Найти тему
Журнал «Ватандаш»

Аэро- и парашютно-планерные клубы Осоавиахима Башкортостана в годы Великой Отечественной войны

Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим) Башкортостана в годы Великой Отечественной войны стало массовой оборонной организацией по подготовке резервов для фронта. Непосредственное руководство Осоавиахимом в республике, оказание ему помощи решалось через военный отдел Башобкома ВКП(б). Придавалось особое значение подготовке пилотов и специалистов для авиационных частей.

Большую роль в подготовке для фронта летных кадров сыграли аэроклубы республики. К началу Великой Отечественной войны на территории БАССР было три аэроклуба: Уфимский аэроклуб — 1-й категории, Белорецкий и Стерлитамакский — 4-й категории.

11 июля 1941 года ЦК ВЛКСМ принял решение об отборе молодежи в аэроклубы для подготовки из них летчиков и парашютистов. Башкирскому обкому комсомола было установлено задание отобрать к 15 июля 314 человек для обучения в аэроклубах республики. Поручение было выполнено. В начале войны более двадцати женщин-инструкторов ушли во вновь сформированный полк ночных бомбардировщиков под начало прославленной летчицы Марины Расковой.

В соответствии с директивой ЦС Осоавиахима СССР от 28 августа 1941 года в аэроклубах расширился контингент курсантов, сократился срок обучения. По новому набору в Уфимский, Стерлитамакский, Белорецкий аэроклубы направлено 400 курсантов, расширилась материальная база аэроклубов. По распоряжению ГКО и Главного управления Гражданского Воздушного Флота в Башкирию из западных районов были передислоцированы две учебные эскадрильи.

В ноябре 1941 года в ряды Военно-Воздушных Сил действующей армии было передано 34 самолета ПО-2, укомплектованных летно-техническим составом и одиночными комплектами запасных частей. Все эти самолеты были отправлены в запасный полк в город Троицк. Затем, после формирования, они оказались на фронте и принимали участие в воздушных сражениях. Оставшимися составами клубов было завершено обучение курсантов и в декабре комиссии Народного комиссариата обороны (НКО) сдано 240 пилотов запаса дополнительного набора.

В конце 1941 года из Москвы перебазированы три эвакуированных аэроклуба, которые были приняты и влиты в аэроклубы Башкирии: Железнодорожный — в Белорецкий, Кировский — в Уфимский, Фрунзенский — в Стерлитамакский. Прибывшие с эвакуированными аэроклубами курсанты были доучены и переданы в ряды Военно-Воздушных Сил Красной Армии.
В первый же год Отечественной войны всеми тремя аэроклубами были обучены и отправлены в Красную Армию 254 пилота запаса — кандидаты в школу Военно-Воздушных Сил. Для сравнения: в 1939 году в аэроклубах республики без отрыва от производства завершили учебу 240 летчиков и 212 парашютистов.

Итак, аэроклубы Башкирии к октябрю 1942 года выпустили 968 пилотов. По подготовке летчиков для Военно-Воздушных Сил Белорецкий аэроклуб в 1942 году занял 1-е место среди аэроклубов страны. Ему было присуждено переходящее Знамя ЦС Осоавиахима СССР и ЦК профсоюза работников авиационной промышленности.

В 1942 году по распоряжению НКО и ЦС Осоавиахима Уфимский и Стерлитамакский аэроклубы и частично Белорецкий аэроклуб со всеми материальными ценностями, личными составами, аэродромными сооружениями и принадлежавшими им авиамастерскими были переданы в Военно-Воздушные Силы Военно-Морского Флота. Часть самолетов и парашюты были использованы для оснащения вновь создаваемых воздушно-десантных частей. На базе Уфимского и Стерлитамакского клубов была сформирована школа первоначального обучения ВВС ВМФ. В аэроклубах были оставлены лишь непригодные к боевым действиям самолеты и снятые с воинского учета по болезни летчики и техники. Уфе, к примеру, от прежнего клуба осталось пять таких машин, три инструктора и два авиатехника.

В конце 1942 года из оставшегося постоянного состава и материальной части Белорецкого аэроклуба был основан Белорецкий парашютно-планерный клуб с филиалом в Стерлитамаке, а в Уфу был перебазирован эвакуированный из Астрахани парашютно-планерный клуб, переименованный в Уфимский парашютно-планерный клуб с филиалом в селе Кушнаренково. По заданию ЦС Осоавиахима эти клубы приступили к подготовке по сокращенной программе парашютистов и пилотов-планеристов из числа призывников 1925—1926 годов рождения.

Начальник Уфимского парашютно-планерного клуба Александр Григорьевич Волохов в новой, нелегкой обстановке наладил планерную подготовку резервов для фронта, увеличил самолетно-планерный парк, решил вопросы питания курсантов на аэродроме.

