Черт – один из самых популярных персонажей народной демонологии славян. В нем смешались христианские представления о Диаволе – враге, человеческого рода, сверженного Богом в начале времен с небес в преисподнюю, и древнейшие, языческие верования о демонах и духах, населяющих весь мир. Эти два толкования никак не противоречат друг другу. Когда на Русь пришло христианство, новая вера попросту объявила чертями, слугами Сатаны всех леших, домовых, банников, овинников, кикимор и прочих. Однако, приписывая домовым и лешим демонические черты, народ все же видел некоторую разницу между этими духами и чертями, наделяя последних совершенно особым обликом и местом обитания, и особыми занятиями.
Самый обыкновенный чёрт
Изображение черта хорошо знакомо всем. Его черные копыта, хвост, рога на голове и подвижное тело — все это привычные черты черта.) Некоторые исследователи фольклора предполагают, что название "черт" произошло от слова "черный", отсылая к его темному цвету.
На старинных церковных росписях, изображающих сюжеты Ада, часто встречается облик черта. Однако в реальности он может являться перед людьми совершенно иным образом. Черт обладает удивительной способностью принимать облик не только взрослых, но и детей, а также различных животных. Он может перевоплощаться в черную кошку, собаку, свинью, змею, зайца, сороку и даже в щуку. Однако он никогда не принимает облик петуха, так как эта птица ассоциируется с рассветом, или голубя, символизирующего мира и духовного просвещения, или даже в осла, на котором Христос въехал в Иерусалим.
Черти среди нас
Черти, особенно важные из них, обитают в преисподней, но менее значимые представители этого демонического мира пребывают на земле. Они предпочитают уединенные и мрачные места, куда никто из людей не сунется по доброй воле. В старые времена в каждом городе можно было найти заброшенные дома, которые считались жилищем "нечистой силы". Вне городов черти выбирали себе пристанище в болотах. Пословицы типа "В тихом болоте черти водятся" или "Не ходи при болоте, черт уши околотит" до сих пор живут в народной памяти.
Черти также привлекают воду. Пословица "В тихом омуте черти водятся" хорошо известна, как и история с Балду, который, веревкой баламутил воду, чтобы вынудить чертенка прийти к нему на помощь.
Из народных поверий видно, что черти живут семьями. У них есть жены, чертовки, и дети, чертенята. Черти любят приглашать друг друга в гости, устраивать различные празднества и свадьбы. Обычно они выбирают для этого перекрестки дорог. Хитрые наблюдатели говорили, что когда видишь пыльные вихри на перекрестке, это черти с ведьмами устраивают праздник. Если бросить нож или топор в середину вихря, то "свадьба" тут же прекращалась: нож обнаруживался окровавленным, а какая-нибудь женщина из соседней деревни, славившаяся как ведьма, обязательно появлялась с перевязанной рукой или головой.
Проказы чертей
Главным занятием черта является нанесение вреда человечеству. Именно поэтому его избегали называть прямо по имени, предпочитая обходные выражения, такие как "нечистый", "анчутка", "лукавый", "враг", "шут", "нелегкая", "ненаш" и так далее.
В народных преданиях "враг" описывается как злобный, игривый и похотливый дух. Он особенно любит подшучивать над пьяными, а его шутки часто заканчиваются трагедией: если не смертью, то травмой несчастного, которого "нелегкая" заставляет блуждать по оврагам и поле, сбивая с верного пути к дому. У каждого человека есть свой "враг", стоящий за его левым плечом и подсказывающий злобные мысли в левое ухо. Справа же находится ангел, который наоборот, направляет человека к добрым поступкам, шепча в правое ухо. Именно поэтому русские люди предпочитают плюнуть через левое плечо, а не через правое.
Часто нечистый дух предпочитает владеть телом людей, особенно женщин. В прошлом таких женщин называли кликушами. Они ведали себя странно: кричали на разные голоса, выполняли грубые и грязные поступки. Вместо наказания их скорее жалели, рассматривая как жертв извечного врага человечества. Единственным способом спасения от внутреннего черта были особые молитвы, называемые "отчиткой". В некоторых деревнях и сегодня можно встретить священников, умеющих изгонять духовное зло из одержимых ими людей. Это редкое и опасное искусство требует от священника высокой духовной силы и непорочного поведения.
Другим любимым занятием нечистого духа является соблазнение женщин. В старину считалось, что если вдова сильно скорбит по усопшему мужу, то черт легко может явиться к ней, принимая облик усопшего. Бедная женщина, часто поддается искушению, и погибает от него. Бесы могли появиться перед такими несчастными вдовицами в виде огненного змея. Проникая через окно или дымоход, змей падал на землю, раскаляясь и излучая искры, затем принимал образ покойного супруга. Если вдова внезапно начинала худеть или, наоборот, замечались признаки беременности, а потом она странно ведет себя, то это свидетельствует о воздействии огненного змея. Избавиться от него можно, начертив кресты по углам дома, развесив чертополох или заказав молебен и накурив дом ладаном.
Действительно, сварливая и ушлая женщина может случайно привлечь черта, который затем будет бегать от нее, как от огня, навсегда.
Черта часто обманывают хитрые персонажи из народных сказок. В литературе примерами таких персонажей могут служить Балда и кузнец Вакула из произведений Гоголя. Однако любой человек может справиться с чертом, нужно лишь помнить о крестном знамении. В прошлом кадки с водой и кувшины с молоком на ночь покрывали двумя положенными крест-накрест лучинками, чтобы черт не мог проникнуть. Русские также привыкли перекрещивать рот при зевке, с той же целью.
Образ черта в русской народной культуре представляет собой смесь христианских представлений о демоне и древних языческих верований о духах и демонах. Черт воплощает зло и искушение, его основное занятие – вредить человеческому роду. Тем не менее, в народных преданиях и сказках показано, что черт может быть обманут и побежден, если человек остается верен своим верованиям и не забывает о крестном знамении. Важно помнить, что образ черта в народной культуре служит не только предостережением от зла, но и символизирует силу человеческой воли и веры.