Найти тему
Life.Akbars

Что такое Soft Skills, почему они важны и как их развить

Оглавление

Автор нашего журнала попросил основателя HR-платформы по оценке гибких навыков SkillCode рассказать, что такое Soft Skills, какую роль они играют в бизнесе и как развивать в себе мягкие навыки. На вопросы автора отвечает основатель HR-платформы Артем Кодолов.

Что такое Soft Skills?

Soft Skills, или мягкие навыки, — это личностные черты характера, которые напрямую связаны с профессиональными навыками, например, коммуникабельность, умение собрать команду и мотивировать сотрудников. Благодаря им человек достигает определенных результатов в карьере или бизнесе.

Давайте для примера представим двух соискателей, которые в резюме отметили, что работают в Word и Excel. Но у одного развиты мягкие навыки, а у второго — нет. Человек с развитыми Soft Skills сможет описать, как работают программы, для чего они нужны и как с их помощью можно оптимизировать работу. А второй может только выполнять поручения: набрать текст, построить диаграмму, записать формулу для таблицы. Если компания ищет инициативного сотрудника, у первого соискателя выше шанс получить работу.

Бывают ли люди без мягких навыков?

Допустим, на заводе работает опытный мастер «золотые руки» Иваныч. Все знают: случись, что — нужно идти к Иванычу, он поможет. На протяжении 40 лет Иваныч хорошо работает. Но когда ему предлагают повышение, он впадает в ступор. Боится, что не адаптируется к новой должности. Адаптация — это один из мягких навыков. Иваныч не уверен в себе, у него слабо развита мотивация, он довольствуется тем, что имеет. Это пример человека, у которого не развиты Soft Skills.

По другим личностным навыкам Иваныч тоже может проседать. Например, руководитель просит Иваныча объяснить, почему он не выполнил план в этом месяце. Причины объективные: поставщики сорвали срок поставки, на заводе произошла авария и затормозила работу цеха, в бригаде не хватает работников. Но у Иваныча слабо развиты коммуникативные навыки, поэтому он краснеет, что-то мямлит и не может аргументировано объяснить проблему.

Перечислите основные навыки, которые входят в понятие Soft Skills?

Все навыки делятся на четыре большие группы, каждая состоит из более мелких и локальных характеристик. Назову все группы и перечислю, что в них входит.

  1. Критическое мышление. В нее входят логическое мышление, восприятие сложной информации, умение аргументировать, математическое мышление, самостоятельность мышления, иммунитет к манипуляциям.
  2. Коммуникация: восприимчивость, неконфликтность, стабильность, самоконтроль, независимость, чувствительность, социализированность, коммуникативность, искренность, управление переговорами, эмоциональная осознанность, эмпатия.
  3. Мотивация: адаптивность, личностная зрелость, любознательность, стрессоустойчивость, уверенность, добросовестность, командность, ответственность, ориентация на результат, сотрудничество, ценностная ориентация.
  4. Управление: системное мышление, управление конфликтами, лидерство, умение анализировать информацию, требовательность, влияние, отсутствие ограничений, управленческий потенциал, убедительность, наставничество, саморазвитие, решение проблем, саморегуляция.

Если оценить черты характера сотрудника по этим пунктам, можно выявить его сильные и слабые стороны. Это поможет понять, для какой работы сотрудник подходит лучше всего, а в каких областях он может даже навредить.

Здесь мы подходим к вопросу, почему мягкие навыки особенно важны для руководителя?

Главная задача управленца — обеспечить условия, при которых люди под его руководством будут работать эффективно. Умение выстроить систему, договориться, мотивировать сотрудника и выстраивать командное взаимодействие — это все Soft Skills.

К навыкам руководителей высшего звена прибавляется критическое мышление. Топ-менеджер должен ставить все под сомнение. В противном случае результат работы может быть хуже. Например, управленец проводит переговоры, на которых контрагент легко соглашается на сложно выполнимые условия. Руководитель со слабо развитым критическим мышлением поверит обещанием. В итоге контрагент не выполнит договоренностей или выполнит их с опозданием. Если критическое мышление развито хорошо, руководитель подвергнет сомнению обещания контрагента и продумает альтернативные варианты на случай возможных проблем.

Если навык невозможно или сложно развить, нужно искать варианты. Например, у меня занижен иммунитет к манипуляциям. Поэтому на сложные переговоры я беру партнера, у которого это качество на высоте. Когда мной начинают манипулировать, партнер активно включается. Я понимаю, что мной манипулируют, и включаю культуру аргументации, чтобы перевести диалог в выгодное русло.

Если бы я переоценил свои мягкие навыки, и один проводил переговоры, они могли бы привести компанию ко многим проблемам. Например, я заключал бы договоры подряда по завышенной стоимости, подрядчики оговаривали бы более длительные сроки для исполнения обязательств, сотрудники выпрашивали бы необоснованное повышение зарплаты и так далее.

А если рассмотреть рядовых сотрудников. Могут ли мягкие навыки открыть им путь наверх?

В том числе. Если у сотрудника развиты Soft Skills, руководитель отмечает его как ценного работника и держит на примете. Когда в компании откроется вакансия, ее могут предложить своему сотруднику, а не искать специалиста на стороне.

Как руководителю выявить и оценить мягкие навыки сотрудников?

