Предыдущая глава:
Подъем к лагерю был назначен на послеобеденное время. Поэтому утром была возможность погулять по лесу, настроиться на штурм. Чтобы напитаться чистым лесным воздухом, я сделал комплекс цигун прямо в сосновом бору. Мерный шум воды Баксана и отсутствие привычного фонового звука города очень располагало к сосредоточению и концентрации.
Мы поднимались.
Внизу накрапывал небольшой дождь. По мере того, как мы поднимались, дождь постепенно превращался во влажный туман. На базе было облачно, окружающие вершины тонули в облаках. Мы снова перегрузили вещи в вагончики, после чего нам была дана команда отдыхать до ужина. Ужин был ранний, потому как в час ночи предстоял еще и предштурмовой завтрак. А, как известно, в горах – как полопаешь, так и потопаешь. Сразу после ужина инструктора проинспектировали весь комплект одежды и снаряжения каждого восходителя и согласовали всю выкладку, кто в чем и с чем пойдет на штурм. Ночью не должно было быть никаких сюрпризов, типа «ой, я, кажется, рукавицы оставил внизу». Ведь один досадный промах мог поставить под вопрос не только собственное восхождение, но также и ослабить группу (Инструкторов с нами шло 4 человека, именно на случай, если кому-то придется возвращаться с полпути).
После аудита нас снова отправили отдыхать и, по возможности, поспать. Было всего 6 часов вечера. Но из-за пасмурной погоды уже через час стемнело. Настроение было особое. Чувствовалась собранность и решительность. Каждый готовился психологически к непростому испытанию. Почти для всех из нашей группы восхождение на такую высоту было первым. Несколько человек из группы ходили в прошлом к базовому лагерю Эвереста (около 5000). Но там иной климат. Высота переносится легче. До Эльбруса я единственный раз был на высоте выше 5000. На перевале Хардунг-Ла, где великие Гималаи встречаются с Каракорумом и Гиндукушем. Высшая точка перевала – 5300, уровень седловины Эльбруса. Но, во-первых, это тоже были засушливые горы Ладакха (более простые для организма условия). А во-вторых, туда мы поднимались на машине. Поэтому те ощущения и реакции организма экстраполировать на Эльбрус было бы не корректно. Все испытывали тревогу. Никто не знал, каких сюрпризов и подлянок от организма ждать. Как мы будем себя ощущать за 5000 под нагрузкой, повезет ли с погодой (а при сильном ветре потеря сил многократно выше). Каждый прислушивался к себе и в ветру за окном, каждый настраивал себя на штурм. К счастью, удалось поспать. А в полночь подъем…
Мы одевались максимально тщательно. Сверху – 5 слоев, на ногах – 4. Каждый слой сверху внахлест закрывает слой снизу. Так, чтобы ни щелочки не осталось. Потом поправить будет сложно. В итоге, сборы закончены. Осталось одеть только кошки. После быстрого завтрака и заправки термосов чаем мы были готовы. Пока ночь была тихая. Время от времени сквозь просветы в облаках даже подмигивали звезды…
Ратрак глухо рычал на стартовой площадке. Мы погрузились. Двигатель недовольно взревел, и машина покатила по снежному полю, границы которого тонули в черноте ночи. За полем начался резкий подъем. Все, кто сидел на скользких боковых лавочках скатились в конец, прижав своим весом того, кому не повезло сидеть в самой глубине кузова (поэтому девочек туда не сажали). Снежинки летели в глаза (я опрометчиво не надел маску перед посадкой), поэтому я спрятал голову за соседа и оттуда украдкой смотрел на небо. Над головой проплывали тучи. Их почти не было видно в темном небе. Разве что звезды то появлялись, то исчезали на небе. Мимо проплывали уже знакомые детали пейзажа. Глаз выхватывал скудные ориентиры, а мозг автоматически отмерял высоту: будка, значит 4100, въехали в коридор, образованный двумя скальными грядами... выехали, значит, примерно 4300, показались скалы Пастухова, 4600, гряда закончилась, 4800…Начинается неизведанная нами доселе территория. Наконец, ратрак добрался до конечной точки. Мы спрыгнули в снег. Пока ощущения были нормальными. Впрочем, сидеть в ратраке – не самая большая нагрузка.
