14.05.2024 • Д. Карасева, стажер Национальной Ассоциации международной информационной безопасности; Анатолий Смирнов, Член НАМИБ, Президент Национального института исследований глобальной безопасности, д.и.н., проф. МГИМО МИД России, Чрезвычайный и Полномочный Посланник в отставке
Весенний тур китайского лидера в Европу широко обсуждается в мировых СМИ. После безуспешных визитов госсекретаря США Блинкена и канцлера ФРГ Шольца в Китай Си Цзиньпин принял решение посетить Францию, Сербию и Венгрию. Основными целями поездки Си Цзиньпина в Европу стали: стремление снизить влияние США на европейские страны, обсуждение украинского кризиса и роли Китая в нем, усиление позиций КНР в области торгово-экономического сотрудничества и научно-технологического взаимодействия.
По словам Ф.Лукьянова «Соединённые Штаты нуждаются в Европе для своей стратегии сдерживания Китая. Прежде всего в экономическом и технологическом смысле – ЕС не должен развивать сотрудничество с КНР в сферах, в которых США хотят Пекин ограничить. Европе нужны США для сдерживания России в военном и военно-техническом смысле» [1]. Европа в этом вопросе выступает некой буферной зоной – как территориально, так и политически. Неслучайно первой страной для посещения была выбрана Франция, известная своим стремлением «усидеть на двух стульях». С одной стороны, Франция поддерживает западные ценности, безотказно «отменяя» Россию и финансируя украинский конфликт совместно с США и их сателлитами. С другой, пытается по некоторым вопросам придерживаться линии независимости.
Предвосхищая майскую поездку Си Цзиньпина
Визиты Госсекретаря США Блинкена и канцлера ФРГ Шольца в Китай продемонстрировали их контрпродуктивный подход к переговорам. Так, США построили диалог с позиции ультимативных требований и бескомпромиссных утверждений. Блинкен: «Если Китай не решит проблему с поддержкой России, то вместо Пекина это сделают Соединённые Штаты». При этом США в канун визита госсекретаря, пытаясь оказать давление на КНР, демонстративно поддержали Тайвань, выделив ему на военные цели 8 млрд. долл. США [2].
В этом контексте у Китая была надежда вывести на конструктивный диалог Францию. Заслуживает внимания тот факт, что перед приездом китайского лидера в Париж, 2 мая 2024 года Макрон и Шольц провели совместный ужин для обмена мнениями и обсуждения уже прошедшего визита Канцлера Германии в Пекин и предстоящей встречи Президента Франции с Си Цзиньпинем. Издание Politico назвало этот ужин секретным, а источники информации пожелали остаться анонимными.
Отношения Китая и европейских государств сосредоточены по большей части в экономической и технологической областях. Ретроспективно, технологические инновации были определенным преимуществом европейцев. Их тесное взаимодействие в научно-технологическом обмене с США и собственные оригинальные наработки позволили европейским государствам повысить конкурентоспособность на международной арене. Китай, в свою очередь, реализует несколько технологичных программ и инициатив – «Сделано в Китае-2025», «Один пояс-один путь» и др., в том числе, и при участии европейских стран. Подобная кооперация основывается на взаимовыгодном сотрудничестве, в частности, для китайской стороны совместные проекты служат источником высокого дохода. Кроме того, Китай формирует зависимость Европы от дешевых и качественных товаров.
Согласно мнению экспертов отчета «Правда и реальность с китайской спецификой» (International Cyber Policy Centre ASPI «Truth and reality with Chinese characteristics»), стратегическая задача КНР – «сохранять полный контроль коммунистической партии Китая над информационной средой внутри Китая, одновременно работая над расширением своего влияния за рубежом, чтобы изменить глобальную информационную экосистему. Это включает в себя не только контроль над медиа и коммуникационными платформами за пределами Китая, но и обеспечение того, чтобы китайские технологии и компании стали основополагающими для будущего обмена информацией и данными во всем мире» [3].
Китайская специфика проявляется в прагматичности и рациональности, в связи с чем каждое действие продумывается наперед. Как результат, «громкий» визит Си Цзиньпина в Европу вызывает интерес, прежде всего, с точки зрения, экономико-технологических решений и предложений.
