Навыки особенного ребенка, наконец, заметили - не прошло и пяти лет

1,8K прочитали

Когда педагоги слышат от мамочек особенных детей разные истории о подвигах детишек в быту или на каких-нибудь занятиях, они чаще всего относятся к этому скептически.

Ну вот привыкли педагоги к тому, что мамы часто преувеличивают успехи детей. Не потому что педагоги - неприятные тетки, которых хлебом не корми, дай кого-нибудь обсудить и обхаять, не потому что белое пальто в талии жмет, и не потому что они хотят обесценить ежедневный труд мам, воспитывающих детей с особенностями развития.

Нееет, эти педагоги просто уже много лет проработали с такой категорией детишек (и с их родителями, конечно) и, исходя из опыта, делают общие выводы. Пусть и "замыленным" глазом. А замыленный глаз, как известно, порой не замечает исключений. Если они есть, конечно.

Вот и наши педагоги, мои коллеги из спецучреждения для детей с ОВЗ (и я тоже с ними), тоже часто попадают под влияние этого "мыла", поэтому, не отрицаю, к каждому нашему новому (и не очень) воспитаннику мы относимся несколько предвзято. Но, опять же, не с целью обидеть его или его маму, а потому что сама деятельность такого педагога обязывает выискивать проблемы, чтобы их исправлять.

А сомневаться в чьих-то умениях и навыках никому не грешно. По-моему, гораздо страшнее говорить человеку в глаза:

- Ты глупый, бестолковый, безответственный, бездарный, ничего не умеешь!

Звучит как травля? Да ну! Помнится, в моем детстве были педагоги (и среди воспитателей в садике, и в гимназии, где я училась, и в музыкальной школе), которые именно так и говорили и мне, и моим знакомым ребятам. Обидно было, больно и непонятно, ведь никто не подсказывал, что же нужно им показать такое, чтобы доказать обратное.

Хорошо, что таких было мало…

Да уж, в наше время их бы уже давно по судам затаскали и навек лишили права даже приближаться к детям.

А если представить, что такой злющий, прямо "токсичный" педагог будет работать с особенными детьми (т.е. с детишками, которые растут в тепличных условиях, в атмосфере мягчайшей и сладчайшей нежности, осторожности и "всепрощения")... нет, лучше не представлять. Ибо даже малюсенький намёк на строгость и грубость может откликнуться серьезными последствиями как для ребенка и его родителя, так и для самого педагога (этой темы я уже частично касалась в прошлой публикации).

Именно по этой причине педагоги нашего учреждения стараются вести себя максимально тактично и мило по отношению к воспитанникам и их мамочкам.

Но как быть в следующих случаях?

Допустим, ребеночек - сам по себе очень сложный, без каких-либо навыков в каком-нибудь виде деятельности... Ну нет их, объективно!

Но мамочка - утверждает обратное: мол, товарищи педагоги, вы ошибаетесь, он прекрасно умеет это делать, он регулярно дома это делает! А сейчас почему не делает? Да он просто немножко не в настроении!

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Ну, понятно же, что педагоги - фигушки ей поверят! Опять же, не потому что они хотят кого-то обидеть, или уличить во лжи, или посмеяться над мамой и упрекнуть ее в том, что она выдает желаемое за действительное... просто они видели ребенка на занятиях. И судят они по своим наблюдениям во время занятий, без оглядки на личное отношение к ребенку или его маме.

А тут, как назло, в учреждении намечается какое-нибудь важное мероприятие... как раз по обсуждаемому виду деятельности!

И, конечно же, мама ребенка просит (или требует), чтобы он в нем непременно принял участие! Он же в этом - как рыба в воде! Возьмите его!

А как взять-то?

Нет, ну честно! Допустим, ситуация... ребенок не умеет писать буквы. И этот вывод сделан исходя из наблюдений дефектолога на занятиях.

А тут намечается конкурс "по каллиграфии"...

И на конкурс надо обязательно взять условного Ваню! Почему? Потому что мама Вани говорила, что он очень красиво пишет. И не просто буковки выводит, он даже открытки бабушкам подписывает прекрасным почерком.

Понимаю, звучит как бред... но этот бред - частое явление в нашей работе, с которым приходится мириться.

Разумеется, педагог ломает голову над тем, как аккуратнее донести до мамы то, что она, мягко говоря, заблуждается... А Ванечка, при всей симпатии педагога к нему лично, не сможет участвовать в этом конкурсе.

Вот из-за таких "Ванечек и Мамочек" и происходит то самое "замыливание", после которого педагоги перестают верить в чьи-то умения "здесь и сейчас", прислушиваясь только к маминым словам и не проверяя, как дело обстоит в реальности.

А реальность порой может таить в себе сюрпризы!

Тоже Ваня

Этот Ваня - настоящий! Реальный ребенок из стационара, мальчик 11-ти лет (генетические нарушения с сопутствующими ментальными).

Приезжает он к нам уже лет 5 или даже больше. Педагоги, которые работают здесь давно (а таких осталось - крайне мало), хорошо знают и помнят и самого Ваню, и его способности и возможности.

