Когда начинаешь изучать материалы по этнографии того или иного региона России, порой диву даешься от народного фольклора , бурно фонтанирующего различными интересными образами и сюжетами.
Например, взять карел. Этнографы XIX века зафиксировали великое множество устных преданий, обрядов и ритуалов, направленных на минимизацию воздействия на людей нечистой силы. А откуда ее столько взялось, этой самой нечисти? Вот что рассказывали старики:
Когда Бог творил землю, пахалайнен (плохой, нечистый) всячески ему в этом мешал. И Бог скинул его с неба со словами «места тебе на земле будет ровно столько, сколько размер кола».
«И на том спасибо», - ответил пахалайнен, отправился в чащу леса, заточил там под кол огромное дерево, и с размаху засадил его в болото. Затем вытащил этот кол, и из образовавшейся дыры на свет хлынула всякая нечисть.
Кто попал в водоем-превратился в водяного, кто спрятался в лесу-стал лешим, кто пошел на двор к людям-обратились в домовых, дворовых да баенников, а кто остался в воздухе-стали мошкой да комарами.
Посмотрел Бог на это дело, да и заткнул дыру горящей головней. С тех пор вся нечисть по своим угодьям попряталась, а комары и мошка дыма боятся.
В этом коротеньком предании есть целый ряд интересных моментов.
Первое, на что стоит обратить внимание: дьявол не называется по имени, строго по поговорке «помяни черта, он и появится». Подобное отношение к разного рода представителям потусторонних сил, равно как и к тотемным животным (медведя тоже называли «хозяин» или просто «он») берет свое начало из архаичных верований, таких же древних, как человеческая цивилизация. Еще на моей памяти старушки в деревне предписывали «не черкаться черным словом», как бы беды не приключилось, не говоря о более ранних временах.
Второй нюанс: сама история в общих чертах повторяет то, что излагает пророк Исайя в Ветхом завете (вообще, мотив низвержения злых духов встречается много где), но с неким местным колоритом. Несчастные комары и мошка, которая изрядно досаждает северянам даже в век химии и репеллентов, тоже попали в стан сатанинского отродья. Иными словами, фольклор той или иной народности отражает наиболее распространенные легендарные истории, от души сдобривая их региональным окрасом.
Остаемся на связи)