Найти тему
"Крыски TV"

Черносотенцы. Националисты России?

Написав статью "Северный человек. Новая националистическая организация в России?" я получил много откликов от читающих этот материал. Смею утверждать что 90% откликов были в стиле "не мешайте русским объединятся, автор гальперин, руки прочь от Северного человека". Ну что-ж. Надо уважать мнение других людей хотя я и не разделяю их взгляды. В статье часть информации была скопирована из открытых ресурсов, другая часть была написано мной. Предпринималась попытка разобраться в этом новом движении. Я как автор, тоже обеспокоен положением и проблемами русскоговорящего населения страны. Бесконтрольный въезд мигрантов без разрешения, их криминальные преступления. Но больше меня раздражает то что люди не понимают главной причины этого бардака. А причина это русские чиновники погрязшие в коррупции. Они выдают разрешения на въезд, они берут взятки в судах и заминают дела. Про полицию говорить не буду, ну вы поняли. Движение "Северный человек" мне импонирует. Нравится что упор у них идёт на спорт, семейные ценности, духовность. Многие из писавших комментарии явно не состоят в этом движении (ругаться бранными словами там кстати запрещено). А если их примут в организацию? Так вот у комментаторов во всех бедах виноваты мигранты и особенно евреи но никак не русские чины. Опять погромы за "веру, царя и отечество"? Всё это в России уже было и не раз. Вернёмся немного в прошлое?

Рабочие как рабочие. На преступников не похожи.
Рабочие как рабочие. На преступников не похожи.

Википедия вещает:

"Черносо́тенцы — собирательное название представителей крайне правых организаций в России в 1905—1917 годах, выступавших с позиций русского национализма под лозунгами самодержавия и православия[1]. Черносотенцы включали в себя реакционные, контрреволюционные и антисемитские группы, которые с потворства властей осуществляли нападения на революционные группы и совершали еврейские погромы."

Само определение «черносотенец» изначально ничего плохого не значило. «Черная сотня» в средневековой Руси — это ремесленно-торговый люд, который платил налоги в казну. Именно черные сотни составили основу ополчения Минина и Пожарского. И монархисты в итоге сказали: да, мы, как черносотенцы, пытаемся спасти самодержавие.

Что объединяло и что различало между собой организации, которые сейчас принято называть черносотенными? Насколько многочисленными они были?

Их всех объединяла вера в перспективность самодержавия и неприятие капитализма. Большинство правых говорили от случая к случаю, что больше уважают социалистов — за их цельность, за идею (которая хороша, но не реализуема). А вот капиталисты — либералы, кадеты, — по их мнению, это ужасно.

Ну и, конечно, у них у всех была определенная ненависть к инородцам — и к евреям, и к полякам. Их, и особенно евреев, считали эксплуататорами русского народа. Антисемитизм объединял черносотенцев на сто процентов. Что касается различий, то они в первую очередь связаны с тем, были ли те или иные партии центральными или региональными.

Когда вспыхнула первая русская революция, на местах, не дожидаясь никаких указаний сверху или агитаторов из Петербурга, начали создаваться местные монархические организации. Они в большой степени состояли из низов: приказчики, извозчики, лавочники.

В дальнейшем эти организации вошли в состав «Союза русского народа» на правах отделов, сохраняя свое название. То есть, например, «Ивано-Вознесенская самодержавно-монархическая партия — Союз русского народа».

Затем — центральные организации: «Русское Собрание» и «Союз русского народа» (СРН).

«Русское Собрание» изначально было просветительской организацией. Она состояла из бомонда: там были товарищи министров, князья, профессура, академики (например, А.И. Соболевский); в «Русское Собрание» входил также Николай Рерих. Они очень хорошо себя чувствовали и хотели сохранить тот мир, который считали для себя правильным.

Ну чем не патриоты? Демонстрация черносотенцев в Одессе вскоре после объявления Манифеста 17 октября, 1905 года.
Ну чем не патриоты? Демонстрация черносотенцев в Одессе вскоре после объявления Манифеста 17 октября, 1905 года.

ИДЕОЛОГИЯ.

Истоки идеологии черносотенства берут своё начало в славянофильском течении. Многие её положения переплетались с официальной монархической доктриной, платформой националистов, а в некоторых случаях с октябристской программой. Черносотенцы противопоставляли себя марксизму и не признавали марксистского понимания истории.

