Когда-то на старом автомобильном мосту через судоходный канал в Волгодонске стоял небольшой памятный камень с профилем Ленина и надписью, что канал носит имя Владимира Ильича.
Во время строительства нового моста камень куда-то исчез, его следы затерялись. Формально, Волго-Донской судоходный канал (ВДСК) и сейчас официально носит имя вождя мирового пролетариата. Но фактически, полное название канала уже не употребляется. Ленин перестал быть актуальным.
Канал мог носить и другое название. В 1952 году накануне открытия судоходства по каналу и запуска Цимлянской ГЭС всерьез рассматривался вопрос о присвоении каналу имени Иосифа Виссарионовича Сталина. Документы об этом сохранились в Государственном Архиве Российской Федерации.
Сталин в конце 40-х годов в Советском Союзе был вездесущ и присутствовал повсюду: памятники всех размеров, портреты, плакаты, цитаты со страниц книг и журналов, названные в его честь города, поселки промышленные предприятия. Вождя хвалили и славословили.
В мае 1952 года была создана правительственная комиссия по приемке сооружений судоходного канала и Цимлянской ГЭС в постоянную эксплуатацию. Началась подготовка и официальной программы торжества, приуроченного к запуску канала. В 1952 году Волго-Дон считался едва ли не самой широко освещаемой в прессе стройкой в Советском Союзе.
ВДСК считался одним из символов послевоенного восстановления страны и имел важное идеологические значение. Как будет называться канал? 26 июня в Центральный комитет Всероссийской Коммунистической Партии (большевиков) (ВКП(б)) от министра МВД СССР Сергея Круглова и руководителей Ростовской и Сталинградской областей - секретарей областных комитетов партии Николая Киселева и Ивана Гришина соответственно, поступило письмо о присвоении Волго-Донскому судоходному каналу имени Сталина.
«Застрельщиком» идет стал Сергей Круглов - активный член команды Лаврентия Берия. В это время как раз рассматривался вопрос о его переходе в постоянные члены Центрального комитета партии, а присвоение каналу имени Сталина должно повысить его влияние. Идея была красивой — канал имени Сталина начинается в Сталинграде в точке, где стоит огромный памятник Сталину. Огромный 54 метровый монумент как раз сооружался на берегу канала. Формально, с инициативой именования канала в честь Сталина выступили местные партийные органы власти. Для этого и понадобились подписи Киселева и Гришина под письмом. Сам документ содержал в себе послание следующего рода:
«Во исполнение решения Партии и Правительства строительство Волго-Донского водного пути успешно завершено. Сталинский план соединения Белого, Балтийского и Каспийского морей с Азовским и Черным морями в единую транспортную магистраль завершен.
Осуществлена вековая мечта русского народа о соединении двух великих рек - Волги и Дона.
Строительством Волго-Донского пути решена комплексная задача преобразования природы, развития транспортных путей, расширения электрификации нашей страны и орошения засушливых земель Сталинградской и Ростовской областей на базе водных ресурсов реки Дон.
Решение такой большой задачи стало возможным только в сталинскую эпоху строительства великих строек коммунизма.
Весь советский народ и коллектив строителей знают, что идея строительства Волго-Донского водного пути и техническое решение этой проблемы были указаны лично товарищем Сталиным, поэтому и назвали строительство Волго-Донского канала сталинской стройкой.
В связи с предстоящим открытием регулярного судоходного движения по Волго-Донскому водному пути Сталинградский и Ростовской обкомы ВКП(б) и Министерство внутренних дел СССР докладывают в ЦК ВКП(б) о единодушном желании коллектива всех строителей Волго-Донского канала и трудящихся Сталинградской и Ростовской области о наименовании построенного канала «Волго-Донским судоходным каналом имени Сталина»».
Письму сразу был дан ход. Уже 30 июня 1952 года в Бюро Совета Министров СССР поступило совместное письмо-поручение от 1-го заместителя председателя Совета Министров Николая Булганина, члена Президиума ЦК ВКП(б) и зампреда Совета Министров Лаврентия Берии и секретаря ЦК ВКП(б) Георгия Маленкова с рекомендацией рассмотреть обращение о именовании канала именем Сталина.
В первых числах июля 1952 года был готов указ Президиума Верховного Совета «О присвоении Волго-Донскому судоходному каналу имени И.В. Сталина». Казалось бы, окончательное решение было принято.
Но 10 июля указ Президиума Верховного Совета был опубликован в другом виде: «Согласно предложения Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) присвоить Волго-Донскому судоходному каналу имя В.И. Ленина и именовать его «Волго-Донской судоходный канал имени В.И. Ленина». В преамбуле постановления указывалось, что Ленин еще в годы Гражданской войны поддержал строительство канала и был в курсе этого проекта. По слухам, уже тяжело больной Сталин в последний момент отказался давать свое имя каналу.
Нашелся и формальный повод для отказа. В стране уже был большой судоходный канал, носящий имя Сталина — легендарный Беломоро-Балтийский канал, построенный заключенными еще в начале 30-х годов. Впрочем, официально никакого комментария в пресс о смене проектов именования канала не последовало. Получалось, что канал как будто сразу и собирались назвать в честь Ленина.
Если бы Волго-Дон и был назван в честь Сталина, то долго бы это название не продержалось. После смерти Сталина в 1953 году в ходе десталинизации все памятники Сталину были снесены, все названные в его честь объекты - переименованы, в том числе 10 ноября 1961 года Сталинград был переименован в Волгоград. Каналу была уготована такая же судьба.