Стамбул, как известно, лежит на стыке двух частей мира, Европы и Азии. В азиатской части города находится Девичья башня, которая окутана тайнами и легендами, привлекая туристов из разных уголков планеты. Добраться к ней можно только на катере или лодке, так как она находится на острове.
История и легенды Девичьей башни
В истории первый раз Девичья башня засветилась аж в 411 году до н. э. Хроники сообщают нам, потомкам, что в тот год на этих землях прошла война, после которой европейская часть берега осталась за Спартой, а азиатская за Афинами. Греки взяли Босфор под свой контроль и взимали налоги с проходящих через него кораблей, обогащая казну, и для этих целей на скалистом холме и возвели первую, деревянную, башню. Тогда она называлась Дамалис — в честь жены правителя Афин, Кхариса. Когда его жена Дамалис умерла, ее похоронили на берегу, и в честь нее было дано имя башне.
Стояла башня, стояла, и достоялась до византийцев.
Во времена существования Византийской империи по инициативе императора Мануила башню подлатали, и она уже входила в состав крепости. Если начинались военные действия, то башню соединяли с европейским побережьем огромной металлической цепью, другой конец которой тянулся до Серайского мыса, таким образом Босфор блокировался, и движение судов по нему становилось невозможным. В этот, Византийский период, ее стали называть «аркла», что означало «маленький замок».
Пережила башня и захват города османами в XV веке. Оценив удобства строения, османы перестроили ее, и приноровились зажигать на ней огонь маяка, привязывать во время шторма корабли, чтобы их не унесло в море, да периодически держали особо опасных, осужденных на казнь преступников.
Вообще башня оказалась довольно живучим созданием, и все пожары и землетрясения ее особо не трогали, ей удавалось выжить с минимальными потерями. Но пожар в 1720 году стал роковым, башня обратилась в пепел, выгорев до основания, а потом, подобно фениксу, из пепла же и возродилась, на этот раз уже в камне.
Османы под руководством архитектора Дамат Ибрагим Паша заново отстроили башню, при этом добавили к ней башенку с крышей и множеством окон, потом известный каллиграф, Ракым Эфенди выполнил надпись на мраморе с росписью Султана Махмута II, которая была расположена над входной дверью, и башня продолжила нести свою службу на боевом посту.
Во время вспышки холеры в 1829 башня работала изолятором, в нее, в попытке остановить эпидемию, свозили больных. А чуть позже, 1857 году к башне был добавлен источник света — фонарь, так она превратилась в маяк, а к 1920-му году, башня и ее окружение были обеспечены автоматической системой освещения.
В ХХ веке башню бросали из руки в руки — министерству Обороны в 1964 году, а в 1982 году морской отрасли.
Здание и территория были отреставрированы, и после 1995 года место было арендовано у министерства Туризма холдингом Hamoğlu Holding на срок 49 лет, и сделали из нее ресторан, чтобы каждый желающий мог приплыть и выпить чашку кофе с видом на Босфор.
Как и положено красивой женщине ХХ века, башня снималась в бондиане, посмотрите «The World is Not Enough» 1999 года, увидите ее, красавицу.
И вот опять — реставрация, обновления, жизнь продолжается.
Я, кстати, люблю смотреть на башню с берега или с вапура, и никогда — с точки обзора у подножия башни. Как говорится — лицом к лицу лица не разглядеть, магия рассеивается, остается только не самое высокое в мире строение, на которое ты смотришь, задрав подбородок, да ресторан для туристов с дорогущими ценами.
А вот с берега — башня прекрасна, и не важно, что она там делает: стыдливо ли кутается в босфорский туман, слушает ли доклад от чаячьи стаи, любуется ли своим отражением в ночных водах или же чуть надменно подмигивает солнечным зайчиком с окон проплывающему вапуру. Вечно молодая — и бесконечно древняя, кокетливо-инстаграмная — и помнящая скрип османских кораблей да скупые слезы воителя — Кхариса, что в одиночестве на острове оплакивал любимую супругу.
Как добраться
Башня ждет вас по адресу: Стамбул, Юскюдар, Девичья башня (Kiz Kulesi).
От причала Salacak к ней регулярно отправляется паром, интервал движения – 15 минут. Есть и другие места отправления катеров: причалы в районах Катабаш и Ускюдар. Также можно заказать экскурсию к башне, и не думать о том, как добраться самостоятельно от причалов.
Больше интересного о Стамбуле на нашем сайте или в телеграмм =)