Счет фронтовых священников идет уже на десятки, но этого недостаточно, заявил в интервью РИА Новости председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда.
Взаимодействие родов войск и тыловых структур.
Начиная с каменного века, все самые лучшие ресурсы человечества работали на военное дело, так как мало создать материальные блага, важно их защитить, и при этом нападение - лучшая защита. Военная история это самое интересное и хорошо изученное в истории, так как оснащение армии показывает уровень развития общества. Как известно, живую силу надо кормить, одевать, размещать и даже развлекать. А вооружение и снаряжение надо производить из ресурсов и технологий. И в истории известны ситуации, когда были проиграны отдельные сражения и целые войны из-за того что в действующую армию что то было не допоставлено из-за слабости транспортной системы или производственных мощностей.
Боевая задача каждой боевой единицы.
У каждой боевой единицы есть своя боевая задача, ради которой эта единица находится в армии. Именно поэтому не бывает просто хорошей пушки или хорошего танка, танк или пушка разрабатывается и применяется для конкретной боевой задачи. В 2009 году был снят документальный сериал "Броня России" который понятно и научно популярно рассказывает про эволюцию танков, то есть почему раньше танки были такими какими они были, а сейчас стали такими какие они есть, и какие технические решения применялись когда и почему и от каких технических решений отказались когда и почему.
Маленькое напоминание православным креацианистам-мракобесам, которые пролезли в школу и лезут в армию: даже танки эволюционируют, а не только животные и растения, только животные и растения эволюционируют в биосфере, а танки в техносфере.
В этой статье мы рассмотрим вопрос:
Какова боевая задача у священника из РПЦ в современной армии в военное и в мирное время и насколько она осуществима???
Официальное мнение РПЦ о военном духовенстве
На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25-26 декабря 2013 года принято "Положение о военном духовенстве Русской Православной Церкви в Российской Федерации"
ссылка на "Положение о военном духовенстве...." на сайте Московской Патриархии
рассмотрим подробно некоторые тезисы из этого документа:
Военная служба не противоречит христианскому вероучению
Позиция Церкви в отношении воинского служения основана на том, что ратная служба спасительна для христианина при условии соблюдения заповедей о любви к Богу и ближним, вплоть до готовности положить душу свою «за други своя», что, по слову Христа Спасителя, является высшим проявлением жертвенной христианской любви (Ин.15:13).
Подобное мнение подтверждается историей христианства. И более того оставляет военным право на государственный переворот, если вдруг ближним окажется какой нибудь боевой генерал, руководитель частной военной компании, наследник престола, ну или кто то хорошо заплативший. Христианская мысль что мой ближний это тот кто мне сделал добро оставляло возможностьи для многочисленных средневековых интриг с использованием армии.
Благовествуя о Христе Спасителе, пастырь призван воодушевлять военнослужащих на ратное служение.
Имеется конкретное и вполне логичное требование по использованию религии в политических целях. То есть священник должен свидетельствовать не об Истине и даже не о своем понимании Истины, а мотивировать личный состав. Так что поднимается конкретная философская тема: у военнослужащего есть военная присяга, "контракт с совестью и министерством обороны" а самое главное - непосредственный командир. А у священника это что вместо этого?
По логике у военного священника должно быть офицерское звание, чтобы он был военнослужащим, имеющим право что то вещать личному составу.
Однако у Патриархии своя логика и про особенности военного священника заявлена стандартная демагогия ни о чем конкретном, за всё хорошее против всего плохого.
Военный священник, кроме общих требований, предъявляемых к духовенству Русской Православной Церкви, должен иметь опыт пастырского служения, уметь переносить трудности и лишения, связанные с его службой. При этом личный пример и твердость духа священнослужителя, особенно в сложных ситуациях, являются важными средствами пастырского воздействия на военнослужащих.
Интересно так же утверждение про добровольность. Военнослужащий не свободен и живет по Уставу и подчиняется своим командиром. И вдруг он по собственному желанию начинает что то делать совместно с зашедшим на территорию воинской части гражданским. Так что здесь скорее всего священник будет мешать военным. Ну или добровольность это фикция и повод к неуставным отношениям.
Военное духовенство организует работу с военнослужащими (служащими) православного вероисповедания (членами их семей) на принципах добровольности и в соответствии с законодательством Российской Федерации, с учетом специфики воинских и правоохранительных формирований.
Таким образом, лично мы, гражданские и далекие от армии диванно-пуфиковые любители военной истории считаем, что исходя из официального документа патриархии священник в современной армии скорее приносит вред, чем пользу:
гражданский человек среди военных, не подчиняется военному начальству, что то говорит личному составу, и личный состав не обязан его слушать и ему верить.
Как это происходит на практике, мы честно не знаем и знать не можем. А вот мнение военных про то помогают ли им или мешают священники нам было бы интересно, разумеется, если это не является военной тайной. А то по опыту общения с мирными гражданскими работниками им скорее мешает духовенство, чем помогает, но начальство сверху сказало а спорить ни кто не хочет с начальством.
Задачи военного духовенства
Из положения о военном духовенстве.
