В августе двухтысячного года Северный флот начал самые масштабные после развала Советского Союза учения. Проходили они на Баренцевом море. 10-го августа вышла в море и одна из самых современных и мощных подводных лодок АПЛ «Курск». Экипаж капитана 1-го ранга Г. П. Лячина был великолепно подготовлен. Почти четверть из него мастера военного дела, остальные специалисты 1-го и 2-го классов.
В рамках учений 12 августа АПЛ «Курск» получил задачу атаковать крупное соединение кораблей, в состав которого помимо прочих боевых кораблей включались флагман Северного флота атомный крейсер «Пётр Великий» и авианесущий «Адмирал Кузнецов». Утром «Курск» провел условную ракетную атаку эскадры крылатой ракетой «Гранит».
Затем, после двухчасовой подготовки следовало в период с 11:40 до 13:40 провести учебную торпедную атаку авианесущей группы. Но за десять минут до начала назначенного срока гидроакустики флагмана зафиксировали ощутимый взрыв, а через две минуты более мощный второй, от которого крейсер даже тряхнуло. Оба взрыва были зарегистрированы множеством сейсмических станций.
Согласно официальным сообщениям, сделанным впоследствии, произошла утечка топливных компонентов (пероксида водорода) учебной торпеды, что привело к первому взрыву и пожару, от которого взорвались оставшиеся торпеды (всего их было 24). Когда лодку обнаружили, выяснилось, что выдвижные антенны и перископ подводной лодки были подняты. Это дало основание предполагать, что первый взрыв произошел на глубине порядка 30-ти метров, а второй, когда подлодка уже коснулась дна на глубине около ста метров.
Считалось, что весь экипаж в составе 118-ти подводников погиб во время второго взрыва. По количеству жертв это стало крупнейшей трагедией флота за послевоенное время.
К концу августа правительство РФ выпустило распоряжение о подъеме АПЛ «Курск» и эвакуации тел погибших моряков. Первый осмотр затонувшей лодки был проведен глубоководными аппаратами в ходе двух экспедиций, а в октябре началась водолазная операция. Корпус был вскрыт в районе 9-го отсека. Из него извлекли 12 тел. Среди них оказался и капитан-лейтенант Колесников, который успел оставить предсмертную записку. Он был командиром 7-го отсека (турбинной группы).
Дмитрий Колесников потомственный военный моряк. Отец судовой механик. По его стопам пошли и оба сына. Дмитрий после школы окончил Высшее военно-морское инженерное училище Ф. Э. Дзержинского, моряком-подводником стал и его младший брат. Дмитрий Колесников был женат, Ольга, как и его мать работала учителем, в той же школе.
В момент аварии он вел бортовой журнал судна. Последняя запись сделана в 11:15. Записка тоже на листах этого журнала.
В записке его последнее обращение к жене и список из 23-х членов экипажа, выживших после взрыва собравшихся вместе с ним в 9-м отсеке. Вот текст первой части записки:
"Ольга! я тебя люблю, не переживай сильно. Г.В. привет. Моим привет. 12 08 2000 15.15. Здесь темно писать, но наощупь попробую шансов похоже нет, % 10-20 будем надеяться, что кто-нибудь прочитает. Здесь список л/с отсеков, которые находятся в 9-м и будут пытаться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников".
Полный текст записки не был обнародован, и, судя по всему засекречен. Увидим мы его еще не скоро. Во всяком случае пресс-секретарь через год после трагедии на вопрос журналиста ответил:
«Сроки опубликования записки капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова определяются следственными органами. Только Главная Военная прокуратура определит этот срок».
Вряд ли записка помогла прояснить причины трагедии. Все члены экипажа, указанные в списке, несли службу в отсеках с 6-го по 9-й, и что произошло в первом знать просто не могли. Тем не менее, важную информацию она содержала.
⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
Главное, стало понятно, что официальная версия о гибели всего экипажа в момент взрыва не соответствует действительности. Какое-то время 23 человека были еще живы. По поводу того, сколько они продержались, существует много версий. Теоретически в хвостовом отсеке воздуха могло хватить на 5-6 суток. Офицеры подводники утверждают, что в переполненном 9-м отсеке даже самые подготовленные и физически крепкие моряки больше трех суток прожить не могли.
По официальному заключению криминалистической медицинской экспертизы причиной смерти стало отравление окисью углерода. Умерли они не позже, чем через 8 часов начала катастрофы.
Судя по всему, была получена важная информация о состоянии реактора, так как в 9-м отсеке находились и подводники из 6-го, реакторного. Реактор был заглушен не только автоматикой, но и дублирующими системами вручную. Это оказало огромное влияние на ход работ по дальнейшему подъему атомного крейсера. Дальнейших осложнений можно было не опасаться. У подводной лодки отрезали носовой, полностью развороченный взрывом отсек, затем последовала операция по подъему корпуса.
В отсеках всего нашли 115 погибших моряков, трое пропали без следа. Память погибшего экипажа АПЛ «Курск» увековечили в нескольких городах России. Однако, что на самом деле там произошло, так до сих пор и непонятно. Всей правды, скорее всего, мы уже никогда не узнаем.
Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Порадуйте меня лайком👍
А как Вы думаете, могли ли спасти подводников?