Бывший командир летного отряда Евгений Котляров пересел в учебный планер, а летчица Надежда Извекова стала буксировщицей планеров на самолете У-2. Опытному авиатору Валентину Соколову была поручена самая сложная задача — готовить бойцов-парашютистов в филиале клуба. Первая в Башкирии женщина-авиатехник Анна Еремеева-Прибыловская и эвакуированный из Астраханского аэроклуба Иван Бакаев обслуживали и готовили самолеты и планеры к учебным полетам.

Трудностей было немало. Учебные самолеты вместо настоящего моторного масла заправлялись обыкновенной медицинской касторкой. Мастер “золотые руки” Михаил Гот Гарот — авиатор с 1928 года, со своими помощниками заново делал все нужные клубу учебные самолеты: ПО-2, УТ-2, УТ-1 и пилотажные планеры Г-9 и Ш-10, которые трудно было отличить от заводских. Усердно трудились главный хозяйственник А.Прибыловский, медсестра клуба Марьям Аминева, вдовы погибших летчиков Вера Ишмурзина и Лидия Соколова. Они жили на аэродроме, разделяя с авиаторами трудности и заботы.

Зимой и весной 1943 года полным ходом шла подготовка первого набора пилотов-парашютистов. К началу лета 1943 года, после ранения на фронте, в Уфимский клуб прибыли лейтенант Вениамин Карпов и Глеб Баранов. Карпов возглавил летную работу в клубе, а Баранову поручили вначале помогать парашютному отряду, а через год доверили обучать пилотов-планеристов. На двухместных фанерных планерах А-2 (“стрекозы”) инструкторам приходилось летать по 10-12 часов в сутки и отрабатывать “полеты по маршруту”. Обычно они проводились по замкнутому кругу: Уфа—Благовещенск—Подымалово. Экипажи находились в воздухе 35-40 минут, высота перед отцеплением планера составляла 1700-1800 метров. На учебу в клуб попадали ребята отборные и влюбленные в небо. Все они учились старательно и с большой охотой. К примеру, курсанты-пилоты из экипажа Баранова — Хамитов, Ариткулов, Вайнкурт, Антропов, Збрымак и особенно Николай Раздрогин и Альфат Хабирзянов — показали отличную выучку и сдали выпускные полетные экзамены на “отлично”.

Не обошли клуб и серьезные беды. Летом 1943 года разбился Валентин Соколов. Три несчастья произошли с парашютистами в 1944 году. Когда в феврале на глазах курсантов погибли два парашютиста, появился страх. Чтобы переломить боязнь у будущих десантников, по совету нового руководителя клуба, старейшего авиатора Владимира Гусева инструктор Глеб Баранов совершил показательный затяжной прыжок с высоты 1800 метров. Были и другие происшествия. Каждые из них авиаторы остро переживали. Но невзгоды не сломили их.

Несмотря на трудности, Уфимский и Белорецкий клубы в 1943 году подготовили 126 пилотов-планеристов, 523 бойца-парашютиста, 12 укладчиков парашютов. В 1944 году ими было подготовлено 86 пилотов-планеристов, 7 инструкторов-планеристов, 557 бойцов-парашютистов и 6 укладчиков парашютов. А по июль 1945 года клубы подготовили 32 пилота-планериста, 230 бойцов-парашютистов, 88 техников-укладчиков парашютов (женщин).

По авиационно-массовой работе парашютно-планерными клубами проведено 143 лекции, доклада и беседы на авиационные темы с охватом 9472 человек. Было проведено 49 экскурсий на аэродром для 4721 человека. Организовано 21 авиамодельное соревнование с участием более 400 юных авиамоделистов. В кружках по изучению парашютного спорта подготовили более 600 человек и в кружках по изучению планерного дела более 400 человек. С целью пропаганды авиационного дела среди трудящихся помещено 5 статей в прессе и сделано 7 выступлений по радио.

Итого, по неполным данным, в республике за период с 1941 по 1945 год по линии Осоавиахима подготовлено: пилотов — 968 человек, пилотов-планеристов — 244 человека, инструкторов-планеристов — 7 человек, бойцов-парашютистов — 1310 человек и укладчиков парашютов — 106 человек. Всего 2635 человек.

Таким образом, летно-технический и командный состав парашютно-планерных и аэроклубов Осоавиахима Башкортостана, руководимый военными отделами партийных органов республики, сделал все, чтобы выполнить с хорошими показателями контрольные задания НКО по подготовке резервов для фронта.
14 бывшим курсантам Уфимского аэроклуба присвоено звание Героя Советского Союза: М.Гареев, А.Карманов, Г.Минибаев, Г.Киселев, П.Комлев, А.Максимча, Г.Мушников, Б.Мельников, И.Пятяри, Т.Соевич, В.Томаров, М.Шишков, А.Чухарев, А.Яковлев.

Из воспитанников других аэроклубов звания Героя Советского Союза удостоены летчики П.Алексеев, И.Антипин, Е.Губин, С.Горин, И.Кочетков, И.Копейкин, К.Латыпов, А.Пашкевич, М.Сыртланова.

И.Фатхелисламов.