Найти в Дзене
Евгений Трифонов

Чего хотят бунтовщики в Новой Каледонии?

В столице французской Новой Каледонии Нумеа начался бунт. Причиной вспышки стал законопроект, предусматривающий предоставление избирательных прав для участия в местных выборах лицам, проживающим на территории Новой Каледонии более 10 лет. На данный момент право голоса есть только у тех, кто был внесён в списки избирателей в 1998 г., когда Париж заключил с политическими движениями, представляющими интересы канаков (коренных жителей Новой Каледонии) Нумейское соглашение, в соответствии с которым архипелаг получил высокую степень автономии. Избирательные права имеют и дети избирателей 1998 г., но все, кто поселился на архипелаге после этого, прав не получили.

Сторонники независимости Новой Каледонии (в первую очередь активисты Канакского социалистического фронта национального освобождения) считают, что принятие нового закона предоставит избирательное право приезжим - не-канакам, что уменьшит возможность получения островами независимости.

13 мая толпы молодёжи, в основном несовершеннолетних, начали поджигать автомобили, грабить магазины, заправки, аптеки и автосалоны, забрасывать полицию камнями и бутылками. Раздаются и выстрелы. В столице архипелага Нумеа введён комендантский час, запрещены ношение оружия и продажа алкоголя.

На улицах Нумеа горят машины, подожжённые бунтовщиками
На улицах Нумеа горят машины, подожжённые бунтовщиками

Новая Каледония – бывшая колония, а ныне заморская территория Франции. Там довольно высокий ($36 тыс. на душу населения) уровень жизни, развитая экономика (добыча никеля, хрома, кобальта, золота и железной руды, металлургия, тропическое сельское хозяйство, рыболовство, туризм).

Канаки, народ меланезийского происхождения, составляют 40% населения, потомки европейцев, в основном французов – 27,2%, остальные – метисы, полинезийцы, вьетнамцы и индонезийцы.

С 1957 г. канаки имеют все права граждан Франции. Франция финансирует развитие канакской культуры и языков (33 языка канакских племён имеют официальный статус). Франция официально извинилась перед канаками за несправедливости, совершённые французами во время колониального владычества. Сегодня канаки, как коренной народ, имеют ряд преференций по сравнению с потомками пришельцев.

Новая Каледония стала колонией Франции в 1853 г. На главном острове архипелага была построена каторжная тюрьма (ради этого Франция и захватила острова). В 1966 г. на главном острове был обнаружен никель, и с тех пор Новая Каледония стала богатеть. На острова потянулись французские переселенцы, а вслед за ними и другие мигранты – в основном из Вьетнама и Индонезии.

Канаки в XIX веке
Канаки в XIX веке

Канаки долгое время никаких выгод от колонизации не получали. Их загнали в резервации, никаких гражданских прав они не имели. В 1878 и 1917 г. французы жестоко подавили восстания канаков.

Вторая мировая война резко изменила отношение в развитых странах к колониям, включая Новую Каледонию. После ужасов нацизма любое угнетение и неравноправие перестало восприниматься как норма. В 1946-57 гг. канаки шаг за шагом получили все права граждан Франции. Соответственно, на архипелаге были построены школы и больницы не худшего качества, чем в метрополии.

После Второй мировой войны в Новой Каледонии, как и в других колониях, началось движение за деколонизацию. Однако оно поначалу было слабым. Очень уж быстро канаки из презираемого и угнетённого народа стали гражданами Франции, что улучшило их отношение к метрополии (хотя она юридически перестала быть таковой: Новая Каледония стала обычным, хоть и заморским, департаментом). Тем не менее после «Красного мая» 1968 г. в Париже (в студенческом восстании участвовали и студенты-канаки) на архипелаге появились сепаратистские группировки.

В 1984 г. мелкие сепаратистские группировки, стоявшие на левацких позициях, объединились в Канакский социалистический фронт национального освобождения во главе с Жаном-Мари Тжибау. Активисты Фронта блокировали дороги и вступали в столкновения с полицией. В 1988 г. на острове Увеа боевики Фронта захватили заложников и потребовали немедленного предоставления независимости Новой Каледонии. Французские власти отказались от переговоров, и отправили жандармов на подавление восстания. В завязавшейся схватке заложники были освобождены, а все 19 боевиков – убиты.

Но неудачное восстание изменило Новую Каледонию. Правительство подписало с Фронтом Матиньонские соглашения, в соответствии с которыми архипелаг получил широкую автономию, а по прошествии 10 лет должен был состояться референдум о независимости. Правда, перед референдумом Фронт решил от него отказаться: социологические опросы показывали, что сторонники независимости находятся в явном меньшинстве. Вместо этого автономия архипелага была ещё более расширена, значительная часть экспортных доходов теперь оставалась на островах, а в государственную символику были включены канакские мотивы.

Современные канаки не отказались от обычаев и культуры предков
Современные канаки не отказались от обычаев и культуры предков

Но не все участники восстания согласились с примирением. Тжибау был убит канаком-сепаратистом, который считал его предателем и коллаборационистом.

Тем не менее в Новой Каледонии прошло целых три референдума о независимости – в 2018, 2020 и 2021 годах. На них победили сторонники Новой Каледонии в составе Франции. Иначе быть не могло: ведь 60% населения – не-канаки. Да и среди канаков далеко не все хотят порвать с Францией. В конце концов, французы не только угнетали канаков, но и учили, и лечили; французские и другие мигранты строили заводы, дома и дороги, создавали современную экономику и развитую социальную сферу. А канаков с конца 1950-х годов никто не угнетает.

Нумеа – современный, уютный курортный город
Нумеа – современный, уютный курортный город

Отделение Новой Каледонии от Франции, при сохранении равенства всех её жителей, само по себе мало что изменило бы. Но Фронт хочет не просто независимости: он намерен создать государство канаков. А с какой стати 60% населения должны уезжать – из-за чувства вины за злодеяния далёких предков? Так больше 90% предков новокаледонских «белых» никаких преступлений не совершали – они обрабатывали землю, торговали, строили, а также учили и лечили канаков. Почему они должны уезжать с земли, которую они вывели из каменного века в эру интернета? И куда деваться десяткам тысяч метисов?

Поэтому сепаратистское движение в Новой Каледонии не заслуживает сочувствия. Оно полностью аморально, антиисторично и глубоко реакционно.

Сепаратисты, придерживающиеся путаной идеологии, совмещающей марксизм-ленинизм с «чёрным расизмом» и «меланезийским социализмом» (местной версии утопического социализма, близкого к русскому народничеству) – это сторонники возвращения в дремучую архаику, к племенной обособленности. Которое может привести лишь к созданию примитивного, бедного общества (и никакие никель с золотом не помогут), к культурной и, в перспективе, экономической и политической изоляции.

Старшее, образованное поколение канаков это, в целом, понимает. Поэтому поджигают автомобили, грабят магазины и стреляют в жандармов подростки. Для них хлёсткие лозунги независимости и «национального освобождения» - всего лишь повод покуролесить и покрасоваться друг перед другом. Как и во многих других странах мира.