Министр обороны России Шойгу давно находится в авангарде критики - так почему же его сейчас заменяют? Эксперт по России Маргарете Кляйн объясняет это военными целями Кремля и говорит, какие уроки Западу следует извлечь из них.
tagesschau.de: Почему Сергей Шойгу теряет свой пост сейчас, когда Россия находится в разгаре наступления?
Маргарете Кляйн: Путин выбрал путь, который для Шойгу спасает лицо. Поэтому он выбрал возможность воссоздания правительства, которое всегда приходилось на начало срока правления Президента. Это создает видимость нормальности - отзыв в другое время был бы явным признаком недовольства Шойгу. А Шойгу также предложили пост секретаря Совета национальной безопасности. Это говорит о том, что Путин по-прежнему ценит Шойгу как лояльного и не бросает его.
"Претензии о некомпетентности и коррупции"
tagesschau.de: В адрес Шойгу уже давно звучит критика. Как он мог оставаться на посту так долго?
Кляйн: Шойгу, безусловно, политический тяжеловес в России. Он был одним из самых популярных политиков в стране более 30 лет. Его популярность восходит к тому времени, когда он был министром гражданской защиты при бывшем президенте Борисе Ельцине. В этом смысле Шойгу не был человеком Путина, даже если он всегда был верен ему. За это он также будет награжден постом секретаря Совета национальной безопасности.
С другой стороны, популярность Шойгу пострадала в результате войны. Но это не решающий фактор для Путина. Более решительными являются военная некомпетентность и конфликты между оборонной промышленностью как поставщиками и министерством обороны как заказчиками, а также коррупция, которая ставит под угрозу достижение военных целей. Даже открытая борьба за власть с бывшим боссом Вагнера Евгением Пригожиным повредил ему, хотя Шойгу и выиграл в этой борьбе.
"Под Шойгу уже пилили кресло"
tagesschau.de: С другой стороны, многих лидеров системы Путина обвиняют в огромном самообогащении. Шойгу не исключение.
Кляйн: Коррупция является смазкой системы, и в армии это тоже типично. Это терпится и пропагандируется до тех пор, пока оно не оказывает негативного воздействия на достижение общей цели. Возможности обогащения возросли с увеличением военных расходов, и в то же время война обнажила последствия коррупции в армии. Россия выделяет около 29 процентов своего бюджета на оборону, это огромная сумма. И она хочет победить за счёт этого и сейчас более внимательно изучает коррупцию в этой области, чем в других секторах.
Недавно один из Депутатов Шойгу был задержан в форме на камеру - что показало, что уже пилил стул Шойгу. Однако, прежде всего, руководство, по-видимому, больше не верило, что именно Шойгу сможет перевести войну с Украиной в новую фазу.
"Технократ без внутренней власти"
tagesschau.de: В настоящее время, скорее всего, этому доверят гражданскому. Андрей Белоусов пришел из бизнеса. Что это за сигнал?
Кляйн: Российское руководство четко считает, что эта война не будет решаться в сжатые сроки только численным превосходством, а готовится к долгой войне, выигранной тем, кто производит самое эффективное и действенное современное вооружение. Вот почему в лице Белоусова привлекают кого-то из экономической сферы, у кого вообще нет военного опыта, кто лоялен и так называемый технократ, не имеющий собственной внутренней власти. Это означает, что выбирается человек, который не выслуживался в команде Минобороны, и его легче контролировать Кремлю. В то же время, вероятно, есть надежда на то, что огромные средства оборонного бюджета будут использованы так эффективно, как этого хочет Кремль, а Шойгу этого не придерживался.
tagesschau.de: Что Белоусов может сделать по-другому?
Кляйн: Белоусов посмотрит на это глазами экономиста и попытается продвинуть вперед повышение эффективности, а также модернизацию. Это означает, что экономика и армия гораздо будут более тесно связаны в области оборонной промышленности, потому что до сих пор потребности военных не всегда совпадали с тем, что может обеспечить оборонная промышленность. Речь идет также об инновационных технологиях и искусственном интеллекте.
"Россия готовится к долгой войне"
tagesschau.de: Означает ли это, что Россия полностью переходит на военную экономику?
Кляйн: Это пока не так, поскольку военная экономика будет означать, что во всех областях приоритет отдается исключительно войне. Война является приоритетом, но это, конечно, не единственный критерий, позволяющий также избежать внутриполитических трений. Но военные амбиции России сохраняются. Руководство готовится к длительной войне, как показывает последний военный бюджет.