* совершение богослужений и религиозных обрядов;
* духовно-просветительская работа;
* участие в мероприятиях, проводимых командованием по патриотическому и нравственному воспитанию военнослужащих (служащих) и членов их семей;
* оказание содействия командованию в проведении профилактической работы по укреплению правопорядка и дисциплины, предупреждению правонарушений, неуставных взаимоотношений и суицидальных происшествий;
* консультирование командования по религиозным вопросам;
* участие в формировании в коллективах отношений, основанных на нормах христианской морали;
*содействие формированию здорового нравственного климата в семьях военнослужащих (служащих).
Из всего перечисленного нам кажется реалистичным только первый пункт - совершение религиозных обрядов. Ну и возможно консультирование по вопросам религии, которое скорее всего ни кому не нужно. То есть освятить всё что можно.
Зачем? Потому что так решило начальство!
Верит ли кто нибудь в то что освящение помогает как то улучшить тактико-технические характеристики - мы сомневаемся. Однако то, что у военных есть свои суеверия это объективный факт многократно подтвержденный наблюдениями времен Великой Отечественной войны.
Мы не верим, что священник у которого нет ни каких полномочий может кого то воспитать или как то еще помочь в работе с личным составом. В армии есть специалисты по работе с личным составом у которых есть знания, опыт и власть. Поэтому роль священника будет в том, чтобы когда командир построил личный состав на плацу слово получит священник который будет в течении того времени которое позволит командир грузить личный состав самой разной демагогией. Впрочем, эта демагогия скорее всего потом в штабе оформят как что то воспитательное, патриотичное, духовно-нравственное.
Из должностных обязанностей наиболее интересен следующий пункт:
участвовать в воинских ритуалах, церемониях и других торжественных мероприятиях воинского или правоохранительного формирования;
То есть присутствие священника в облачении на построении добавит эстетики и будет оформлено как что то духовное.
Военное священство прошлые века.
Когда говорят про духовно-нравственное возрождение чего то, как правило не учитывают изменения в обществе. Та самая Россия-которую-мы-потеряли наполняла армию неграмотными и сильно-суеверными крестьянами, которым было принципиально важно в конкретный календарный день совершить религиозный обряд. И государство существовало по церковному календарю. А сейчас даже жители сельской местности живут по гражданскому календарю, который не совпадает с церковным.
А еще христианский монастырь был военно-стратегическим объектом, там хранился золотой запас в виде церковных богослужебных предметов, которые можно было переплавить в монеты и оплатить что то нужное для армии. Собственно поэтому крепостные стены строились вокруг монастырей - там было что охранять. И различные упоминания про роль церковных иерархов в войнах прошлого как правило связаны с тем, что армия и монахи находились рядом. Кроме того военная аристократия, имела практику уходить в монастырь по состоянию здоровья, при этом сохраняя аристократические контакты.
А еще священник в древние времена вёл административную работу аналогичную чиновникам офиса "Мои документы" то есть священник вел учет убитых и раненых, так как выполнял отпевание убитых и соборование раненых.
В древние времена церковь выполняла важную роль в обществе и присутствовала в армии, которая является частью общества! А сейчас церковь искусственно проталкивают везде, куда получается ее продвинуть в том числе и в армию.
Проблемы и выгоды армии и церкви от сотрудничества
Выгоды армии от церкви
- Амбиции высокого начальства, непонятные уму простого человека
- Культурный довесок в виде прикольных религиозных обрядов и религиозных проповедей
- Если будет плохо, то можно свалить вину на церковь - танк сломался потому что не освятили.
Потери армии от церкви
- Конфликты личного состава на религиозной почве
- Падение дисциплины (какой то гражданский на военном объекта, что то вещает, но его вроде можно послать подальше, а вроде нет)
- Проблемы с сохранением секретности (сегодня священник в одной военной части, завтра - в другой, а после завтра у тёщи - этнической украинки)
- Затраты ресурсов на содержание духовенства и церковной утвари
Выгода церкви от армии
- финансирование за счет армии и государства
- принудительно добровольное обеспечение людьми
Потеря церкви от армии
- взятие заведомо невыполнимых обязательства
- потеря авторитета у гражданского населения
- потеря авторитета за рубежом
Таким образом мы со стороны наблюдаем некоторое сотрудничество между двумя социальными институтами, от которого кто то имеет какую то выгоду.
Наше личное мнение о сотрудничестве церкви и армии
Лучше всего не описывать это словами, а проиллюстрировать фотографией на которой сочетается не сочетаемое - золотой купол как отличная мишень для врага и маскировочная сетка, но не на куполе, который было бы логично маскировать, а вокруг машины, у которой и так защитная окраска.
Если вам понравилась статья - поставьте лайк.
Если у вас есть мнение на тему статьи напишите его в комментарий.
Колян Платков и Лена Магадан Независимые православные блогеры с Богословским образованием.
Наша группа ВК: "Блогеры про религию"
Наша группа ВК: "Инклюзивное творческое объединение Платочек"
Наша группа ВК: "Как создать семью и что потом с ней делать"
Наша группа ВК: "Эмбрионы против людей"
Если вы хотите нам материально помочь - заходите на наши прямые эфиры по пятницам с 21:00 и до 24:00 по мск и присылайте донаты, мы честные блогеры, а не попрошайки, всем сделаем в прямом эфире СИГНУ ручной работы с именем донатера!