Найти в Дзене

Невидимая структура человеческого общества. Краткие итоги написанного

Человеческое сообщество является сложносоставной структурой. Выше мы с вами рассматривали такой феномен, как идейно-культурное поле (ИКП), формацию, которая формируется людьми, проживающими на определенной территории. Через какое-то время уже ИКП начинает оказывать влияние на входящих в мир новых людей, формируя общность, воспринимающуюся как «свои» в отличие от представителей иных ИКП. Так возникли народы, нации, цивилизации. Впрочем, свои ИКП имеют даже отдельные населенные пункты. И даже могут возникать суб-ИКП, известные как субкультуры.

ИКП выполняет в человеческом обществе несколько важных функций, как-то: объединение больших групп в единую общность. И если животным для объединения в стаи необходимо лично знать других членов сообщества, что ограничивает такие группы количеством в 100–150 особей, то ИКП делает возможным объединение десятков тысяч и даже миллионов человек.

Мировоззренческие концепции (МК) выполняют иную функцию в организации человеческих сообществ. Их назначение — объяснить человеку устройство мира и ответить на философские вопросы о человеке и даже о смысле жизни. Исторически МК нам известны как религии. Важность данных концепций для человеческого общества настолько велика, что в структуре общества обычно определяется группа хранителей, заботящаяся о сохранении МК и передаче этих знаний следующим поколениям, а также разъяснение этого важного знания другим членам общества. Это предтечи научного сообщества, к которому обращаются за разъяснениями по сложным мироустроительным, философским и даже законодательным вопросам, поскольку МК определяет вопросы добра и зла, сущности, нравственности, морали, из которых проистекают законы, правила, устои, а также запреты и т.д. и т.п.

Устройство общества, естественно, не ограничивается этими идейными формациями (ИКП и МП). Для устойчивого существования данной структуры требуется система производства и перераспределения благ внутри общества, а также система защиты от внешних и внутренних угроз. И многое другое. Это сложная система, держащаяся на договоренностях, явно или по умолчанию принятых всеми. Это идейно-информационная структура, создаваемая людьми методом проб и ошибок. Возникают одни структуры, и, если они оказываются достаточно устойчивыми, то сохраняются и развиваются, впитывая опыт других подобных структур. Системы сталкиваются, конкурируют. Неудачные или недостаточно устойчивые — рушатся, и это приводит к обрушению государств и даже целых цивилизаций. Строительство различных типов человеческих сообществ — живой и непрерывный процесс.

Попробуйте представить визуально эти идейные связи, переплетающиеся, сложные. Одни из которых являются изменчивыми и подвижными, другие — достаточно стационарными, пронизывающими всю структуру подобно сваям, удерживающим всю конструкцию. Какие-то, подобно покровам, окутывают ее. Иные создают причудливые формы, пронизывающие друг друга. Всё вместе это создает уникальную по сложности и красоте идейную формацию. Если вы смогли это представить, то вашему взору предстала незримая идейная структура человеческого сообщества: будь то древний полис, царство, халифат, империя или современное государство.

Идеи и общественный договор позволяют людям создавать гибкие и более сложные структуры, превосходящие по сложности пчелиный улей или термитник. И если в общей системе улья или термитника роль и место каждой пчелы или термита определяет инстинкт, то в человеческом обществе система держится на идеях и общественном договоре, негласно принимаемом каждым членом общества. Может, конечно, использоваться и насилие. Так от рабов не требовали согласия. Их ограничивали и понуждали к выполнению определенных функций силой. Используется насилие не только в рабовладельческом обществе. В той или иной форме насилие присутствует и в других общественных формациях. Но это неизбежно создает проблемы. Так, чем меньше добровольного согласия, тем больше необходимо насилия для обеспечения функционирования системы. Это делает общественное устройство громоздким и снижает его эффективность, ведь система должна тратить значительные усилия на обеспечение силовой составляющей. Ведь чем сильнее внутреннее давление пара, тем толще должны быть стенки котла. Но это опасно, поскольку создается напряжение, способное вырваться и разрушить всю конструкцию.

-2

Поэтому общество тем устойчивее, чем лучше граждане относятся к идейной структуре своего общества. Это может быть лояльность, возникающая от ощущения удобства и защищенности, может быть патриотизм. Поэтому общество нуждается в сознательных и ответственных гражданах. Чем больше ответственности, тем меньше нужно насилия для удержания устойчивости общественной структуры. Ответственность формируется по-разному. И возникновение этого важнейшего качества в людях напрямую связано с главным проявлением человечности — любовью и альтруизмом. И обратно пропорционально звериному индивидуализму или эгоизму.

Таким образом, мы приходим к пониманию следующего очевидного факта: для увеличения устойчивости общественной структуры нужно повышать уровень человечности его членов. Поскольку эгоисты оказываются крайне неустойчивым материалом, неспособным к эффективному функционированию. Поэтому нужны альтруисты. И чем больше их будет в обществе, тем устойчивее окажется общественная система.

-3

В обществах, создававшихся на платформе теистических мировоззренческих концепций, духовные центры выполняли в том числе и подобную воспитательную работу. Но не обязательно. Сама концепция, как мы это уже отмечали ранее, предполагала необходимость духовной работы, индивидуального развития теиста, который был заинтересован в этом, поскольку от развития зависела его личная судьба в вечности.

В гуманистических обществах повышением человечности, повышением уровня альтруизма стали заниматься идеологические центры, воспитывая в гражданах патриотизм. Патриотизм — это любовь к своему отечеству. То есть и здесь мы видим необходимость повышения в человеке высшего человеческого качества — любви. Причем любви высшего порядка, ведь если любовь к своему потомству заложена в нас на уровне инстинкта, то любовь к ближним — это уже то, чему нужно учиться. Это то, чему теиста учили, условно говоря, родители, книги и церковь, а гуманиста — родители, книги и центры идеологически-патриотического воспитания. И чем эффективнее работают эти институты, тем лучше для общества.

-4

продолжение следует.

Фрагмент книги

14.05.24

А.Смирнов. Рабочий фрагмент книги посвященной устройству общества.
Для контактов
https://t.me/mefodiyplus