Найти в Дзене
SOULMIND by Veronika Magic

Синестезия. Чтение ауры. О людях искусства и их симбиозах.

Синестезия — это редкий психологический феномен, при котором человек соединяет сигнал от одного органа чувств с сигналом от другого, хотя для связи между ними нет никаких видимых причин. Это нейрологический феномен, при котором ощущения, исходящие от одного органа чувств, также проявляются в другом. Синестеты могут видеть запахи, слышать цвета, буквы и цифры для них тоже имеют оттенки. Похоже, что я "синестет" (узнала новый термин, и если он станет таким же трендовым как и "эмпат", я не виновата)...
Синестези́я (от др.-греч. συναίσθηση < σύν «вместе» + αἴσθησις «ощущение») или синдром Шерешевского — нейрологический феномен, при котором раздражение в одной сенсорной или когнитивной системе ведёт к автоматическому, непроизвольному отклику в другой сенсорной системе. Человек, который переживает подобный опыт, — синесте́т.
Другое определение синестезии — явление восприятия, при котором раздражение одного органа чувств (вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной с

Синестезия — это редкий психологический феномен, при котором человек соединяет сигнал от одного органа чувств с сигналом от другого, хотя для связи между ними нет никаких видимых причин. Это нейрологический феномен, при котором ощущения, исходящие от одного органа чувств, также проявляются в другом. Синестеты могут видеть запахи, слышать цвета, буквы и цифры для них тоже имеют оттенки. Похоже, что я "синестет" (узнала новый термин, и если он станет таким же трендовым как и "эмпат", я не виновата)...

Синестези́я (от др.-греч. συναίσθηση < σύν «вместе» + αἴσθησις «ощущение») или синдром Шерешевского — нейрологический феномен, при котором раздражение в одной сенсорной или когнитивной системе ведёт к автоматическому, непроизвольному отклику в другой сенсорной системе. Человек, который переживает подобный опыт, — синесте́т.
Другое определение синестезии — явление восприятия, при котором раздражение одного органа чувств (вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую) наряду со специфическими для него ощущениями вызывает и ощущения, соответствующие другому органу чувств. Следует учитывать, что синестезия не является психическим расстройством.
Тактильная синестезия включена в перечень симптомов и клинических признаков МКБ-10 под кодом R20.8 («другие и неуточнённые нарушения кожной чувствительности»). Однако во многих случаях термин «синестезия» («единство чувств») представляется неточным вследствие того, что существуют сложности в адекватном определении синестезии из-за включения в это понятие множества различных феноменов. Более точным может выступать понятие «Идеастезия».
В одной из широко распространённых форм синестезии, известной как графемно-цветовая или цвето-графемная, цифры или буквы воспринимаются окрашенными. В пространственной форме синестезии, или синестезии числовой линии, числа, годы, месяцы, и/или дни недели представляются расположенными в определённом месте пространства (например, 1980 может быть «дальше», чем 1990), или могут появляться в форме трёхмерной карты (например, расположенные по часовой стрелке или против неё).
Только часть типов синестезии была описана учёными. Осведомлённость о синестетическом восприятии варьируется от человека к человеку.
Хотя синестезия и являлась объектом пристального научного внимания в конце XIX и начале XX веков, в середине XX века она была заброшена учёными из-за малого числа объектов изучения. Психологическое исследование показало, что синестезия может иметь измеримые поведенческие последствия, и исследования изображений функциональной нейровизуализации головного мозга показали разницу в моделях активации мозга. Исследователи находят, что синестезия помогает творческому процессу. Психологи и неврологи изучают синестезию не только по причине её привлекательности, но и для достижения лучшего понимания процесса познания и восприятия, который является общим как для синестетов, так и для обычных людей.

