Андрей МУСАЛОВ
Из неопубликованного
Сегодня, когда на внешних рубежах России полыхают вооруженные конфликты, многие вспоминают былой опыт, когда границы страны защищали Пограничные войска КГБ СССР. У них были не только заставы, контрольно-следовые полосы и вышки, но и куда более серьезные аргументы — бронетехника, боевые корабли и даже собственная авиация.
Да-да — существовала пограничная авиация! В 1980-е, в пору своего расцвета ее численность достигала более 500 самолетов и вертолетов, что сопоставимо с воздушной армией. А руководил ею генерал-лейтенант Николай Рохлов. В декабре 2024 года этому замечательному человеку исполняется 90 лет. Во многом именно благодаря Николаю Алексеевичу советские пограничники обладали надежной воздушной поддержкой.
Не теряя самообладания
НИКОЛАЙ Рохлов всегда умел рисковать, но при этом рисковал оправданно. Так было в 1964 году, когда при отказе двигателя ему пришлось сажать на вынужденную посадку вертолёт Ми-4. Внизу было безлюдное побережье Камчатки и любой мог потерять самообладание в подобной ситуации. Но не Рохлов. Он сумел тогда посадить машину на авторотации — на самовращении несущего винта. Спас при этом машину, экипаж и семь военнослужащих. И подобных историй в карьере заслуженного лётчика было множество.
Свой в небо Николай Рохлов начал в 1956 году, после окончания Пугачевского военного авиационного училища лётчиков. Его первым местом службы стал Одесский авиаполк Юго-Западного пограничного округа. Там лейтенант Рохлов летал на вертолете «Ми-4» старшим летчиком-штурманом, затем – командиром экипажа. С должности командира звена в 1959 году поступил в Военно-воздушную академию. По завершении учебы его направили на Камчатку… вновь командиром вертолетного звена. Опальным офицером он не был, но по собственной инициативе уверил начальство в том, что мало послужил на этой должности и не успел освоить тонкости работы с личным составом. Такой уж у Николая Алексеевича характер — стремление все познать самому, а уже потом требовать того же от подчиненных.
Камчатка стала настоящей суровой школой летной науки и практики. Каждый рейд здесь можно было назвать сложным, и Николай Алексеевич приобрел бесценные навыки по управлению вертолетом, досконально изучил весь район полетов от Чукотки до северных Курил.
В 1966 году капитан Рохлов был назначен заместителем командира Отдельной Алма-Атинской оперативно-учебной авиаэскадрильи Восточного пограничного округа. В Казахстане ему пришлось немало потрудиться, осваивая тонкости техники пилотирования «Ми-4» в горах и обучая им других. А через полтора года последовало новое назначение – Николаю Алексеевичу предложили возглавить Отдельную Арктическую эскадрилью.
В студеном краю
Когда Рохлов прибыл в Арктику, это была едва исследованная территория, где не было ни приводных маяков, ни четких маршрутов. Летчики летали в тех местах, как во времена начала освоения воздушного пространства — надеясь лишь на самих себя. Формирование авиачасти с дислокацией в Воркуте и двумя подразделениями отдельного базирования в Тикси и Черском позволило замкнуть «кольцо» авиационной защиты государственной границы СССР.
Когда в конце июня 1967 года майор Николай Рохлов приступил к исполнению обязанностей командира эскадрильи фактически на пустом месте: авиаторам границы были выделены зимний вагончик на аэродроме и комнатушка в здании Воркутинского аэропорта. В подчинении нового начальника было всего три борта: самолет Ил‑14 и двух вертолета Ми‑4. Все без экипажей, которые лишь предстояло набрать и обучить.
Несмотря на объективные сложности, Рохлов и его подчиненные с энтузиазмом взялись за новое дело. Уже через несколько месяцев — 12 октября 1967 года,был сформирован первый экипаж самолета Ил-14. В его состав вошли: командир части майор Рохлов, командир самолета капитан Валаев, правый летчик капитан Маруткин, штурман капитан Чураков, борттехник капитан Зносок и бортмеханик сержант Медведев. 19 октября этот экипаж совершил первый вылет по северной воздушной трассе от Воркуты до Черского. Таким образом часть приступила к выполнению служебно-боевых задач.
