Во время Великой Отечественной войны была напасть, которая доставляла проблем как советским войскам, так и фашистам. Венерические болезни оказались не только вызовом для солдат, но и табуированной темой. Вам когда-нибудь приходила в голову мысль, как справлялись с интимными проблемами военнослужащие, лишаясь семей и обычной гражданской жизни, проводя месяцы в окопах и землянках? Подходы были разные, но чаще всего люди находили самые неожиданные решения. В результате этого солдаты часто сталкивались с очень неприглядными заболеваниями. В те годы лечение сифилиса занимало около сорока дней и было проблема, о которой мало кто говорил. При этом она оказывала огромное влияние на здоровье и боеспособность войск.
Пришествие фронтовых венерологов
Советские и немецкие командиры были озабочены вопросом — как обеспечить безопасность армии, если каждый второй заболеет? Для снижения риска пришлось проводить пропагандистскую работу среди бойцов. В итоге Красной Армии удалось справиться с проблемой раньше и эффективнее. Стоит отметить, что венерический вопрос в СССР был табуирован, а запятнать образ настоящего советского воина нельзя было ни при каких обстоятельствах. Однако в 1951 году была выпущена книга «Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», на страницах которой специалисты разбирали проблему половых болезней на войне и как с ней справиться.
В издании можно найти информацию о том, что в 1942 году на каждую тысячу наших военнослужащих приходилось 32 человека с венерическими заболеваниями, в 1943 году — 34, а в 1944 году — уже 42. Авторы подчеркивали, что их количество было значительно меньше, чем у противников или фронтовых союзников. Понимая всю серьезность угрозы, командование немедленно ввело новую должность — фронтового венеролога. Врачи этого профиля не только диагностировали и лечили заболевших солдат, но и организовывали профилактическую работу. Помимо этого, венерологи в форме разбирали контакты больных, чтобы выявить источник инфекции и не подвергнуть опасности остальных. А во время продвижения Красной Армии специальные отряды работали с местным населением, обеспечивая их лечением.
Военная медицина не для слабонервных
Фронтовая медицина была не только эффективной, но и жесткой. Особенно, если сравнивать методы врачей того времени с сегодняшним. К примеру, были распространены довольно радикальные способы борьбы с гонореей во время войны. Исследователи выяснили, что больные получали инъекции кипяченого молока внутривенно, вызывавшие подъем температуры тела до 41 градуса. После этого слизистая мочеиспускательного канала практически сдиралась специальным зондом. Во время такой болезненной процедуры для удержания больного звали четырех человек. А после ее проведения каждое мочеиспускание для солдата становилось пыткой. Однако болезнь отступала.
Еще одним вариантом фронтовых венерологов было использование очищенного скипидара, растворенного в масле, который вводился шприцом в уретру. Приятного мало. Но через сутки начиналось восстановление, хотя высокая температура и боли оставались еще некоторое время. Такие суровые методы позволяли избавить солдата от венерических заболеваний за неделю вместо полутора месяца. Известно, что при наличии возможности командиры направляли больных в госпиталь, где уход и оборудование были гораздо лучше. Однако те же партизаны обращались с носителями сифилиса или гонореи иначе — их отправляли к стенке под ружье, провозгласив измену Родине.
Упор немцев на санитарный контроль
Согласно исследованиям немецкого историка Франца Зейдлера, в начале войны командование вермахта игнорировало проблему венерических заболеваний, что привело к серьезным последствиям для боевого состава. Зейдлер писал, что за весь период Великой Отечественной войны были заражены 706 тысяч немецких солдат и офицеров, и это только те, кого официально зарегистрировали и лечили. Тех, кто скрывал свои интимные проблемы и пытался заниматься самолечением, было в разы больше.
Немецкое командование, в свою очередь, делало упор на санитарных мерах. В каждом селе или городе, где стояли воинские части, были организованы специальные санитарные пункты. Именно в этих местах все бойцы должны были проходить обследования. Кроме того, там проводилась спецобработка половых органов мыльной водой. Однако эти меры оказались недостаточными. Но солдаты не торопились заглядывать в санпункты — некоторые из-за отсутствия сил, другие просто ленились.
Заражение — билет в «рыцарский замок»
Немецкие историки отмечают, что после неутешительных данных руководство Третьего Рейха направило большие силы на искоренение венерических заболеваний на фронте. Солдатам начали выдавать специальные брошюры, в которых утверждалось: во время близости нужно использовать средства предохранения, а еще лучше — воздерживаться от любых контактов. Акцентировалось внимание на необходимости обращаться к военному врачу при первых признаках болезни в паху, а сокрытие рассматривалось как небрежность или даже умышленное причинение вреда здоровью. Но большого эффекта введенные пропагандистские меры не дали.
Тогда всех инфицированных стали направлять в «рыцарские замки» — так сами немцы прозвали специальные госпитали. В случае рецидива после выздоровления солдата ждала уголовная ответственность. Представительниц слабого пол с занятых территорий, которых подозревали в распространении инфекции, могли лишить жизни, объявив в злонамеренном заражении солдат вермахта. Жители Германии при этом принудительно проходили обследование и направлялись на лечение в клинику с решетками на окнах, чтобы избежать побега.
Регулярные облавы проводились по всем злачным местам, где шла торговля алкоголем и предоставлялись услуги любого характера. Эта стратегия быстро дала свои плоды — были выявлены зараженные женщины, которых доставляли в клинику для лечения и затем обязывали проходить медицинские осмотры дважды в неделю. В результате заболеваемость среди военных резко снизилась.
«Подарки» военного времени
Историки отмечают, что когда советские войска оказались на территории фашистской Германии, все, кому не доставало женского внимания, пытались сблизиться с немками. Это привело к резкому увеличению случаев венерических заболеваний в рядах Красной Армии. По данным исследований, мужчины становились распространителями инфекции в четыре раза чаще, чем женщины. При этом в большинстве случаев наказывали представительниц слабого пола.
Но советская фронтовая медицина работала: статистика показывает, что 96,5% советских бойцов с венерическими заболеваниями были вылечены и возвращены в строй за время войны. В увольнительную отпускали только тех, кто не был способен передать инфекцию в родные края. Врачи проводили тщательное обследование каждого отбывающего домой солдата. Однако еще десятки лет после Победы Советского Союза над фашистской Германией население огромной страны сталкивалось с неожиданными «подарками» военных времен.
Еще больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!