирать» по мере просмотра панорам.
Пример: предлагаем просмотреть виртуальный тур по Челябинской областной универсальной научной библиотеке и собрать ее слоган из трех слов. Просматривать панорамы нужно по порядку, переключаясь между ними слева направо (их лента располагается внизу), на каждой панораме необходимо найти букву, вращая ее по всем направлениям 360 градусов. Если попадается панорама без буквы – это значит, что она является «пробелом» между словами. Буквы расположены не по порядку, из них нужно составить слово. Ссылка на виртуальный тур-квест:
https://kuula.co/share/collection/7FMvC?logo=1&info=1&fs=1&vr=0&sd=1&thumbs=1
Таким образом, проходя виртуальный квест, участники могут познакомиться с интерьерами библиотеки, узнать назначение залов, что может пробудить интерес посетить библиотеку.
Теперь, собственно, о том, в каком же качестве можно применять VR-технологии в библиотечной практике:
• Просмотр контента развлекательного характера (аттракционы, короткие игры) в качестве приза за победу в викторине или конкурсе.
Библиотеки на стационарных и выездных мероприятиях проводят различные викторины, квесты и конкурсы. При этом часто возникают вопросы мотивации участников: «Хорошо, а если я правильно отвечу на вопросы, то что я получу?» или «Когда наша команда победит, то что нам дадут?». Поэтому организаторам нужно заранее думать о призах, что несет за собой дополнительные финансовые растраты, поиск спонсоров. Если ваши участники – дети и подростки, то в качестве приза можно представить виртуальную игру или катание на виртуальных аттракционах.
• Просмотр обучающего познавательного контента (история, техника, изобретения, литературные произведения) по теме мероприятия.
Для этого предлагаем воспользоваться очень богатым и разнообразным контентом на платформе YouTube. Здесь есть панорамные видео (с полным погружением 360 градусов) по всем тематикам: архитектура, история, природа, биология, химия, подводные и космические исследования, производственные объекты, игры и головоломки. На изображении ниже описана последовательность действий при осуществлении поиска контента и настроек.
К сожалению, смартфоны на программном обеспечении iOS не поддерживают функцию VR-просмотра (нет режима, при котором изображение раздваивается на две линзы). Поэтому для использования этой платформы подойдут только смартфоны на Android. Также желательна хорошая интернет-связь, чтоб изображение при максимально выставленном качестве было четким, что очень важно при просмотре в очках виртуальной реальности.
Далее предлагаем список нескольких полезных каналов с контентом, который может быть использован на библиотечных мероприятиях.
Кроме этого, рекомендуем сайт Культура.рф. В разделе «Виртуальные прогулки» имеется огромное количество виртуальных экскурсий с обзором 360 градусов по самым разным музеям, усадьбам, историческим паркам, литературным памятным местам, экспозициям, архитектурным ансамблям России.
К большому сожалению, во многих экскурсиях нет режима VR, то есть нельзя раздвоить картинку для двух линз, просматривать их можно как на компьютере, вращая изображение мышкой или на смартфоне/планшете, управляя прикосновениями.
Однако существуют другие ресурсы, которые подразумевают просмотр экскурсии в VR-режиме. Например, виртуальный тур по экспозиции «Мамаев курган», которая включает музей «Сталинградская битва» и мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы». Главной фигурой, конечно же, является Родина-мать, на которую в очках виртуальной реальности можно посмотреть как с земли, так и с высоты птичьего полета, буквально очутившись рядом с ней.
Еще один сайт – Виртуальный Пушкинский. Там также поддерживается VR-режим. После того как вы нажали кнопку VR-очков, изображение раздвоится, далее – у вас есть возможность отрегулировать линзы в подменю Mobile VR SETUP. Для каждых глаз это, конечно, индивидуально, вы можете выставлять разные размеры, а затем смотреть, насколько комфортно вам будет в VR-очках. Чтобы картинка не двоилась, изображения справа и слева должны быть идентичны и не иметь сдвига относительно друг друга. Это достигается размером примерно 5.5.
• Просмотр контента как часть игры: отгадать планету, страну, город или место в городе, где вы очутились, надев VR-очки; назвать объект, который вы наблюдаете (например, памятник или объект воинской славы). Для этого используем приложения: Sites in VR (самостоятельное приложение), VR player (приложение для просмотра ваших панорам) – об этом очень подробно описано в статье «“Где я очутился?”: сеанс простой VR-игры с примерами», ссылка: https://dzen.ru/a/ZjN-WNxSWwic-FSi.
• Создание виртуальных туров по библиотечным выставкам и зданиям библиотек: для ознакомления или в качестве квеста. Например, собрать все буквы с панорам и составить из них слоган библиотеки. Как делать панорамные фото, описано в статье «Запечатлеть мир в моменте: учимся делать панорамы 360 градусов для полного погружения», ссылка: https://dzen.ru/a/Zgvl717E8H7fejiv.
Объединять панорамы в туры можно на двух платформах: Kuula и Яндекс.Карты. В статье об этом информации нет, но подробное описание есть в материалах, которые можно скачать по ссылке:
https://disk.yandex.ru/d/FtIlLtxWcAdyqw
· Создание виртуальных туров по достопримечательностям родного города, природным объектам края в целях получения нового информационного краеведческого продукта.
Здесь также используются платформы: Kuula, Яндекс. Карты (информацию по размещению панорам через них также можно скачать по ссылке выше). VR-технологии действительно могут стать хорошим инструментом знакомства с вашим краем. На платформе Kuula есть возможность размещать виртуальные туры с пояснениями, с активными метками на объектах, при нажатии на которые будут открываться дополнительные фотографии, текстовые материалы и даже ссылки на другие сайты. Это значит, что ваш тур будет не только визуально красивым, но и очень информативным.
Желаем освоить мир технологий виртуальности и успешно их применять как в повседневной жизни, так и в библиотечной работе. Ваши читатели и посетители мероприятий останутся в восторге.
Скачать наиболее полный и на данный момент исчерпывающий комплект материалов с разбором примеров и тщательным описанием всех этапов работы с технологиями виртуальной реальности можно с Яндекс.Диска по ссылке:
https://disk.yandex.ru/d/h3uzSRqbR4CGNw
Или по QR-коду:
Будьте открыты для нового, и мир откроется для вас!
Все фотографии и скриншоты сделаны автором статьи.
Кирьянова Кристина, ведущий библиотекарь отдела основного книгохранения.