Районы полетов экипажам были незнакомы. Усложняли работу летчиков-пограничников местность без каких-либо ориентиров, полярная ночь и частые метели. Несмотря на это, к концу года общий налет трех экипажей эскадрильи составлял уже 117 часов.
Во многом этот результат был достигнут благодаря той самой главной особенности характера Рохлова — по сложным, опасным, неизведанным маршрутам он всегда летал первым, не прячась за спины подчиненных. Уже в январе 1968 года он, в качестве командира вертолета Ми-4,освоил воздушные трассы части в глубинных районах Арктики. С подобными задачами справился бы далеко не каждый. Например, полет по маршруту Воркута – Каменный – Диксон – Эклипс – Челюскин с посадками для дозаправки продолжался 15 часов!
Освоив новые маршруты, Рохлов стал активно передавать опыт подчиненным. Благодаря этому, в 1968 году воркутинская авиаэскадрилья приступила к выставлению погранзастав вдоль всего арктического побережья страны, чего прежде не было. Кроме того, пограничные авиаторы активно вели воздушную разведку и поиск нарушителей границы, снабжали удаленные гарнизоны, высаживали пограннаряды на труднодоступных участках заполярной границы. Случались и внеплановые задачи: экипажи подполковника Рохлова и капитана Кулакова спасали жизни людей, совершая в сложнейших метеорологических условиях срочные санитарные рейсы на остров Вилькицкого и в бухту Эклипс, что на Таймыре.
Год от года пограничная авиация становилась все эффективнее, чему способствовало появление турбовинтовой авиатехники, сменившей поршневую. Когда в 1970 году в эскадрилью поступали новейшие в тот момент вертолеты Ми‑8 и самолеты Ан‑24, Рохлов, как всегда, стал первым – отправился на переучивание в Сыктывкарском авиапредприятии гражданской авиации. Получив новые знания и опыт, Николай Алексеевич вернулся в свою часть и приступил к переучиванию и вводу в строй своих подчиненных.
В 1972 ГОДУ Николай Рохлов получил назначение в Казахстан — на должность командира Алма-Атинского авиаполка Восточного пограничного округа. Назначение это произошло не случайно — как и в Воркуте часть получила новую турбовинтовую авиатехнику, но ни летный состав, ни инфраструктура в не были готовы к ее освоению. Николаю Алексеевичу предстояло это исправить.
Поначалу старожилы полка прозвали нового командира «академиком» - за обширные знания. Очень скоро Рохлов проявил себя практиком. Он лично побывал на каждой высокогорной площадке округа, постоянно проводил в горах многочасовые тренировки с командирами эскадрилий, звеньев и экипажей. Неофициальным авиационным полигоном полка стали высокогорные участки Пржевальского и Нарынского погранотрядов — самые сложные для полетов.
В тот период полковник Рохлов стал первым в истории авиации погранвойск, кто на вертолете Ми-8, а позднее и на самолете Як-40, освоил самый высокогорный аэродром бывшего СССР —Мургаб, располагавшийся на отметке 3640 метров над уровнем моря и окруженный горным кольцом 5–6-километровой высоты.Кислорода там почти вполовину меньше, чем на равнинах! Освоение Мургаба позволило оперативно снабжать огромный участок государственной границы, прежде считавшийся трудно досягаемым для авиации.
В те годы сохранялась напряженность в отношениях с соседним Китаем — лишь недавно отгремели бои на Даманском и Жаланашколе. Памятуя об этом, Николай Рохлов доказал командованию округа и руководству погранвойск необходимость освоения средств авиационного поражения с вертолетов. Под его руководством экипажи полка проводили плановые еженедельные полеты на авиационный полигон Чунджа со стрельбой из пулеметов, пусками неуправляемых ракет и бомбометанием с Ми-8. Вскоре летный состав части овладел нужными навыками, а сам полковник Рохлов в 1974 году первым в истории авиации погранвойск получил квалификацию «военный летчик-снайпер». Кто бы мог подумать, что эти навыки пригодятся всего через несколько лет — в небе Афганистана.
В октябре 1977 года полковник Рохлов был назначен на должность начальника авиационного отдела ГУПВ КГБ СССР. Здесь он продолжил развивать идею активной подготовки экипажей пограничной авиации к возможным боевым действиям. Причем, не только стрельбе, но и высадке десантов, авиационной поддержки наземных пограничных подразделений на поле боя.
