Найти в Дзене

Ошибка, которую совершают гитаристы-новички

Или как одним простым действием исправить большую часть проблем с аккордами и баррэ. Меня зовут Виктория, я преподаватель гитары онлайн для детей и взрослых. Сегодня на примере своего ученика поделюсь, как одна небольшая ошибка может приводить к проблемам с баррэ и аккордами, а также неприятным ощущениям и даже боли в левой руке. В ноябре прошлого года мы начали работать с одним из моих учеников. У него уже был опыт самостоятельного обучения, а также работы с несколькими преподавателями. В целом у Кирилла уже был опыт, поэтому и запросы были достаточно конкретные. И в их числе - боль в левой руке при игре, особенно во время баррэ. На протяжении двух месяцев эта проблема всплывала в разные моменты -во время игры упражнений, баррэ и песен. Моя первая мысль была о том, что нужно поменять посадку. Этот вариант прорабатывали с разных сторон: пробовали поднимать гриф, ставить гитару на другую ногу, отодвигать гриф дальше от себя. При каждом нововведении сначала казалось, что эффект есть.
Оглавление

Или как одним простым действием исправить большую часть проблем с аккордами и баррэ.

Меня зовут Виктория, я преподаватель гитары онлайн для детей и взрослых. Сегодня на примере своего ученика поделюсь, как одна небольшая ошибка может приводить к проблемам с баррэ и аккордами, а также неприятным ощущениям и даже боли в левой руке.

В ноябре прошлого года мы начали работать с одним из моих учеников. У него уже был опыт самостоятельного обучения, а также работы с несколькими преподавателями. В целом у Кирилла уже был опыт, поэтому и запросы были достаточно конкретные. И в их числе - боль в левой руке при игре, особенно во время баррэ.

На протяжении двух месяцев эта проблема всплывала в разные моменты -во время игры упражнений, баррэ и песен.

Моя первая мысль была о том, что нужно поменять посадку. Этот вариант прорабатывали с разных сторон: пробовали поднимать гриф, ставить гитару на другую ногу, отодвигать гриф дальше от себя. При каждом нововведении сначала казалось, что эффект есть. Но потом боль возвращалась.

Через 1,5 месяца в ходе занятия мы затронули вопрос распределения усилия во время игры баррэ. Я предложила отследить, как вообще применяется этот прием, в каком месте руки больше всего напряжение скапливается, какая часть руки быстрее устает. В идеале нагрузка должна более-менее равномерно распределяться между большим пальцем левой руки, кистью и длиной всей руки - тогда играть баррэ можно довольно долго и руку сводить не будет.

А затем произошло интересное. От обсуждения контроля за силой нажима и отслеживания мышц, которые играют в данный момент при баррэ, мы перешли к вопросу - а как во время обычных аккордов? Нет ли там тоже дисбаланса?

И я вспомнила об одной ошибке, которую часто делают все новички. Обычно я говорю о ней сразу, еще в ходе первого месяца занятий. Но у молодого человека уже был опыт, поэтому я отошла от своей обычной программы. И почему-то была уверена, что эту тонкость кто-то из прошлых педагогов точно уже рассказал.

Итак, в чем собственно фишка.

Начинающим кажется, что для того чтобы аккорд звучал, нужно прижимать струны к грифу сильно. То есть очень сильно, прямо вот СИЛЬНО. Но на самом деле это не совсем так.

Главная хитрость - давать струне столько усилия, чтобы она звучала, и не больше. Когда только начинаешь играть, то по умолчанию прикладываешь максимум усилия к струне. Особенно если учишься играть на акустической гитаре - металлические струны требуют больших усилий, чем нейлоновые. И первые несколько занятий это не будет ошибкой.

Хитрость в том, чтобы вовремя отследить этот момент, пока ещё чрезмерное усилие не вошло в привычку. Обычно при регулярных занятиях у взрослых это неделя-две занятий. К этому времени формируется привычка, как пальцам нужно нажимать на струну. И именно в этот момент важно проверить - нет ли чрезмерного усилия? Будет ли звучать струна, если попробовать ослабить нажим? Если мы можем уменьшить усилие, а струна все равно будет звучать - значит, нужно это сделать. В конце статьи опишу упражнение, которое поможет выявить и исправить чрезмерное усилие.

Что же получилось у нас? Штука в том, что мой ученик первый опыт взаимодействия с гитарой получил еще в детстве. И так вышло, что инструмент был не очень хороший - а именно, у него очень высоко были подняты струны от грифа. То есть чтобы прижать хотя бы самый обычный аккорд, усилий нужно было действительно прилагать очень много.

Молодой человек вырос, а привычка нажимать левой рукой очень сильно осталась. Хотя гитару он уже заменил и нынешняя не требовала такого нажима. Но рука помнила эту необходимость на уровне мышечной памяти.

Я рассказала об этом моменте, мы сделали специальное упражнение. Оказалось что да, действительно - есть момент слишком сильного нажатия левой рукой на гриф.

После этого ученику понадобилось буквально неделю делать специальное упражнение, отслеживая нажим в левой руке. И проблема решилась - боль при игре баррэ и аккордов с растяжкой ушла.

Отзыв Кирилла о работе со мной)
Отзыв Кирилла о работе со мной)

Как отследить и исправить, если у вас есть такая проблема? Поможет следующее:

Шаг 1: Ставим любой аккорд, зажимаем. Правой рукой играем перебор или арпеджиато (это в переводе "брынь" по всем струнам). На слух проверяем, что все звуки прослушиваются.

Шаг 2: Попробуйте нажимать левой рукой не так сильно. Осознанно взять и слегка отпустить пальцы. Снова проверяем звук правой рукой, делаем перебор или "брынь". Если звук все равно остается чистый, без звона и треска, и все звуки аккорда прослеживаются - значит, усилие которое прилагали для прижатия струн в первом шаге было чрезмерным.

Шаг 3: повторять это действие до тех пор, пока не ухудшится качество звука - не появится звон или не перестанут звучать некоторые (или все, смотря насколько увлечетесь расслаблением) звуки. В этот момент делаем шаг назад - вспоминаем, с какой силой прижимали звуки в прошлый раз, когда аккорд ещё звучал.

Готово! Это и есть оптимальная сила, с которой нужно прижимать струны.

Всегда ли это работает? Нет, бывают исключения, как и во всем. Например, при игре некоторых технических приемов (глиссандо, вибрато и некоторых других), нужно применять излишнее усилие.

Самое главное - что оно при этом контролируемое. Где есть необходимость - дадите усилие больше. Если её нет - экономим силы, не перенапрягаем руку без причины.

Как чрезмерное усилие мешает баррэ и аккордам?

Баррэ - прием, в котором необходима физическая сила и правильное её распределение. Если изначально вы тратите больше сил на прижатие звуков пальцами - на само баррэ их остается меньше. Отсюда могут быть проблемы в тех песнях, где есть несколько аккордов с баррэ (например, так любимая в народе песня "Батарейка" группы "Жуки"). Во время проигрывания первых квадратов это не так заметно - как правило, очень сильно начинает уставать или даже болеть левая рука к середине или к концу песни.

Именно так можно отследить, есть ли у вас такая ошибка или нет. Вспомните, когда играете песню на баррэ (если уже умеете его играть) - нет ли дискомфортных или болевых ощущений к середине или к концу песни? Если есть, это повод сделать упражнение, которое я описала выше.

Если у вас тоже есть какая-то сложность при игре, с которой долгое время не получается справиться - по ссылке можно записаться ко мне на первую бесплатную консультацию. Во всем разберемся :)

Фото с сайта unsplash.com
Фото с сайта unsplash.com