Что может заставить проехаться от Дона до Волги? Да много чего. Рыбалка, например, смена обстановки. В моем случае это дорога домой.
Ростов-на-Дону. Нет ничего более постоянного, чем временное, как говорится. Так и Ростов стал местом отправления, как город, в котором временная прописка уже больше похожа на постоянную.
Что сказать о нём? Синий, звездный небосклон!
Улица Садовая, скамеечка кленовая…
Что ж, впереди еще около 800 км и путь лежит по Ворошиловскому мосту через Дон. Он красиво украшен в этом году гирляндами. Поскольку выехала ночью, любуюсь всем спектром небюджетного освещения.
Дорога на Элисту радует качеством и относительной разгруженностью. Вполне комфортно двигаться не впиваясь глазами в дорожное полотно в поисках ям. Скорее взгляд успевает скользить по живописным полям с пшеницей, льном и всяческим разнотравьем. А сейчас ещё и акации цветут. Потому весь путь сопровождают белоснежные деревья с увесистыми гроздьями соцветий и умопомрачительным ароматом.
Ближе к Калмыкии пейзаж меняется в скудную сторону. Но он уже не так интересует, поскольку вдоволь налюбовавшись природой, хочется цивилизации и поесть. Фактически середина пути. Можно разбавить впечатления достопримечательностями. А они того стоят.
Главная из них – один из крупнейших буддийских храмов в Европе «Золотая обитель Будды Шакьямуни». Внутри – самая большая в нашей стране 12-метровая статуя Будды, а само 56-метровое здание центрального хурула, пожалуй, выше всех в Элисте, которая похожа на крупный поселок с преимущественно малоэтажной застройкой.
Мысленно я с самого начала разделила весь путь на два отрезка. Первый должен был закончиться трапезой в придорожном кафе «Саглр», что в переводе означает «цветущая». Это имя девушки.
Место популярное, поскольку проездное и фактически единственное на следующие 80 (а как по мне, так на все 320 км до Астрахани) с национальной и настоящей кухней. Настоящей называю еду, не похожую на жареное во фритюре тесто с различными начинками и кофе 3 в 1.
Мой излюбленный деликатес - калмыцкий махан с увесистым куском баранины, зеленью и чесночной заправкой. Простое и невероятно сытное кушанье!
Пока угощаюсь, переписываюсь с подругой с Камчатки. Она в это же самое время едет на берег океана с черным вулканическим песком. С того места открывается великолепная панорама на Корякский, Авачинский и Козельский вулканы.
И у неё тоже время наслаждения камчатскими деликатесами. Но если у меня это обед, у неё уже поздний ужин.
Вот так, с лёгкой руки крепкой дружбы в дорогу домой от Дона до Волги вплелась река Халактырка, гидроника которой и приводит к одноименному пляжу, океану, вулканам и вообще к другому краю нашей необъятной страны.
«Степная жемчужина» позади, а дорога пошла уже через настоящую ковыльную степь, сколько глазу видно. Ощущается боковой ветер. Как говорят местные жители, дует он два разв в год. Первые пол года в одном направлении, вторые пол года в другом.
Машин по-прежнему немного. Дикие тюльпаны давно отцвели, несметные стада овец и коров выедают свежую степную поросль. Глаза отдыхают на воображаемой линии, которая удаляется по мере приближения к ней. Ничего не препятствуют взору.
Белоснежные солончаки и островки песчаной пустыни в степи не дают проехать мимо. Сворачиваю к пересохшему соляному озеру. Под тонким слоем соляных кристаллов проступает антрацитовая вязкая грязь. Ступаю аккуратно, чтобы не увязнуть. Но, как только под ногами начинает хрустеть соль, иду увереннее. И вот стою посреди озера со слегка розоватым отливом, обдуваема всеми ветрами и хочется раскинуть руки с глубоким-глубоким вдохом. Совершенно иной состав воздуха. Вместо приторной акации-терпкая полынь. Нет скошенной травы, но присутствует соль. Дышится легко и не менее вкусно. Почти дома.
Почти. Потому что как и положено бродячим пескам, «Большой брат» постоянно перемещается, движется под ветром, меняя свои узоры. Я должна это увидеть, пока он не убежал совсем далеко. Снова съезжаю с дороги. И тут уже вспоминаю, что астраханцы привыкли видеть то, чем дышат.
В этот раз я стою щурясь и жмурясь от искрящегося на ярком солнце золотистого песка, равномерным слоем покрывающего каждый миллиметр меня.
Соль и песок наконец уступают место сначала полноводным озерам, затем заливным лугам, а сухая степная растильность – зелени.
Волга близко. Значит близко дом.
Замятина Елена