Отсюда начинался первый участок нашего пешего маршрута. Так называемая «косая полка». Классический маршрут на вершину Эльбруса – это подъем по восточном склону, после путь идет по диагонали, траверсом. Не на вершину (восточную), а как бы вокруг нее с выходом на седловину. Почему не подниматься на восточную вершину? Есть и такие маршруты (есть даже маршрут «крест», с штурмом обоих вершин за один выход). Но, во-первых, восточная вершина ниже на 20 метров (а значит это уже не высшая точка Европы/России, это важно), а во-вторых прямой путь на восточную вершину опасен, так как изобилует трещинами. Косая полка – отрезок пути длиной примерно в 2 часа хода по сравнительно пологой поверхности (подъем всего на 200 метров). Тем не менее, идти приходится по узкой тропе, по одну руку от которой резкий подъем вверх, а с другой наоборот резкий спуск, откуда можно легко соскользнуть на снежные сбросы. В целом, состояние было удовлетворительное. Единственное существенное неудобство – сильно потела маска. Поэтому идти приходилось, ориентируясь на световое пятно впереди (спину впереди идущего товарища освещал налобный фонарь). Так как видимость в маске была очень скверная, пришлось приспособиться чувствовать склон палками. Через какое-то время возникло ощущение, что идешь не на двух конечностях, а на четырех, благо палки стали продолжением рук. Ими сперва щупаешь надежность поверхности, а после переносишь на них вес тела. Этот навык приходит очень быстро и сам собой.
Наконец, объявили привал. Я снял маску и с удивлением обнаружил, что уже довольно светло. Солнце еще не взошло. Вокруг стоял предрассветный сумрак, в котором снег казался темно-синим, словно с него еще не сошла печать ночной темноты. Вспоминая картины Рериха, подумалось, что это время Николай Константинович любил больше всего, и изображал чаще других. На его полотнах есть и розовые рассветные палитры, и огненные закатные, но больше всего горной синевы. А это, как оказалось, краткий миг, когда ночь уже ушла, а день еще не пришел.
Привал на Косой полке означал, что – еще немного, и мы будем на седловине. Следующий участок пути был одним из самых легких. Мы шли практически по ровной поверхности и по сравнительно широкой тропе. Солнца еще практически не было, ветра тоже. Значит, можно было пройтись некоторое время без защиты глаз. Через час мы оказались ровно в центре седловины. Высота – 5300. Отсюда можно было увидеть окрестности по обе стороны от горы. До этого мы могли видеть только южный склон, большой Кавказский хребет, разделяющий Россию и ее южного соседа – Грузию. Теперь же можно было взглянуть на север. Северный склон – пологий. Он сходит плавно к предгорьям и равнинам Ставропольского края. Где-то там Машук и Пятигорск…
Здесь на седловине было много групп. Широкая ровная поляна идеально подходила для отдыха и подготовке к финальному штурму. Люди пили чай, вязали веревки для связок, проверяли экипировку. Некоторые отставляли прямо здесь часть снаряжения. Долго мы не засиживались, надвигалась непогода. Мы находились на высоте более 5 км, а значит, облачность преимущественно находилась ниже нас. С юга – бескрайний ковер облаков, который увидишь в обычный жизни разве что из иллюминатора самолета. Розовые в утреннем свете пики Кавказского хребта, словно острова, торчали из белого моря облаков. С северной части мы видели предгорья и уходящие в даль зеленые равнины. Но очень скоро грязно-серые снежные облака закрыли обзор и, как бы, ползли вверх по склону по направлению к нам. Теперь – кто быстрее, мы или фронт снежных туч. Последовала команда связаться в группы по несколько человек и поменять одну палку на ледоруб. Мы выдвинулись к вершине. Начался самый трудный и опасный участок пути. Называемый «перилами».
Следующая глава:
#путешествия_по_россии
#россия
#кавказ
#туризм
#горы
#альпенизм