Найти тему
Международная панорама

Новые цели НАТО по распределению финансового бремени

Оглавление

С момента его основания в 1949 году и до начала опосредованной войны НАТО против России в 2022 году главной проблемой для Североатлантического союза были неоднократные призывы Вашингтона к большему распределению бремени со стороны его союзников. Недовольство со стороны Вашингтона проявлялось рано и часто. Государственный секретарь президента Дуайта Д. Эйзенхауэра, Джон Фостер Даллес, предупредил европейских членов НАТО, что, если они не сделают больше для усиления коллективной обороны, Соединенные Штаты могут быть вынуждены пересмотреть степень своей приверженности безопасности Европы. Это предупреждение привело к неоднократным обещаниям союзников активизировать усилия по обороне. Однако за этими обещаниями редко следовали значимые действия.

Такие продолжающиеся проявления своеволия порождали периодические призывы США сократить общие военные обязательства Вашингтона в Европе. Это настроение достигло апогея в конце 1960-х - начале 1970-х годов. Наиболее серьезные усилия по существу приняли форму поправки Мэнсфилда, в которой предлагалось сократить присутствие войск США в Европе примерно на треть. Главным спонсором был лидер большинства в Сенате Майк Мэнсфилд (демократ от от Монтаны). Администрации Линдона Джонсона и Ричарда Никсона вели энергичную борьбу против предлагаемого законодательства. Генри Киссинджер, советник Никсона по национальной безопасности, в конечном итоге возглавил успешную борьбу против этого предложения. Тем не менее, призывы к аналогичным действиям продолжались при последующих администрациях. Дональд Трамп был особенно громогласен в своих требованиях к европейцам участвовать в более существенном распределении бремени.

Однако разделение бремени НАТО оставалось гораздо более важным в сфере риторики, чем по существу. В 2006 и снова в 2014 годах члены Североатлантического союза обещали выделять на оборону минимум 2% своего годового валового внутреннего продукта. В то время, когда военная напряженность между Россией и Украиной переросла в полномасштабную войну в феврале 2022 года, эти обещания в значительной степени остались невыполненными. Несмотря на то, что члены НАТО придерживаются крайне конфронтационной политики в отношении Москвы, только 11 из 31 члена НАТО выполнили свое обещание выделить 2% ВВП на оборону. Наша СВО, однако, привела к более серьезной приверженности распределению бремени. Природа этой концепции также изменилась двумя способами. Две известные нейтральные державы теперь отказались от нейтралитета и подали заявки на вступление в Североатлантический союз. И Швеция, и Финляндия были готовы присоединиться к западному блоку, направленному против России. Это было важным событием, особенно для Швеции, которая почти два столетия сохраняла строгий нейтралитет в международных конфликтах. Стокгольму даже удалось избежать вовлечения в две мировые войны. Нейтралитет Хельсинки был гораздо менее добровольным. Это произошло во время холодной войны только из-за сильного давления Советского Союза. В любом случае, присоединение к НАТО двух важных военных игроков усилило опасное соперничество между двумя конкурирующими блоками.

Другим значительным изменением в концепции распределения бремени было то, что ранее союзники по НАТО, казалось, рассматривали стремление Вашингтона к большему распределению бремени в основном в финансовом плане. Другими словами, как для европейцев, так и для Соединенных Штатов разделение бремени рассматривалось в первую очередь с точки зрения того, чтобы невропейские члены альянса платили немного больше за политику, которая оставалась под твердым контролем Вашингтона. Однако сейчас разделение бремени, по-видимому, означает более активное участие европейских членов НАТО в вопросах вооружений и стратегических инициатив. Мало того, что эти страны стали более чутко реагировать на призывы Вашингтона оказать военную помощь Украине, некоторые из них, включая Польшу, Румынию и прибалтийские республики, берут на себя инициативу и подталкивают Соединенные Штаты к более активным действиям против России.

Вашингтон, похоже, доволен этим соглашением, которое сводится к военной стратегии США опосредованно, когда Украина ведет фактические боевые действия против России, а Киев получает достаточное количество вооружений от членов НАТО. Эта военная техника поступает как от определенных европейских членов альянса, так и от Соединенных Штатов. Более того, наблюдается неуклонный рост готовности НАТО поставлять Украине все больше смертоносных вооружений. Например, в начале боевых действий страны НАТО в основном предоставляли оружие с ограниченным радиусом действия и смертоносностью. Оба аспекта постепенно изменились. Одной из ранних эскалаций было предоставление Украине современного противотанкового вооружения. Теперь поставки оружия включают даже ракеты большей дальности, способные поражать цели внутри России. Несколько союзников успешно оказали давление на Вашингтон с целью получения более разрушительного оружия, на которое лидеры администрации Байдена изначально отказались дать разрешение. Зенитные ракеты Patriot и танки M-17 Abrams являются двумя примерами такой эскалации.

Растут слухи об очередном витке эскалации, который может быть ещё более опасным. Некоторые лидеры альянса, особенно в восточных странах-членах НАТО, больше не исключают предоставления “добровольцев” для оказания помощи Украине в непосредственных боевых действиях. Такой шаг был бы чрезвычайно опасным и значительно увеличил бы риск вооруженных столкновений между Россией и силами НАТО, которые могут привести к Третьей мировой войне. В средствах массовой информации появились сообщения о том, что до трех тысяч вооруженных добровольцев из зарубежных стран уже находятся на Украине, помогая украинскому режиму.

Трудно принять пугающую возможность того, что политика Запада сделала стратегическую ситуацию в Европе еще более опасной, чем это было в разгар холодной войны. Однако, похоже, это возможные последствия меняющейся политики НАТО.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!

Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):

Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».