пример того, как кто-то может видеть месяца по цветам
пример того, как кто-то может видеть месяца по цветам


Существует, как разновидность синестезии,
эмпатия прикосновений (синестезия зеркального прикосновения) — это редкая форма синестезии, при которой люди в буквальном смысле чувствуют те же ощущения, что чувствует другой человек (например, прикосновение). К примеру, когда такой синестет наблюдает, как дотрагиваются до чьего-то плеча, он также невольно чувствует прикосновение к своему собственному плечу. Люди с этим типом синестезии, как показывают исследования, обладают более высоким уровнем эмпатии по сравнению с общей популяцией. Это может иметь отношение к так называемым зеркальным нейронам, присутствующим в моторных областях мозга, которые также связывают с эмпатией.

Поступала информация и о других формах синестезии, но они пока что мало изучены с научной точки зрения. Эти формы включают в себя соотношение людей с цветами («аурическая» синестезия), эмоций с цветами (эмоционально-цветовая синестезия), цветное обоняние (ольфакторно-цветовая), шелест запахов (ольфакторно-звуковая) и многие другие.

"Птичку жалко", в юмористическом фильме Гайдая "Кавказская пленница и другие приключения Шурика" как пример сильной эмпатии, которая может раскрываться пиково и при интоксикации
"Птичку жалко", в юмористическом фильме Гайдая "Кавказская пленница и другие приключения Шурика" как пример сильной эмпатии, которая может раскрываться пиково и при интоксикации



Аурическая синестезия (англ. Person-Color Synesthesia, Face-Color Synesthesia) — редкая форма синестезии, при которой узнавание образа личности человека (или воспроизведение его в памяти) сопровождается цветовыми ощущениями. При этом оттенки и интенсивность цвета могут варьироваться в зависимости от степени знакомства с человеком или его эмоционального фона. Для человека, обладающего такой формой синестезии, связь «стимул-реакция» будет носить социальный характер, то есть определять аспекты восприятия социальных отношений.
При описании различных форм синестезии принято опираться на классическую модель связи стимула и реакции, введенную бихевиористами: определенная стимуляция автоматически вызывает конкретную реакцию. В случае синестезии происходит перекрест: на стимул одной модальности возникает ответная реакция другой модальности. Однако при аурической форме стимул и реакция относятся к одной модальности, но затрагивают разные аспекты восприятия (образ человека и цвет). При этом синестетический эффект возникает при перекресте сенсорного и эмоционального аспектов.

Синестетическим стимулом являются целостные или фрагментарные части образа человека (образ, силуэт, фигура), которые узнаются субъектом при непосредственном восприятии, а также при восстановлении в образе памяти.Также в редких случаях стимулами могут являться имена, неодушевлённые предметы или знаки (персонификация), наделённые характером.

Синестетической реакцией является ощущение цвета (а также цветовых сочетаний, реже текстур, температур, яркости, запахов и вкусов). Таким образом, происходит параллельное восприятие двух объектов — образа человека и цвета. При этом, цвета воспринимаются синестетом как настоящие: их восприятие ограничено индивидуальным сенсорным порогом, а также эти цвета вызывают интерференцию Струпа. Stroop effect называют задержку реакции при прочтении слов, когда цвет слов не совпадает с написанными словами, к примеру, слово «красный» написано синим. Эффект назван в честь Джона Ридли Струпа, впервые опубликовавшего этот тест на английском в 1935 году. До этого этот эффект был опубликован в Германии в 1929 году.

В большинстве случаев каждый человек воспринимается синестетом с определенным цветом и остается таким до конца жизни. Однако существуют случаи, когда люди, испытывающие такие ощущения, описывают, что в зависимости от различных факторов проявления синестезии могут меняться. Так, на вариации цветов и их интенсивностей могут влиять степень знакомства с воспринимаемым человеком, представления о его чертах и темпераменте. Некоторые синестеты даже могут «видеть» эмоции другого человека в образе цветовых сочетаний и оценивать таким образом его физическое и психологическое состояния. Более редкими считаются случаи, когда социальный статус, род занятий или возраст изменяют уже устоявшийся цвет.
Сенсорные аурические реакции (ощущение цвета) могут быть проективными и ассоциативными. Проективные реакции всегда привязаны к источнику, в то время как ассоциативные такого источника не имеют. В пределах субъективного пространства локализация сенсорных проективных реакций может варьироваться: источником может выступать как целостный образ человека, так и фрагментарный — зона лица и плеч, губы, глаза, силуэтный контур.

Вследствие массового заблуждения о том, что аурические синестеты являются представителями оккультизма, изучающих невидимые энергетические поля вокруг человека, был проведен ряд исследований. В них сравнивали представителей синестетического и оккультных сообществ. Было выявлено, что механизмы возникновения синестезии и видения «ауры» различаются. Люди, которые приписывают себе способность
видеть ауры могут иметь нарушения в функционировании рецепторов сетчатки, благодаря чему создаются оптические иллюзии в виде свечений вокруг контура силуэта. Однако чаще чтение аур является следствием эмоционального опыта. Синестезия же возникает из-за кросс-активации участков мозга. Было выявлено, что в отличие от синестетов, у которых восприятие цвета каждого человека перманентно, восприятие представителей эзотерических практик меняется со временем. Интересен факт, что в измененных состояниях сознания, таких как сновидения, опьянение, гипноз, у синестетов способность видеть цвет личности не пропадает. Также было выявлено, что и синестеты, и представители экстрасенсорных сообществ обладают схожими личностными чертами, такими как эмпатия, открытость новому опыту, склонность к фантазиям...

Моей целью не стояло доказать научность экстрасенсорики. Но факты говорят за себя. Однако, я хотела лишь подчеркнуть, что развитие экстрасенсорики (то есть сверх чувствительности) возможна именно через раскрытие души. С помощью творчества, искусства в частности, неважно, какого именно. Возможна, но не обязательна. Талант — это, конечно, труд, множество часов практики, но и особые гены и предрасположенность, вследствие в том числе особого строения как мозга, так и душевного склада (как говорится, открытая душа на распашку или маленькая душа, — не путать с духом, дух выше души и принадлежит Богу и дан не каждому, но об этом напишу как-нибудь отдельно).

Сверхчувствительность (high sensitivity, высокая чувствительность) — понятие в психологии, впервые описанное психологом Элейн Эйрон в книге «Высокочувствительная натура. Как преуспеть в безумном мире».
Высокая чувствительность, в первую очередь, связана с особенностью нервной системы, проявляющейся в чувствительности сенсорной обработки информации (SPS - Sensory Processing Sensitivity) т.е. с «повышенной чувствительностью центральной нервной системы и способностью к более глубокой обработке физических, социальных и эмоциональных стимулов». Считается, что чем выше у человека SPS, тем в большей степени он высокочувствителен. По мнению Эйрон, впервые описавшей этот феномен, доля сверхчувствительных людей на планете всего около 15-20%.
В своей книге Элейн Эйрон проанализировала более ранние исследования этой темы, описала особенности высокочувствительных людей и сформулировала их, обозначив аббревиатурой DOES:
D-Depth — глубина обработки информации, свойственная СЧЛ
O-Overstimulating — повышенная эмоциональная реакция на внешние раздражители
E- Emotional Reactivity — эмоциональная реактивность
S- Sensing of subtle — высокая восприимчивость к тонкостям и нюансам

Эйрон в своих исследованиях утверждает, что высокая чувствительность никак не связана с нарушением обработки сенсорной информации, нарушением сенсорной интеграции, тревожностью, невротизмом или аутизмом.
В наше время продолжаются генетические исследования и МРТ данного феномена. Например, генетические исследования подтверждают, что более высокие уровни SPS связаны с коротким полиморфизмом '5-HTTLPR гена серотонинового транспортера с полиморфизмами генов нейротрансмиттера дофамина и вариантом гена, связанного с геном ADRA2b.
То есть, как я и сказала выше, "Талант — это, конечно, труд, множество часов практики, но и особые гены и предрасположенность..."