Самый простой способ — провести онлайн-тестирование сотрудников. Это можно сделать с помощью платформ SkillCode, Online Test Pad, Quizful. Я знаю примеры, когда пользователи платформы выявляли сотрудников с высокой предрасположенностью к управлению.

Коротко расскажу, как это работает. Сотрудники проходят онлайн-диагностику — выполняют тесты. Система автоматически собирает данные по результатам диагностики и определяет лучших сотрудников для возможного повышения.

Эту же работу руководить может провести самостоятельно. Например, в подразделении продаж работает 50 менеджеров. Из этой команды руководитель выбирает пять-семь человек, которые постоянно выполняют план. Анализируя их личностные характеристики, руководитель строит профиль Soft Skills — расписывает навыки, которыми обладают успешные менеджеры. И по этому профилю можно оценить остальных. Одни недотягивают — возможно, влияют сдерживающие факторы. У других скилы развиты достаточно, но они их не показывают. Скорее всего, это сотрудники, которые находятся не на своем месте.

Руководитель получает информацию к размышлению. Если сотрудник работает давно, разделяет ценности компании, пользуется уважением коллег, он может лучше проявить себя в другой должности. Руководитель предлагает ему перевод или повышение — в зависимости от уровня Soft Skills.

Как еще выявить уровень мягких навыков?

Есть доступные онлайн-инструменты, например, «Оценка 360», с его помощью можно сделать первичные выводы о Soft Skills сотрудника. Сотрудник отвечает на вопросы, а руководитель или эйчар анализирует результаты анкеты.

Вопросы несложные, например: «Ты хорошо делаешь свою работу?», «Ты коммуникативный?», «У тебя высоко развита мотивация?» и так далее. Затем на эти же вопросы о конкретном сотруднике отвечают его коллеги. Получается статистическая выборка, которая помогает сделать выводы.

Как развивать собственные Soft Skills?

Все обучающие инструменты завязаны на практике. И на любые изменения уходит минимум полгода системной работы. Если вам обещают развить Soft Skills за два дня тренинга или обучения, это чистой воды развод.

К примеру, у меня есть один западающий фактор — отсутствие ограничений. Объясню, что это за фактор. Менеджер по холодным продажам может сто раз получить отказ. Но он спокойно снимет трубку и позвонит по сто первому номеру. Если мне три раза скажут, что идея неинтересная, я могу ее бросить.

Этот же фактор мне мешает, например, на большой конференции. Там собираются мои потенциальные клиенты, можно познакомиться, завязать отношения или напомнить о себе. Но я не решаюсь подойти к человеку, думая, что он занят.

Полтора года назад я решил нивелировать свой пробел и нашел выход. Я стал наводить справки о людях, с которыми мне предстоит общаться. Узнавал, что человек любит, где учился и так далее. Когда я нахожу с ним точки соприкосновения, то могу завести разговор с общей темы. Этот способ стал применять в любом диалоге. Например, спикер на конференции рассказывает о франшизе. После выступления я мог к нему подойти и рассказать о своем опыте работы с франшизами, каких результатов мы добились. Завязывается диалог. Зажим ушел, но на исправление я потратил полтора года перманентной работы.

Почему вы решили заниматься развитием Soft Skills у других людей?

Я учился в московском вузе, а после окончания работал по специальности в авиационной промышленности и мечтал возглавить завод. Но заводу не был нужен новый директор, и никто не занимался развитием молодых кадров.

Меня злило, что руководство не взаимодействует с молодыми сотрудниками и даже не пытается сформировать резерв. Что стоило указать человеку: мол, вон там твоя звезда, идти к ней, даем тебе десять лет. Но нет.

Тогда я написал программу, как искать таланты среди молодых сотрудников. За нее мне подарили кружку, грамоту и сказали: идти работать дальше. Через четыре года мой проект признали лучшим в сфере кадров, но дальше его не стали продвигать и внедрять.

Когда понял, что на заводе у меня нет перспектив, я занялся бизнесом. И уже в рамках своей компании начал воплощать идею Soft Skills в жизнь.

Какие повседневные привычки помогут развить мягкие навыки?

Если нет цели прокачать определенный навык, и человек просто хочет работать над саморазвитием, я советую качественную литературу. Перечислю книги, которые, на мой взгляд, заслуживают внимания:

  1. Рэй Далио «Принципы»;
  2. Джеффри Лайкер «Дао Тойота»;
  3. Майкл Льюис «Moneyball»;
  4. Эми Уэбб «Алгоритм судного дня. Как Facebook, Google, Microsoft, Apple и другие корпорации создают искусственный суперинтеллект и почему это приведет к катастрофе»;
  5. Дэн Уиллингэм «Учись как профи. 14 супернавыков, чтобы освоить всё, что хочешь»;
  6. Брюс Шнайер «Взломать все».

Еще хорошие книги для предпринимателя перечислены в другой статье журнала Life.Profit. Авторы деловой литературы мотивируют и показывают способы, которые помогают развиваться. Кроме книг, я рекомендую смотреть биографические фильмы о предпринимателях. Рефлексирующий человек примеряет сюжет фильма на себя и стремится развить собственные мягкие навыки.

Больше полезных стетй для развития бизнеса, читайте в Life Profit: