«Наступает поворотный момент, Путин предпринял «встряску» силового блока впервые с начала военной спецоперации, чтобы поставить военные усилия России на экономически устойчивую основу», – так определила цель выдвижения Андрея Белоусова на пост министра обороны России американская газета The New York Times. Это издание совершенно уверено, что Шойгу «был отстранён», так как «ответственен за многие неудачи Москвы в начале вторжения», то есть был «наказан». Для данного издания важно подчеркнуть, что Москва столкнулась с проблемами и не может их преодолеть.
Назначение министром обороны именно А. Белоусова воспринимается как две главных тенденции: Россия демонстрирует, что у неё «есть дисциплина и экономический потенциал для ведения длительной войны», но, кроме этого, личность нового министра символизирует объявление войны либеральным экономистам в России, так как Белоусов противостоял им ранее в экономическом блоке правительства.
У телеканала CNN оценки событий схожи, но появляется ещё одна тема: Россия движется к военной экономике. Она находится на военном положении.
CNN провожает Шойгу заявлениями, что «русская армия при Шойгу почему-то не стала профессиональнее и не провела никакой модернизации». «Мы не увидели, что русская армия становится профессиональнее, они модернизируют всё своё оборудование, свою доктрину, то, как они тренируются и воюют – на поле боя этого мы не увидели».
Агентство Bloomberg убеждает, что «Путин обращается к технократу, чтобы запустить русскую военную машину». Если с этой точкой зрения ещё можно согласиться, а по поводу причин отставки Шойгу мысль всё та же: «Отстранение Путиным Шойгу, одного из его ближайших союзников, может отражать разочарование в связи с неспособностью победить Украину в войне, которая должна была продлиться несколько дней, а продолжается уже третий год», а в министерство пришёл «технократ, финансовый администратор, не испорченный коррупцией».
Британская Guardian убеждает, что положение Шойгу подорвало дело его зама Тимура Иванова, арестованного по обвинению в коррупции, но при этом считает, что Шойгу получил пост, который формально считается более высоким, чем его должность в министерстве обороны. Получается, что повысили?
Британская Financial Times со ссылкой на свой источник, близкий Кремлю, считает:
– Андрей Белоусов абсолютно не испорчен коррупцией. И это будет сильно отличаться от того, что мы имеем сейчас в министерстве обороны. Шойгу и все вокруг него были настоящими коммерсантами. Белоусов не будет претендовать на то, чтобы руководить армией, как увешанный медалями генерал. Он трудоголик. Он технократ. Он очень честен, и Путин это очень хорошо знает.
Немецкое издание Handelsblatt уверяет, что ротация Белоусов – Шойгу является частью внутриполитической борьбы в России. При этом Путин якобы «простил» министра обороны, так как связан с ним дружескими отношениями: «Бардак в министерстве обороны переполнил чашу терпения Путина, но старого друга он не обидел».
Одна из ведущих китайских газет «Гуаньча» считает, что никакой «позорной отставки» не было – имеет место ротация для усиления по принципу «пусть каждый приносит пользу там, где он нужнее».
Выводы: большинство иностранных СМИ убеждены, что отставка Шойгу – это выражение скрытого порицания Путиным действий (или бездействий?) бывшего министра обороны, а назначение Белоусова должно привести к переводу экономики России на позиции воюющего государства, которое не может терпеть коррупцию и неэффективность военных и гражданских менеджеров.