Его казнили в 1977 году
Кажется, что все вокруг нас пропитано Nike. От кроссовок на ногах до олимпийских пьедесталов – этот спортивный гигант уже стал синонимом движения, драйва и упорства. А Еще, конечно, знаменитый слоган «Just Do It», ставший мантрой для миллионов людей, стремящихся к новым вершинам и усердно работающих над собой. Но знали ли вы, что корни этой мотивирующей фразы уходят в темное и трагическое прошлое? Историю, в которой сплелись судьбы убийцы, рекламного гения и спортивного бренда, который сейчас известен на весь мир.
1976 год, штат Юта. Америка вздрагивает от ужасающих преступлений Гэри Гилмора – человека, чье имя навсегда впечаталось в историю криминалистики и, как ни странно, спортивного маркетинга. За два дня Гилмор хладнокровно лишил жизни двух невинных людей – молодого работника бензоколонки и менеджера мотеля. Суд присяжных неколеблясь вынес вердикт – смертная казнь.
Гилмор, не желая оттягивать неизбежное, отказался от всех апелляций. 17 января 1977 его казнь стала первым исполнением смертного приговора в США за последние 10 лет.
Гэри сидел привязанный к стулу, окруженный мешками с песком, напротив пяти полицейских с винтовками. И прежде чем палач отдал приказ, ему задали риторический вопрос: «Ваше последнее слово?»
«Let’s do it», - ответил Гэри.
Переместимся в 1988 год. Nike, уже ставшая узнаваемым брендом, нуждалась в новом, кратком, но сильном слогане, который бы зажег сердца и умы потребителей. За дело взялся Дэн Уиден – креативный директор рекламного агентства Wieden+Kennedy, известный своей смелостью и нестандартным мышлением.
В поисках вдохновения Уиден перебирал газетные вырезки, журналы, книги. И в какой-то момент его взгляд упал на историю Гэри Гилмора. Фраза, брошенная убийцей перед казнью, зацепила Уидена своей лаконичной силой и решимостью. «Let’s do it» – вот она, искра, из которой можно разжечь пламя! Именно так Дэн Уиден подумал в тот момент.
Конечно, напрямую ассоциировать слоган с осужденным преступником было невозможно. Что сейчас, что в то время – общество бы не приняло такой креатив. Уиден слегка изменил формулировку, сделав ее более личной и мотивирующей: «Let’s do it» превратилось в «Just Do It».
Выходит, спортивный гигант вдохновился убийцей?
Nike, как и следовало ожидать, никогда официально не подтверждал связь своего легендарного слогана с историей Гэри Гилмора. Слишком мрачна и противоречива эта ассоциация для бренда, пропагандирующего здоровый образ жизни и спортивные достижения.
Сам Дэн Уиден, впрочем, впоследствии признался, что слова Гилмора стали для него отправной точкой в создании «Just Do It». В интервью 2009 года он рассказал, что образ казненного преступника, идущего навстречу своей смерти с такой решимостью, произвел на него глубокое впечатление. Эта история стала для него метафорой смелости и решительности – качеств, которые, по мнению Уидена, идеально отражали философию Nike.
Несмотря на свое темное происхождение, слоган «Just Do It» стал одним из самых узнаваемых и успешных в истории рекламы. Он вышел далеко за рамки спортивного маркетинга, став настоящим культурным феноменом.
«Just Do It» – это призыв к действию, к преодолению своих страхов и сомнений. Это Вызов, брошенный самому себе, мотивация к достижению любых целей, какими бы амбициозными они ни были. Этот слоган стал символом решительности, упорства и веры в свои силы – качеств, которые ценятся в спорте, бизнесе, искусстве и любой другой сфере жизни.
Ирония судьбы. Фраза, рожденная в трагический момент, стала символом жизни, движения и вдохновения для миллионов людей.