Результаты во Франции
В рамках визита Председателя КНР во Францию стороны подписали 18 соглашений о сотрудничестве, диапазон которых весьма широк: аэрокосмическая отрасль, сельское хозяйство и технологическое развитие. Председатель КНР Си Цзиньпин и Президент Франции Эммануэль Макрон 7 мая выступили с совместным заявлением об управлении искусственным интеллектом (ИИ), пообещав работать вместе для содействия ответственному развитию и использованию ИИ на благо всех. Интерес вызывает то, что акцент был сделан именно на технологии ИИ, а не других инновационных возможностях Китая и Франции. Вероятно, страны открывают для себя новое направление для сотрудничества. Данному заявлению лидеров предшествовало несколько действий обеих сторон по развитию систем ИИ. В октябре 2023 года медиакорпорация Китая и агентство Франс-Пресс подписали соглашение о сотрудничестве в области новых медиа, а в ноябре 2023 года вопрос сотрудничества КНР и Франции в области ИИ обсуждался на уровне министров иностранных дел [4], подготавливая почву для переговоров на высшем уровне. Лидеры отметили важность международного сотрудничества для обеспечения безопасного и ответственного использования ИИ. Эти намерения отражены в их совместном заявлении.
С целью преодоления глобального цифрового разрыва, Франция и Китай договорились вносить вклад в укрепление киберпотенциала стран мира, в особенности, развивающихся. Одним из приоритетных направлений сотрудничества в области ИИ является борьба с киберугрозами, исходящими от передовой технологии. К слову, во время пребывания Си Цзиньпина во Франции Лондон показательно обвинил Китай в кибератаке на Министерство обороны Великобритании. Британское ведомство засекло утечку конфиденциальной информации и взлом базы данных сотрудников Министерства. При этом, британцы не предоставили ни одного реального доказательства атрибуции кибератаки в виновности Китая. Очевидно, что подобное действие Великобритании было направлено на компрометацию Китая, косвенно выражая недовольство тесным сотрудничеством Китая с Россией (и, с точки зрения Великобритании, китайской помощи в финансировании российской стороны в украинском конфликте).
Одной из ключевых тем переговоров стали летние Олимпийские игры в Париже и возможность «олимпийского перемирия» на поле боя. Politico сообщает, что вовремя Олимпиады-2024 в Париже будет развернута сеть камер видеонаблюдения с искусственным интеллектом, которые предупредят о внештатной ситуации, например, начале давки на объекте. Франция станет первой страной в Европейском союзе, которая будет вести подобный мониторинг на основе искусственного интеллекта [5]. Не исключено, что Франция попытается заручиться финансовой поддержкой КНР, китайским опытом и квалифицированными специалистами.
Министр науки и технологий Китая Инь Хэцзюнь в интервью CTGN дал оценку взаимодействию КНР и Франции: «Научно-техническое сотрудничество между нашими странами дало Китаю много ценных знаний и опыта. Например, в 1991 году Министерства науки и технологий двух стран при поддержке Министерства иностранных дел Франции запустили китайско-французскую программу перспективных исследований. А в 1997 году Китай и Франция основали Совместную лабораторию информатики, автоматики и прикладной математики, которая также стала первой платформой для международного научного сотрудничества в Китае» [6]. По словам министра, результаты технологического сотрудничества двух стран – новаторские и перспективные.
На встречу с Си Цзиньпинем в Париже также была приглашена председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Она заявила, что Брюссель выступает за введение защитных мер для ограничения экономического влияния Китая в Европе. Еврокомиссия начала расследование по поводу государственных субсидий Китая на электромобили и солнечные панели, обвиняя Пекин в нарушении правил конкуренции. Урсула фон дер Ляйен считает, что уровень влияния Китая на страны Евросоюза слишком высок, и Союз намерен ужесточить меры в отношении китайских компаний, занимающихся производством электромобилей, солнечных панелей, ядерных технологий и других товаров.
«Железная» дружба с Сербией
Следующие два государства намного радушнее приняли председателя КНР. Сербия и Венгрия занимают более дружественные позиции не только по отношению к Китаю, но и к России, именно это и способствовало успеху на переговорах Си Цзиньпина с лидерами обеих стран.