Ваня - мальчик милый, добрый, безобидный. Да, чрезмерно подвижный и игривый, часто смеется не по делу, а все его "игрульки" - так и остались на уровне пятилетнего ребенка.

Но обращенную речь - понимает, с простыми просьбами - справляется. Уже здорово! Собственная речь - ну как сказать... Бормочет что-то невнятное, отдаленно напоминающее человеческие слова. Но при этом, когда он свои "звукосочетания" произносит, на его лице читается полная уверенность в том, что он понимает, ЧТО он говорит.

И даже когда что-то делает на занятии, он будто бы "проговаривает" свои действия.

Например, на занятии по ИЗО, когда он что-то рисовал (вполне сносно!), он с улыбкой говорил:

- Айя ищущщщ!

Ну а мы с соседкой по кабинету (как раз учителем ИЗО) "перевели" эту фразу как "Ваня - рисует!"

И Ваня - улыбнулся, закивал и захлопал... Значит, правы?

Но...

Такие "таланты" для парня 11-ти лет - по мнению обывателя, слишком уж "раздутая победа". Ведь если смотреть правде в глаза, Ваня всё равно так и остается мальчиком, сильно "задержавшимся" в своем развитии. И, естественно, до сложных видов деятельности - ему всё равно далеко как до Австралии. Несмотря на то, что все мы Ваню любим и ценим (хотя бы даже за миролюбивый характер).

А вот Ванина мама - постоянно твердит, что он дома - ну такой умница, ну такой трудяжка, что любо-дорого! Но ведь мы-то с Ваней знакомы! И, конечно же, автоматически делим на четыре все мамины сладкие речи, поверьте, не со зла!

А вот и случай подвернулся!

Грянул новый приказ сверху - снять "кухонный" видеоролик на уроке труда в кабинете бытовой адаптации! И снова затертая до боли тема - "Вареный картофель". Но на этот раз - уже "без мундира".

Подозреваю, почему именно "картофель", а не печенье, пирог или салат. Видимо, только картофель и согласились со склада выдать на занятие. Ну, спасибо хоть на том...

И, как всегда, вовремя приказали! В данной смене - ну ни одного ребенка в стационаре нет такого, кто бы справился с этой непосильной задачей: либо совсем малыши, либо очень тяжелые аутичные ребята, которым даже картофелинку поиграть не дашь, не то что давать ножик в руку или подпускать к горячей плите!

Ай-ай-ай! Бедная наша заведующая отделением! Уж как она ломала голову, чтобы выкрутиться из этой ситуации с роликом! Вплоть до того, что планировалось привезти сюда дочку одной из сотрудниц, чтобы она под видом "стационарного" ребенка, под руководством учителя труда чистила и варила картошку "на камеру".

Оууу... Всё бы так и сделали, если бы девочка не заболела.

Искать другого ребенка уже не было времени, и заведующая вместе с трудовиком распереживались не на шутку...

Но ведь...

Мама Вани, которая говорила, что "дома-Ваня-умница"... а вдруг не врёт? (ага, ага, как припекло - так и вспомнили?!)

В общем, "дипломат"-заведующая, выдернув маму Вани из коридора в кабинет, аккуратненько спросила ее, не умеет ли Ваня чистить картошку.

А мама - аж рассмеялась:

- Чистить? Девочки, да он у меня не то что картошку чистит, он дома и борщ варит, и вареники лепит. А на новый год - таз оливье сам настругал! Вот!

В общем... пришлось поверить маме

Как говорится, "на безрыбье" и с маминым обещанием контролировать ситуацию, Ваню избрали для почетной миссии - сняться в "картофельном" ролике.

А что с роликом?

Наш вертлявый, лепечущий "вечно маленький мальчик" Ваня стоял у стола, с чисто вымытыми руками, в поварском колпаке, счастливый! Привычно хихикал и пританцовывал...

Но творил удивительные вещи! Он так ловко и аккуратно чистил картошку, как умеют это делать далеко не все взрослые девочки! Правда, трудовик все же ножик ему давать побоялась, а предложила специальную безопасную (адаптированную!) овощечистку с накладками. Ему даже по приколу было поработать с новым интересным инструментом!

А потом он настолько тщательно намывал под краном каждую картофелинку, что мадам из методического отдела, которая снимала ролик, аж вздыхала:

- Ах, какой молодец! Какой молодец! А вот моей дочке - 14, и она до сих пор не может помыть картошку-моркошку нормально!

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

И... самое главное!

Мамочка, которая пряталась за холодильником (не от Вани, а от камеры) - тоже снимала на телефон Ванькин "звездный выход". Улыбалась, ликовала и была безмерно счастлива не только из-за хорошей работы сына, но и за то, что ей, наконец-то, поверили...

П.С.: саму картошку (вареную) мы потом поделили между педагогами отдела, которые в этот день работали. Кто-то - сразу съел, а кто-то (как я) - домой забрал. Вкусная была! Наверное потому, что повар с душой готовил!

Дорогие читатели, желаю Вам побольше таких моментов, которые приносят радость.

А я буду рада каждому визиту, доброму лайку и новой подписке.