Автор nekojiru
Нобелевскую премию архитекторам не дают. Эта несправедливость очень задевала кого-то из семьи Прицкеров, которые учредили в 1979 году Прицкеровскую премию, присуждаемую за достижения в области архитектуры. Жюри состоит из 5 - 9 человек, которые являются профессионалами в таких областях как архитектура, образование, публицистика, культура и бизнес. Состав жюри ежегодно меняется и мнение жюри не зависит от семьи Прицкеров.
В 2004 году эту высокую награду в области архитектуры впервые получила женщина - уроженка Багдада Заха Хадид. Ей повезло родиться в очень состоятельной и весьма светской семье: отец был политиком, придерживающимся либеральных взглядов, а мать была художницей. Семья много путешествовала и имела возможность дать дочери лучшее образование: сначала это был Американский университет в Бейруте, а затем Архитектурная ассоциация в Лондоне.
В студенческие годы Заха Хадид увлеклась идеями русского авангарда, ее дипломная работа, вдохновленная идеями супрематизма, проект 14-этажного отеля на Хангерфордском мосту через Темзу, который она назвала “Тектоник Малевича”. Ее научный руководитель, известный архитектор Рем Колхас, придерживался основ деконструктивизма в архитектуре и ранние работы самой Хадид, конечно, обладали яркими чертами деконструктивизма.
Деконструктивизм как отдельное архитектурное течение сформировался к концу 1980 годов. В его основе лежат идеи французского философа Жака Дерриды, который утверждал, что в современном мире за каждой формой уже закреплен ряд привычных ассоциаций и метафор, которые следует деконструировать, убрать следы предыдущих эпох и наполнить произведение новыми смыслами.
Для деконструктивизма в архитектуре характерно разрушение привычной конструкции, изломанные формы и нарочитая усложненность. Манифестом деконструктивизма стала пожарная часть немецкой мебельной фабрики “Витра” Захи Хадид, созданная в 1993 году.
Деконструктивизм не ограничивается угловатыми формами, его основная идея все-таки в сломе привычной конструкции (четыре стены и крыша, грубо говоря). Параметризм, подстиль деконструктивизма, с его плавными, текучими, формами, стал основным в творчестве Захи Хадид. Ее здания словно выплывают из окружающего ландшафта, будто живые организмы, они движутся, пульсируют, растекаются и сжимаются вновь.
Можно увидеть творения Захи Хадид и в Москве. В 2008 году было начато строительство бизнес-центра премиум-класса Dominion Tower на Шарикоподшипниковской улице. Из-за кризиса в том же году работы были приостановлены и продолжились лишь в 2012, а свои двери для арендаторов бизнес-центр открыл лишь в 2015 году. Снаружи здание выглядит не так эффектно, как многие другие проекты Захи Хадид, но зато внутри в белоснежном атриуме черные акценты создают совершенно невообразимую динамику.
31 марта 2016 года Захи Хадид не стало, она скончалась от сердечного приступа в возрасте 65 лет. 36 проектов в 21 стране были завершены ее единомышленниками, работающими в архитектурном бюро Zaha Hadid Architects.
Заходите в наш Телеграмм!