Про госзаказ в культуре. Интересная заметка вышла в американском агентстве Bloomberg, что крупнейшие производители телевизионного и киноконтента (Apple, Netflix и Amazon) решили поменять способ оплаты голливудских звезд. Сколько просмотров, эффективность производственных затрат, лояльность зрителей, подписки. Переводят на KPI. Есть же «Желтая пресса», которая выходит миллионными тиражами, - а будет «Желтое кино». Хотя мне кажется, что в Голливуде «желтого», «черного», «красного» кино выше крыши.
Сергей Михеев: Я думал, что они теперь будут им платить розовыми юбками и белыми колготками с их обязательным ношением. То, что госзаказ в западной культуре, в Штатах, в Европе существует, это даже не вопрос. Другое дело, что американское государство стало вибрировать изнутри. Коллизии, которые мы сейчас наблюдаем, - это тоже следствие внутренних идеологических кризисных явлений. Раньше голливудский масскульт был попроще - сейчас он стал сложнее в связи с тем, что сама по себе американская элита гниет, еще больше гниет европейская. И это стало выражаться в болезненной неоднозначности их государственного заказа.
Вы сказали, что у «чудовища из леса» на Евровидении девиз был…
Осознание личности.
Сергей Михеев: Это путь к полному разложению. Эти копания характерны для шизофрении, и в психиатрии есть термин «распад личности». Этот распад личности становится коллективным для западной элиты. От этого такая истерика, неадекватные реакции, попытка то ли повоевать, то ли спрятаться. Госзаказ, конечно, есть. Он технически отличается от того, что мы привыкли видеть у себя в советский период. Но вопрос не в формах, а в содержании, и мы видим, что является содержанием современного западного госзаказа.
Нам надо четко, самостоятельно сформулировать свой образ мыслей, опирающийся на историю, культуру, науку и ориентирующийся на задачи, которые перед нашими государством, цивилизацией стоят. Это непростой процесс. Если им не заниматься, то и двигаться ничего не будет, тем более, что наши недоброжелатели не дремлют - ресурсы у них огромные, возможности, технологии, способности наработанные, и недооценивать их нельзя.
Помните, мы некоторое время назад обсуждали закон насчет того, что мобильный телефон нельзя использовать во время учебного процесса? Я тогда недоумевал, как это обеспечивать. У своих отпрысков спрашиваю: «Это соблюдается в школе?» Отвечают: «Никак не соблюдается». Вы приняли закон, звучит хорошо, а никто не знает, как это делать, потому что полномочий ни у кого нет. Учителя делают вид, что они не замечают. Я надеюсь, что мы от формальности, от постоянного построения декораций, от установок галочек перейдем к смыслам и содержанию.