В сербскую столицу китайская делегация (400 чел.) прибыла 7 мая и была встречена караулом Вооруженных сил Сербии и танцевальным коллективом в национальных костюмах. Прибытие лидера КНР выпала на 25-ю годовщину бомбардировки НАТО посольства Китая в сербской столице. Об этом Си Цзиньпин написал в конце своей статьи в сербском журнале «Политика» [7]. Также глава КНР в статье обозначил среднесрочный план действий по совместному строительству «Пояса и пути». «Страны стремятся расширять сотрудничество в таких областях, как научные и технологические инновации, передовое производство, зеленая энергетика, цифровая экономика, искусственный интеллект и т.д., чтобы поделиться возможностями развития и вместе создать светлое будущее» [7]. Александр Вучич, в свою очередь, подчеркнул потенциал визита для ускорения технологического развития в таких областях, как робототехника и космос. Треть подписанных документов между Китаем и Сербией сфокусирована на технологической кооперации двух государств.
Си Цзиньпин предложил отправить в Китай 50 молодых ученых в рамках программ обмена по реализации совместного коммюнике между Сербией и Китаем об углублении стратегического партнерства и построении сообщества единой судьбы в новую эпоху. Лидеры стран также обсудили возможности кооперации в области искусственного интеллекта. Вучич отметил, что это предложение имеет исключительное значение для технологического развития Сербии.
Вучич заявил, что в Сербии были бы рады, если бы Китай открыл в стране предприятия по производству подвижного состава для железных дорог. Также шла речь о летающих такси и электромобилях из Китая.
Сравнивая поездки китайской делегации во Францию и Сербию, заметно, что подход Си Цзиньпина к ведению переговоров в этих странах существенно разнится. В честь приезда Си Цзиньпина по всему Белграду были развешены сербские и китайские флаги, размещены билборды с приветственными словами на сербском и китайском языках, а на башне Генекс (Западные ворота Белграда) вывешен огромный китайский флаг [8]. В будущем ожидается реализация договоренностей в области научно-технологического развития, принятых в ходе переговоров лидеров стран.
Венгрия в числе друзей
Завершающей страной европейского тура Си Цзиньпина стала Венгрия. Венгрия стала первой европейской страной, подписавшей соглашение о сотрудничестве с Китаем в рамках инициативы «Пояс и путь».
Территориальное расположение Венгрии позволило ей выступить своеобразным транспортным «хабом», где концентрируются грузовые поезда, отправленные из Китая в европейские государства, играя важную роль в логистическом коридоре Китай-Европа. Так, цифровизация и инновационная деятельность является неотъемлемой частью двусторонней работы государств по линии Инициативы «Пояс-путь». Посол КНР в Венгрии Гун Тао заявил: «Китай и Венгрия продолжат продвигать высококачественное сотрудничество в рамках инициативы «Пояс и путь» в таких ключевых областях, как цифровая экономика, зеленая экономика, информационные технологии и трансграничная электронная коммерция» [9]. Министр финансов Венгрии подчеркнул, что реализация региональных инфраструктурных проектов с участием КНР — прежде всего это строительство железной дороги Белград-Будапешт и китайско-венгерский авиационный грузовой хаб — сыграет важную роль в укреплении торговых связей. Пекин стал крупнейшим инвестором в Венгрии: китайские компании инвестировали €16 млрд в ее экономику [10].
На переговорах лидеры стран договорились создать механизм межправительственного сотрудничества по железнодорожному экспрессу Китай-Европа. Такой путь станет коммуникационным каналом в Европу для Китая. Также тесное сотрудничество прослеживается в автомобильном бизнесе. 30 января 2024 года крупнейшая китайская компания по производству аккумуляторов и автомобилей BYD подписала соглашение о покупке земли с муниципальным правительством Сегеда в Венгрии для строительства завода по производству легковых автомобилей. Таким образом, китайский автопром интегрируется в европейское сообщество.
XXX
Анализируя европейскую поездку Си Цзиньпина, прослеживаются закономерные паттерны. Франция, в отличие от Сербии и Венгрии, тяготеет к сотрудничеству в области высоких технологий, что подтверждает наличие проектов в области ИИ. Сербия и Венгрия стремятся к повышению социально-экономического благополучия стран, в связи с чем, их взаимодействие с Китаем направлено на обмен в области «тяжелых» технологий для развития инфраструктуры государств.
По мнению ряда экспертов, майский тур в Европу Си Цзиньпина стал своего рода прологом главного события весны 2024 года: 15-16 мая состоится государственный визит президента Российской Федерации в Пекин. Это убедительный, не оставляющий сомнений жест, показывающий всему миру, что Китай будет продолжать сотрудничество с Россией, несмотря на все призывы ЕС и США прекратить поддержку нашей страны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала "Международная жизнь" на нашем сайте.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs