Найти в Дзене

Какие сейчас актуальные тренды в дизайне плаката?

В 2024 году пройдёт 16-я Глобальная биеннале графического дизайна «Золотая пчела». Я поговорила с её президентом - Сергеем Серовым. Он рассказал, кто участвует в биеннале, насколько в наше время актуален печатный плакат и какие главные черты есть у современного плаката.

-2

«Золотая пчела» существует чуть больше 30 лет. Считается, что как раз этим сроком – тридцать лет – измеряется «современность». То, что дальше, называется «история». Так что «Золотая пчела» – это про современность графического дизайна.

-3

Последние 30 лет были наполнены тектоническими переменами и в графическом дизайне, и в нашей жизни, и биеннале служит зеркалом этих перемен. Вернее, не зеркалом, а экраном. Сенсорным экраном с обратной связью, позволяющим не только наблюдать, но и влиять на развитие визуальной культуры в стране и мире.

-4

Если начать описывать черты современного плаката, которые можно наблюдать в зеркале «Золотой пчелы», то в журнале не хватит места. Потому попробую просто назвать несколько, на мой взгляд, главных, обойтись одними заголовками, особенно не расшифровывая. Могу даже пронумеровать их, чтобы подчеркнуть тезисный характер изложения, телеграфный стиль.

Итак, (1) – «Странность». Плакат становится каким-то странным, не соответствующим привычным образцам, ожиданиям, традиционным представлениям о плакате. И чем дальше, тем страннее и страннее, необычнее, неожиданнее, непредсказуемее.

(2) – «Разнообразие». На смену универсальной модели плаката как «машины для внушения» и «средства визуальной коммуникации» приходит уникальность каждого решения, его индивидуальный характер.

(3) – «(Не)реальность». Это про балансирование на грани миров, порождающее свойства метафизичности, философичности или поэтичности современного плаката.

(4) – «Всё сложно». На смену стремлению к простоте и однозначности приходит тяга к сложности и многозначности. Пластически это часто реализуется в таком качестве как многослойность пространства листа.

(5) – «Расширяющаяся Вселенная». Эта черта говорит о взаимодействии пространства и формы, фона и фигуры, контекста и текста. Фон доминирует над фигурой, контекст становится важнее текста, пространство начинает играть все более важную роль.

(6) – «Он живой и светится». Я обозначил это важное качество современного плаката названием рассказа Виктора Драгунского. Современный плакат может быть именно таким – живым и светящимся. Он светится внутренним светом, сам становится как бы его источником. Это свет не «отсюда – туда», а «оттуда – сюда», похожий на свет мобильных телефонов и экранов компьютеров.

(7) – «Одержимость цветом». Свет в современном плакате часто соединяется с цветом, становится цветом. Многие плакаты наполнены буйством и энергией цвета, который «будоражит человеческие чувства до самых глубин», как говорил Анри Матисс.

(8) – «Хай-тач». Это качество может быть противопоставлено технической эстетике «хай-тека», оно придает первостепенную значимость тактильной «фактуре» плакатного листа, прежде подчинявшегося умозрительной «структуре» модульной сетки.

(9) – «Синергия с компьютером». Я спросил как-то Мартина Вудтли, швейцарского дизайнера того поколения, которое, кажется, родилось уже с компьютерным мышлением, училось и входило в профессию в 90-е годы, когда компьютеры были уже на коне: «Многие считают, что компьютер – это всего лишь более совершенный инструмент. Чем для тебя является компьютер?». Он ответил: «Ни “чем”, а “кем”. Другом». Из дружбы с генеративной графикой, анимационными программами, искусственным интеллектом плакат черпает новые импульсы для развития.

(10) – «Текучесть». Современный плакат все дальше уходит от кристальной четкости форм, застывших как дорожные знаки, как визуальные формулы однозначных идей и смыслов, в сторону пластичности, живописности, зыбкой изменчивости, едва уловимых вибраций.

(11) – «Всё будет картинка». Любой плакат состоит из изображения и текста. Сегодня «картинка» поглощает всё, и сам текст тоже. И даже когда плакат состоит из одних только букв, они становятся «картинкой».

(12) – «Плакат +». Это качество про способность плаката выйти за свой формат, стать частью более сложного целого – события, действия, какого-то концерта, шоу. Или войти в прямую коллаборацию с современным искусством. Или самому стать произведением современного искусства, инсталляцией, хеппенингом, перформансом. В этом случае особенно важна способность дизайнера почувствовать себя личностью, автором, а не исполнителем.

Известный французский плакатист Кассандр считал вместе со всем ХХ веком, что роль дизайнера подобна роли почтальона, мнением которого никто не интересуется: «Дизайнер-график не создает сообщение, он просто передает его. Никто не спрашивает его мнения. Плакат – что-то вроде телеграфа. Плакат заставляет художника отказаться от своего “Я”». Голландский дизайнер Ян ван Торн настаивал на противоположном: «Дизайнер – личность, у нас должна быть четкая позиция, и наша задача выразить ее как можно точнее».

(13) – «Эмпатия». Это качество все явственней входит и в нашу жизнь, и в современный дизайн, для которого этика становится все чаще важнее эстетики, добро – истины и красоты, а на смену культивирования дизайн-мышления приходит развитие дизайн-чувствования. Аксиома дизайна ХХ века «форма следует функции» уступает место другому лозунгу – «форма следует любви». Вот на этой прекрасной ноте и хочется закончить интервью.

Полную версию моей статьи можно почитать на сайте журнала Publish: https://www.publish.ru/articles/202405_20014905

#publish #золотаяпчела #искусство #графическийдизайн #плакат #современноеискусство #журналPublish #сергейсеров #тренды #биенналезолотаяпчела