-3

Часто в художественных конкурсах стоит задача изобразить картину, навеянную образностью музыкального произведения, где требуется Синестезия. То есть для подготовки картины необходимо ознакомиться с музыкальными произведениями. При создании картины необходимо учитывать цветовую палитру, связанную с таким феноменом, как Синестезия или же «Цветной слух» – способность видеть в звуках, созвучиях и тональностях определённую цветовую гамму. То есть требуется сверхчувствительность и развитая эмпатия, способность интерпретировать эмоции человека на понятный образный и символический язык, а затем и в язык общепонятный (например, в поэзии).

-4

Цветовая палитра коррелируется с цветомузыкальной таблицей, описывающей характер и оттенок той или иной тональности в музыке.
Музами различных проектов предстают две ипостаси искусства: Музыка и Живопись. На протяжении всей истории человечества одно вдохновляло другое и это по сей день – беспрерывный и взаимообогащающий процесс. Данный феномен прямого влияния одного вида искусства на другой и порождает идеи создания симбиотических проектов...
Люди, взаимодействующие на высоких вибрациях в материальном мире создают зачастую шедевры, отдавая всю душу именно творческим симбиозам в искусстве, подобно хоровому ангельскому пению.

Известные человечеству Архангелы имеют свои "особенности" каждый
Известные человечеству Архангелы имеют свои "особенности" каждый



Например, если взять пример выдающегося русского композитора Модеста Петровича Мусоргского, настоящего реформатора и провидца, – его самобытный стиль открыл новые грани и пути дальнейшего развития музыки в целом. В свою очередь композитор вдохновился настоящими «Картинками», побывав в 1874 г. на посмертной выставке своего друга-русского архитектора и художника-сценографа, одного из ярчайших представителей русского стиля в архитектуре Виктора Александровича Гартмана. Под большим впечатлением от увиденного, Мусоргский дал простор и волю творческому полету фантазии и в кратчайшие сроки было создано музыкальное произведение, завоевавшее сердца и умы слушателей.

-6

Сама по себе фигура М.П. Мусоргского – уникальное симбиотическое явление в мировой культуре. Поразительная гармоническая прогрессивность и авангардизм его музыкального языка переплетаются с глубоким погружением в древнерусские традиции, ее
образностью и выразительной мелодикой. Эти два аспекта самым естественным и органичным образом сливаются в единый цельный образ.
Влияние творчества Мусоргского распространяется не только на русских и западноевропейских композиторов, но также и на представителей самых разных направлений в искусстве по всему миру. Выдающийся художник Василий Васильевич Кандинский в 1928 г. обратился к «Картинкам» и создал серию абстрактных работ к постановке в театре Дессау (Германия), идеей которой являлся синтез искусств. Таким образом, мы наблюдаем интересную цикличность: те самые «Картинки с выставки» В.А. Гартмана, вдохновившие другакомпозитора на сотворение масштабного музыкального произведения, которое, в свою очередь, сподвигло В.В. Кандинского на создание целого симбиотического спектакля. Именно эта историческая цепочка в виде творческой преемственности представляет собой колоссальный интерес и должна иметь продолжение как уникального исторического и художественно-музыкального проекта в качестве примера.

Музыка цвета Кандинского
Музыка цвета Кандинского

Кандинский был один из главных пионеров в абстракционизме. Что помогло ему выйти за рамки привычного и обыденного и установить новые "правила"? Это, очевидно, полет души и умение считывать коды тенденций времени.


Предлагайте ваши тонкие темы для моего глубокого исследования и предложения идей, и опишите ваши чувства по поводу этой статьи.
Я на связи:
t.me/veronikamagicsoulmind