В сфере экономики черносотенцы выступали за многоукладность. Часть черносотенных экономистов предлагала отказаться от товарного обеспечения рубля.

Часть черносотенных идей — как программы организаций, так и обсуждаемые черносотенной прессой темы, — предполагала консервативное общественное устройство (имели место значительные споры по вопросу о допустимости парламентаризма и вообще представительных учреждений в самодержавной монархии) и некоторое обуздание «эксцессов» капитализма, а также укрепление общественной солидарности, формы прямой демократии.

РОЛЬ В ПОГРОМАХ.

Члены «Чёрной сотни» проводили рейды (с неофициального одобрения правительства) против различных революционных групп и погромы, в том числе против евреев.

Существуют факты, свидетельствующие об активной пропаганде черносотенцами антиреволюционного насилия. Джон Дойл Клир и Шломо Ламброзо приводят слова М. Дубровина, произнесённые перед 300 членами одесской организации СРН:

  • Истребление бунтовщиков — святое русское дело. Вы знаете, кто они, и где их искать… Смерть бунтовщикам и евреям!

Агитационная листовка избирательной кампании выборов в Государственную Думу Российской империи III созыва единого блока: «Союза русского народа» и «Союза 17 октября»
Агитационная листовка избирательной кампании выборов в Государственную Думу Российской империи III созыва единого блока: «Союза русского народа» и «Союза 17 октября»

ЗАКАТ ЧЕРНОСОТЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ.

В своем развитии черносотенное движение пережило пик в 1906-м, может быть, в 1907 году, и дальше оно медленно, но уверенно шло к своему концу.

Где-то в 1912 году после выборов в Государственную Думу черносотенцы начали понимать бессмысленность своей деятельности, направленной на сохранение монархии. Рядовые члены уже не видели смысла в активной деятельности и просто перестали ходить на собрания своих организаций, перестали платить взносы, предпочли жить своей жизнью.

В 1914 году на фоне общего патриотического подъема начался своего рода ренессанс: черносотенцы вспомнили о монархии, о своих претензиях на звание первой опоры монархии, но этот подъем длился буквально несколько месяцев, затем продолжился упадок.

Причин тому было несколько. Первая — это призыв огромного количества монархистов в армию. То есть организации просто обезлюдели. Кроме того, монархические организации соблюдали провозглашенный в том же году принцип патриотического единения — никакой политической борьбы они до конца войны не вели. Любая политическая деятельность в военное время воспринималась как подрыв целостности страны и подрыв внутренней обороноспособности.

Когда в 1915 году произошло знаменитое поражение русской армии — Горлицкий прорыв и прочее, патриотическую тревогу забили уже оппозиционные силы. В Думе был создан так называемый прогрессивный блок, и он взял курс если не на захват власти, то хотя бы на ее коррекцию. В ответ монархисты попытались защитить тогдашнюю систему монархии, но ничего сделать не смогли. Все ограничилось тремя частными совещаниями — в Саратове, Нижнем Новгороде и Петербурге.

Эти собрания показали, что монархисты очень слабы. На самом деле, уже к 1916 году они разочаровались во всем. Дубровин произнес очень знаменательную фразу: «Нельзя быть роялистами больше, чем король. Мы защищаем власть монарха, который сам не хочет ее сохранять».

Постоянно наблюдавшийся либеральный дрейф власти привел к тому, что монархисты оказались далеко справа от нее и перестали быть ей нужны. К концу 1916 года монархические организации практически перестали существовать. Раскол правой фракции в Думе лишил их даже условного представительства в государственных органах.

Забастовка на Путиловском заводе.
Забастовка на Путиловском заводе.

Кто обеспечивал поддержку черносотенцам в обществе в целом? Власть их не поддерживала, большинства в Госдуме у них не было и в помине.

Тут достаточно странная ситуация. Во время выборов в Думу монархисты были единственной силой, которая пользовалась поддержкой всех курий, они получали голоса и помещиков, и горожан, и рабочих, и крестьян. На деле же у них не было четкой социальной базы. Они делали ставку на социальные силы уходящего общества: помещики как таковые исчезали тоже, крестьяне уступали место либо кулакам, либо промышленным рабочим, доверие которых черносотенцы быстро потеряли.