Николай Алексеевич постоянно учил авиаторов тому, что необходимо на войне, проводил сборы начальников авиаотделов округов, командиров авиационных частей и их заместителей по летной подготовке. Например, в октябре 1978 года он провел учебные сборы на базе авиачасти в Воркуте. Там, на полигоне «Хальмер-Ю» Рохлов лично демонстрировал как нужно вести стрельбу из пулемётов, проводить пуски неуправляемых ракет и бомбометание. Показав мастер-класс, Николай Алексеевич лично проверил всех начальников авиационных отделов округов и командиров авиачастей по технике пилотирования и стрельбам неуправляемыми ракетами.
Второй серьезной проверкой руководящего летного состава стали полеты на высадку десантов по типовому для летчиков арктической авиачасти учебному маршруту: Воркута – Елецкий – Сейда – озеро Подымейто – Воркута с посадкой на незнакомой и необозначенной тундровой площадке в центре озера Подымейто. Полярной ночью при сплошной низкой облачности пройти точно по маршруту и в заданное время отыскать необозначенную площадку без предварительной тренировки просто невозможно. Поэтому Рохлов приказал все маршрутные полеты выполнять только со штурманом эскадрильи на борту. Так четыре дня подряд автор этого очерка с утра проводил подготовку и контроль готовности к полетам, а с 15.00 по пять–шесть часов ежедневно тренировался ввоздухе с очередными проверяемыми в поисках необозначенной площадки. В конце концов, все поставленные задачи были выполнены успешно.
После окончания практической части сборов Николай Алексеевич провел серьезный разбор полетов. Каждый авиационный командир получил команду подготовить документы на проведение летно-тактических учений для своих авиачастей на следующий год. И в обязательном порядке предусмотреть полеты эскадрильями по сложному двух — трехчасовому маршруту днем или ночью в сложных метеоусловиях с высадкой десанта, стрельбами и бомбометанием на полигоне. В течение 1979–1980 годов полигонные учения проводились ежеквартально. Благодаря этому в авиачастях не только значительно повысился уровень классности летного состава, но и появились летчики-снайперы и штурманы-снайперы.
В авиационный отдел ГУПВ полковник Николай Рохлов брал только образованную и, как правило, проявившую себя на деле молодежь. На службу в авиаотдел в те годы пришли подполковник И. Антипов, майоры А. Махов, Н. Богомолов, Ю. Фролов, И. Ключник, Ю. Мирошниченко и другие. Четкой системы преемственности и передачи опыта от поколения к поколению Николай Алексеевич придерживался неизменно. Кстати, благодаря Рохлову авиационный отдел ГУПВ стал расширяться – в нем появились должности начальников службы безопасности полетов, авиационной поисково-спасательной службы, парашютно-десантной службы, огневой и тактической подготовки, аэрофотослужбы, главных инженеров по самолетостроению, авиавооружению, ремонту авиатехники и по всем основным авиационным специальностям.
В 1979 году Николай Рохлов получил звание генерал-майора, стал первым «Заслуженным военным летчиком СССР» в авиации погранвойск. Он облетел практически все авиационные части по периметру государственной границы, лично познакомился со всеми начальниками пограничных округов и их заместителями, командирами авиачастей и их заместителями, с районами полетов и охраняемыми участками.
В небе Афгана
Для летчиков пограничной авиации события в Афганистане не стали неожиданностью. Они приняли в них участие одними из первых — уже в конце 1979 года ряд экипажей совершил ряд вылетов в Кабул. После ввода на территорию сводных боевых отрядов пограничных войск КГБ СССР, объем боевой работы «за речкой» для пограничной авиации возрос многократно.
Боевым действиям авиации погранвойск в ДРА генерал Рохлов уделял особое внимание. Уже в июне – июле 1980 года Николай Алексеевич отправился в один из учебных центров ВВС, где прошел переучивание на боевой вертолет Ми-24в. Сдав зачеты и получив допуски от инструкторов ВВС, он в составе экипажа в течение 15 дней тренировался в выполнении самостоятельных полетов на аэродромах и в горах.
В дальнейшем Рохлов совершил более 250 вылетов в небе Афганистана. Будучи ответственным руководителем, он участвовал в планировании, контроле и проведении практически всех крупных боевых пограничных операций на советско-афганской границе и в Афганистане: от самой первой — «Горы-80» и до последней — «Вывод». Анализировал недостатки полетов и разрабатывал указания для авиационных частей по их устранению. Десятки раз участвовал в расследовании авиационных аварий и катастроф. Порой конфликтовал с руководителями пограничных операций по поводу постановки непосильных задач экипажам и авиагруппам.
Большой заслугой Николая Алексеевича является внедрение в практику пограничной службы и боевых действий в горячих точках авиационных групп, способных в отрыве от базового аэродрома продолжительное время выполнять комплекс служебно-боевых задач.
Немалое число раненых в Афганистане пограничников обязаны генералу Рохлову своими жизнями благодаря внедрению одной из его новаторских идей — системы авиационной эвакуации. Благодаря Николаю Алексеевичу пограничная группировка, воевавшая в ДРА, имела в своем распоряжении вертолеты с медицинским оборудованием, которые могли забирать раненых непосредственно с поля боя и доставлять их в Душанбе, где находился в госпиталь. Для особо тяжелых случаев на душанбинском аэродроме находился транспортный Ил-76, также оснащенный медоборудованием, который эвакуировал раненых в Москву, в центральный пограничный госпиталь.
Неудобный генерал
Хотя было очевидно, что через афганскую эпопею советские пограничники прошли с низкими потерями именно благодаря широкому использованию ведомственной авиации, заслуги Рохлова в этом его начальство упорно не признавало. Причиной был его упрямый характер, стремление во всем защищать интересы подчиненных. Когда в руководстве КГБ замыслили переподчинить авиацию границы себе, Николай Алексеевич был против. Он понимал, что пограничники на земле останутся без поддержки с неба. Позже, уже в 2000-е, такая реформа была проведена и случилось так, как он предвидел.
Строптивость Рохлова не пришлась по вкусу большим начальникам и его начали понемногу «задвигать», вменять в вину, что в авиации погранвойск, воевавшей в Афганистане много аварий и катастроф, и командующий авиацией генерал Рохлов лично в этом виноват. Хотя объективный анализ показывает, что 60% «бортов» было потеряно от огня противника.
Под этим предлогом, Рохлова обходили и с награждениями. Уже после завершения афганской войны, в 1991 году генерала представляли к званию Героя Советского Союза — за громадный вклад авиации погранвойск в оказание интернациональной помощи афганскому народу и личные заслуги, как командующего авиачастями при ведении боевых действий. Но снова последовал отказ, а вскоре СССР и вовсе распался.
Генерал-лейтенант Николай Рохлов уволился в запас в 1992 году с должности заместителя председателя Комитета по охране государственной границы – начальника авиационного управления Главного штаба пограничных войск. Несмотря на препоны чиновников, Николай Алексеевич награжден двумя орденами Красной Звезды, орденами «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» II и IIIстепени, орденом Андропова и многочисленными медалями. Ему присвоено звание «Заслуженный пограничник Российской Федерации».
Но главной заслугой генерала Рохлова является превращение малочисленной пограничной авиации, применявшейся как техническое средство для усиления сухопутных и морских пограничных соединений и частей, в ударную силу, способную быть главным козырем при охране государственной границы. Пользуясь авторитетом у руководства КГБ СССР и командования пограничных войск, генерал Рохлов добился принятия на вооружение погранвойск боевых вертолетов Ми-24, тяжелых транспортных вертолетов Ми-26, морских вертолетов палубного базирования Ка-25 и Ка-27. При нем пограничная авиация взамен выработавших свой ресурс самолетов Ан-24 и Ан-26 получила новейшие Ан-72, а также большие транспортники Ил-76. Благодаря усилиям Рохлова для охраны морских рубежей и морской экономической зоны СССР началась разработка специализированных пограничных самолетов Ан-72п, Ан-74 и амфибии А-44.
Сегодня, несмотря на солидный возраст, сегодня Николай Рохлов активно участвует в решении проблем военно-патриотического воспитания молодежи. Николай Алексеевич с удовольствием принимает участие в мероприятиях, посвященных юбилейным датам в истории авиационных частей, в открытии памятников погибшим в горячих точках, активно помогает бывшим сослуживцам. Своей 40-летней верной и безупречной службой Николай Алексеевич Рохлов вписал славные страницы в историю отечественной авиации, а его судьба — отличный пример для нынешних летчиков и воинов границы.
Фото из архива автора