Госдума во вторник утверждает кандидатуры федеральных министров. Несмотря на общественные ожидания, в социальной сфере сенсаций не произошло: все её кураторы сохранили свои должности. Точечные изменения были произведены при распределении министерств между курирующими вице-премьерами. Министерство просвещения и Росмолодёжь, за которые отвечала Татьяна Голикова, в новом Правительстве наряду с Минобрнауки будет курировать вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Как считают эксперты, отсутствие ротации свидетельствует о том, что «социалка» отошла на второй план на фоне других задач.
В социальном блоке нового Правительства продолжат работать министр труда и социальной защиты Антон Котяков, министр просвещения Сергей Кравцов, министр науки и высшего образования Валерий Фальков, министр здравоохранения Михаил Мурашко и министр культуры Ольга Любимова.
Как и прежде, у направления будет два курирующих вице-премьера – Татьяна Голикова и Дмитрий Чернышенко, но обязанности между ними перераспределятся. Контролировать оба образовательных ведомства поручено Чернышенко – для создания комплексной образовательной и молодёжной политики от детского сада до университета. В качестве одной из своих главных задач вице-премьер поставил пересмотр структуры приёма в вузы в пользу увеличения бюджетных мест по специальностям, необходимым для реализации нацпроектов и технологического лидерства страны. Помимо Минпросвещения и Минобрнауки в зону ответственности Чернышенко войдут Минспорт, Минэкономики в части развития туризма, а также СМИ и Росмолодёжь.
У Татьяны Голиковой остаются министерства здравоохранения, культуры, а также труда и социальной защиты, которое в числе прочего отвечает за демографическую ситуацию, вопросы материнства и детства.
Решение о передаче контроля за всей системой образования Дмитрию Чернышенко было принято Андреем Фурсенко, который определяет политику в этой сфере в Администрации президента, предполагает в беседе с «Октагоном» председатель комитета Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг «Российским гражданам – достойное образование» Виктор Панин. По его мнению, систему образования в ближайшее время не ждут глобальные изменения:
– Главные задачи государства сейчас – победа в СВО и восстановление нормальной жизни в Донбассе. Соответственно, в образовании будет взят курс на увеличение числа бюджетных мест и подготовку специалистов, которые нужны на новых территориях, в частности строителей. В контексте реформ высшего образования будет действовать компромисс – стратегия балансирования между Болонской системой и моделью советского образования. Сейчас много говорится о создании в 2026 году новой системы высшего образования, но там вряд ли будет что-то принципиально новое.
Эксперт добавляет: назначение куратором Минпросвещения Дмитрия Чернышенко указывает на то, что проект цифровизации образования будет развиваться. Но финансирование на какие-то резкие движения в этом вопросе вряд ли предусмотрено.
– Сами по себе министры образования и просвещения являются относительно самостоятельными фигурами. Прямое влияние на их политику оказывает советник президента Андрей Фурсенко. Пока он будет курировать вопрос, существенных реформ в системе образования не ожидается. Скорее всего, будут происходить точечные изменения, как в случае с сокращением часов на преподавание обществознания в школах в пользу истории, – резюмирует Виктор Панин.
Изменений в социальном блоке Правительства общество, в том числе представители курируемых отраслей, ожидало из-за ряда проблем: непопулярных реформ системы здравоохранения, нехватки врачебных кадров, лоббирования принудительной вакцинации и QR-кодов в период пандемии. Сергей Кравцов вызвал отрицательные эмоции как у учителей, так и у родителей школьников из-за оторванности от профессионального сообщества и отрицания очевидных проблем в системе образования. Обнищание населения, рост социального неравенства, снижение рождаемости не добавили очков главе Минтруда Антону Котякову.
Отсутствие перестановок в социальном блоке Правительства говорит о том, что текущее положение дел в этой сфере власть устраивает, а «социалка», к сожалению, не является главным приоритетом, отмечает руководитель «Политической экспертной группы», политолог и педагог Константин Калачёв.
– Замены в кабинете министров, как правило, происходят, если в этом заинтересован центр или тогда, когда их просто невозможно не провести – например, если чиновник полностью дискредитировал себя, – поясняет политолог. – В случае с обсуждаемыми министрами власть считает, что этого ещё не произошло. К тому же, если говорить о Голиковой и Мурашко, то их решения в период пандемии уже забыты населением, всё затмила собой СВО. Проблема ещё и в отсутствии субъектности у профессиональных сообществ – тех же врачей и учителей, – и в недооценке роли обратной связи. Кроме того, власть обычно не соотносит те или иные проблемы в социальной сфере с персоналиями ответственных. Так устроена наша система.
Считается, что хороший министр – это драйвер и лоббист своей отрасли, продолжает собеседник. Однако в ситуации, когда социальные проблемы не являются приоритетными, может приветствоваться уже совсем другой стиль поведения, когда министр просто берёт под козырёк и не акцентирует внимания на болевых точках отрасли.
– Нужно также понимать, что в сфере здравоохранения от персоналии министра мало что зависит. Претензии у населения и профессионального сообщества будут к любому специалисту, занимающему эту должность. В случае с образованием личность значительно более важна. Конечно, всем хотелось бы видеть на этой позиции авторитета в своей области, но пока у власти другие приоритеты или руки не доходят. Тем более что в текущей ситуации разрыва связей с мировым сообществом культура и образование окукливаются, перестают играть значимую роль в политике страны, – заключает Константин Калачёв.
🅾️Все материалы: octagon.media