Но поначалу рабочие как раз очень активно поддерживали это движение. Многие из них были выходцами из крестьян, которые лишь относительно недавно пришли в город, наконец-то устроились и начали получать какую-то зарплату. И тут вдруг начинаются забастовки, из-за которых они теряют средства к существованию. Черносотенцы выступали против забастовок как способа отстаивать интересы рабочих, так что те охотно поддержали Черную сотню.

Однако в результате на тех предприятиях, где черносотенцы были сильны, забастовок не было, и их владельцы, пользуясь этим, снижали расценки. Получилось, что там, где рабочие демонстрировали верность монархии, в ответ они получали снижение зарплаты и усиление эксплуатации.

Если говорить о высших слоях общества, то традиционное дворянство к тому моменту было бессильно и политически, и экономически, а самый политически активный класс составляли помещики, нашедшие себе место в капиталистической системе. Они составили основу обновленческого движения.

Государственная бюрократия высказывала признательность правым за помощь в подавлении революции, но этим поддержка и ограничивалась: власть опасалась усиления черносотенцев. Марков Второй уже после Февральской революции скажет, что ее делали «самые заправские российские помещики, богатейшие купцы, чиновники, адвокаты, инженеры, священники, князья, графы, камергеры и всех российских орденов кавалеры».

Финансовые круги не поддерживали черносотенцев, поскольку правые не считали рыночные отношения и капитализм идеальным общественным строем.

Наконец, церковь в 1917 году тоже не выступила в защиту монархии, как и государственный аппарат. В результате монархисты оказались совершенно одни. Их и так было уже очень мало, и практически все они были в глубоко пессимистичном настроении.

РАЗГРОМ ПОГРОМЩИКОВ.

К февралю 1917 года черносотенцы исчезли. По выражению меньшевика Суханова, они «сгинули в подполье», а фактически — спрятались. Марков Второй говорил потом: «Мы разгромлены, отделы наши сожжены». И действительно, революционная толпа сожгла их отделы со всеми архивами, перепиской и документами, что очень расстраивает историков.

Сжигали отделы, сжигали архивы, но без убийств. Лидеров черносотенцев после Февральской революции арестовали — даже тех, кто уже отошел от политической деятельности, например Дубровина или Никольского.

Сожжение государственных гербов и символов у Аничкова дворца во время Февральской революции.
Сожжение государственных гербов и символов у Аничкова дворца во время Февральской революции.

Им вспоминали прошлые грехи. Они участвовали в контрреволюционных выступлениях и столкновениях. Члены правых партий не участвовали в погромах 1905 года, поскольку этих партий тогда просто не существовало как таковых, однако впоследствии некоторые участники погромов вступали в эти партии, и в результате оппоненты обвиняли в погромах именно СРН.

Черносотенцы стояли горой на пути либерального преобразования политической системы, и либеральная печать прилагала все усилия, чтобы превратить слово «черносотенец» в жупел. Доходило до совсем уж некрасивого. Например, «Союз русского народа» образовался 8 ноября, а погромы проходили 18-22 октября. Но уже через год либеральные газеты писали, что СРН организовывал погромы.

Черносотенцы были одной из опор монархии, но монархия эту опору сама оттолкнула, и она разрушилась к февралю 1917 года. Как сказал Марков, не потому рухнула монархия, что сильны ее противники, а потому, что защитников не осталось.

ЭПИЛОГ.

Возрождение черносотенного движения наблюдалось в конце и после Перестройки. Так, в 1992 году член общества «Память» Александр Штильмарк начал издавать газету «Чёрная сотня», тогда же его группа «Чёрная сотня» отделилась от общества «Память». С 2003 года «Православный набат» — главное издание черносотенного движения, возглавляемого Штильмарком.

К черносотенцам относится воссозданный в 2005 году «Союз русского народа», газета «Православная Русь», организации во главе с Михаилом Назаровым, основанная среди фанатов группы АлисА «Красно-чёрная сотня»[26], а также множество мелких организаций.

После наступления «русской весны» ряд публицистов православно-патриотического круга, включая Константина Душенова, оставили беспокойства о последних судьбах мира, по их мнению, попавшего под власть антихриста мира. Их больше интересует идея империи и создание общественного устройства, где русские православные государственники будут иметь больше власти над своими идеологическими оппонентами и предполагаемыми этническими конкурентами в борьбе за утраченные в ходе событий 1991–1993 годов.

Ссылка на предыдущую статью: