41,8K подписчиков

Грузовые мотоциклы, выпускаемые в СССР

3,4K прочитали

В период существования Советского Союза, вплоть до развала страны, многочисленный заводы по изготовлению мотоциклов в большинстве своем выпускали обычную технику.

В период существования Советского Союза, вплоть до развала страны, многочисленный заводы по изготовлению мотоциклов в большинстве своем выпускали обычную технику.

Грузовые мотоциклы, в отличие от мотороллеров, были большой редкостью. Такая технику крайне нужна была как на производстве, так и в помощь сельским жителям страны, поэтому далеко не все понимали, почему их так мало производили серийно.

И все же мотоциклы грузового типа были, пусть и в малом количестве и купить их, при большом желании, мог любой гражданин страны.

Восход 3М-01 с грузовым модулем

Эта модель коллективом завода им. Дегтярева хотя и выпускалась серийно, но партии, выставленные в свободную продажу, были малочисленные, а точнее, всего несколько сотен экземпляров.

В период существования Советского Союза, вплоть до развала страны, многочисленный заводы по изготовлению мотоциклов в большинстве своем выпускали обычную технику.-2

Своим внешним видом трицикл напоминал знаменитую модель Тульского завода «Муравей», хотя технически имел множество отличий.

Построенный на базе серийно выпускаемой заводом модели «Восход 3М-01», на трицикле установили все тот же одноцилиндровый, мощностью в 13,5 л. с. и объемом в 173,7 кубика, двигатель воздушного типа охлаждения.

Это был самый обыкновенный тип мотора, который, чтобы снять головку, разбирался буквально за 10 минут, путем откручивания 4 болтов, расположенных для удобства ведения ремонтных работ сверху.

В период существования Советского Союза, вплоть до развала страны, многочисленный заводы по изготовлению мотоциклов в большинстве своем выпускали обычную технику.-3

Как и на «Муравье» на мотоцикле имелся реверс, позволяющий двигаться к месту погрузки или разгрузки задним ходом. Это было очень удобно во всех отношениях.

В период существования Советского Союза, вплоть до развала страны, многочисленный заводы по изготовлению мотоциклов в большинстве своем выпускали обычную технику.-4

Система подачи топлива была как на обычном «Восходе»: простой в обслуживании карбюратор К-36Б дозирующий топливо на холостом и рабочем ходу, топливный фильтр и несложный трубопровод.

Грузовой модуль сделан был очень добротным и точным в расчетах, что исключало наличие люфтов в местах крепления отсека к раме.

Грузоподъемность мотоцикла-грузовика была небольшой, за 200 кг, но скорость он развивал по хорошей дороге вполне приличную, до 60 км/ч.

В период существования Советского Союза, вплоть до развала страны, многочисленный заводы по изготовлению мотоциклов в большинстве своем выпускали обычную технику.-5

Габариты трицикла тоже были весьма умеренными: высота 1200 мм, ширина 1350 мм и длина 2650 мм.

Для его хранения не требовался стандартный гараж, достаточно было небольшого места в сарайчике, хотя сельские жители часто просто накрывали технику брезентом, и этого вполне было достаточно.

Владельцы отметили, что если не перегружать мотоцикл, то он работал практически, ну разве что кроме мелких, ремонтов.

Единственное что требовало своевременного ремонта, заключалось в том, что приходилось менять ведущую цепь, в случае если груз часто превышал заводских норм.

ИЖ Юпитер/Планета с грузовым модулем 9.604 ГР

Если наличием грузового отсека на мотоцикле советских людей было сложно удивить, такое могли при желании соорудить даже самостоятельно, то технические характеристики новой ижевской модели трицикла удивили многих.

В период существования Советского Союза, вплоть до развала страны, многочисленный заводы по изготовлению мотоциклов в большинстве своем выпускали обычную технику.-6

Модель окончательно была разработана практически перед развалом СССР и, возможно, многим было не до новости, но те, кто следил за развитием отечественной техники, обрадовались успеху ижевским инженерам.

Первым значительным новшеством стал отказ от старой системы воздушного охлаждения двигателя, которая была заменена масляной.

Второе, что тоже раньше не применялось на большинстве моделей мотоциклов, стало наличие блокировки раздаточной коробки 2-х ступенчатого типа.

В период существования Советского Союза, вплоть до развала страны, многочисленный заводы по изготовлению мотоциклов в большинстве своем выпускали обычную технику.-7

Двигатель стабильно, без перегрева работал даже в самый жаркий зной. Мощностью в 25 л. с. грузовой мотоцикл мог с помощью применения реверса выполнять движение назад, скажем, для погрузо-разгрузочных работ.

Для удобства водителя и возможных пассажиров выхлопные газы перенаправлялись по трубе коллектора, закрепленного под днищем грузового отсека.

В период существования Советского Союза, вплоть до развала страны, многочисленный заводы по изготовлению мотоциклов в большинстве своем выпускали обычную технику.-8

В случае необходимого ремонта запчасти можно было использовать из обычного мотоцикла, и «Москвич-412» из которого был взят и модифицирован дифференциал.

В период существования Советского Союза, вплоть до развала страны, многочисленный заводы по изготовлению мотоциклов в большинстве своем выпускали обычную технику.-9

К сожалению, мотоциклов было собрано всего несколько сот экземпляров, которые сразу же раскупили как частные лица, так и мелкие предприятия.

Урал МГ-350

Хотя модели мотоциклов с грузовыми модулями выпускали многие заводы-гиганты, например, Ковровский, Ижевский, Киевский и даже Минский, самым мощным в этом классе стал «Урал МГ-350».

В период существования Советского Союза, вплоть до развала страны, многочисленный заводы по изготовлению мотоциклов в большинстве своем выпускали обычную технику.-10

Минимальные изменения технического характера при сборке модели были взяты инженерами КБ из серии ИМЗ 8.103- 10.

Задний автомобильный мост, от «Москич-412», модели легкового авто, бывшего в свое время чрезвычайно популярным, идеально подходил для перевозок грузов.

В период существования Советского Союза, вплоть до развала страны, многочисленный заводы по изготовлению мотоциклов в большинстве своем выпускали обычную технику.-11

Завод изготовитель гарантировал нормальную работу мотоцикла при перевозке груза в 350 кг, но судя по отзывам владельцем «Урала» перевозилось за раз чуть ли не в два раза больше.

В период существования Советского Союза, вплоть до развала страны, многочисленный заводы по изготовлению мотоциклов в большинстве своем выпускали обычную технику.-12

Единственное, что останавливало владельцев от сильного перегруза, являлась мягкая подвеска мотоцикла.

В период существования Советского Союза, вплоть до развала страны, многочисленный заводы по изготовлению мотоциклов в большинстве своем выпускали обычную технику.-13

Штатная модель развивала скорость до 80 км/ч, но опять-таки, народные умельцы брали запчасти с более скоростных моделей «Урала», и он свободно разгонялся до отметки в 100 км/ ч, даже при полной загрузке.

Чуть позже коллектив завода модернизировал трицик в модель «Геркулес», где был установлен 750-кубовый двигатель и колеса от легкового автомобиля.

Этот трицикл мог за раз перевозить согласно заводским параметрам мог перевозить груз в 450-500 кг.