Сейчас будет второй за все время ведения здесь колонки мой серьезный текст. Несерьезно как-то, согласна. Рубрика про треш, а я с важными разговорами. Такое бывает. Когда новости настолько ужасны и серьезны, что просто треш.
В Казахстане осудили бывшего министра Бишимбаева, который систематически избивал свою гражданскую жену и в конце концов ее убил, да так изощренно, что она почти день умирала, мучаясь, а муж снимал ее на видео и периодически уединялся за стенкой с другой женщиной. За процессом наблюдал весь мир. Я знаю, что смотрели даже в Америке: еще бы, судят бывшего министра. Да еще столь экзотической страны. Интерес к процессу был чуть меньше, чем при суде Джонни Деппа с Эмбер Херд.
Под таким пристальным вниманием Бишимбаеву по статьям об истязании и убийстве с особой жестокостью дали всего 24 года. «Всего», потому что только статья за убийство предусматривает пожизненный срок. Но для этого нужно, чтобы подсудимый был признан присяжными виновным единогласно. А с тем, что Бишимбаев должен сесть пожизненно, согласились, стало быть, не все. И непонятно, то ли не сочли вину доказанной, то ли не считают нужным сажать за убийство женщины.
Между прочим, Бишимбаев и не жену убил. Если внимательно читать официальные СМИ Казахстана, можно увидеть, что там Нукенову называют сожительницей или гражданской женой. С Нукеновой он заключил никях, религиозный брак. Который государство запрещает проводить без свидетельства о регистрации брака. Имама, «поженившего» их, подвергли наказанию: не имел права. И сейчас общество разделилось: прогрессивная его часть, поддерживаемая государством, считает, что Нукенова была любовницей, а ретроградная твердит про жену. Между прочим, если я верно знаю, в России для заключения никяха свидетельство из ЗАГСа не требуется. Государством брак не признается, но частью мусульманского мира — очень даже. Браки на час у нас существуют. Представляете, у нас это еще есть, а в Казахстане с 2011 года — нет. Государство запрещает. Оно впереди общества.
Мы в минувшие два месяца наблюдали вживую за страшнейшей борьбой прогрессивности и средневековья. Я уже писала: Казахстан в деле об убийстве Салтанат Нукеновой показал себя во многом как государство прогрессивное. Достаточно сказать, что он вернул уголовную ответственность за семейное насилие даже при первом инциденте. Да и сам публичный процесс — диковинка. Не в каждой западной стране такое видели. Тем более, чтобы судили представителя элиты, целого бывшего министра.
То есть, мы вдруг увидели, как государство с прочными средневековыми устоями вдруг рвануло к свету.
И тут же — присяжные, какие-то обыватели, люди из, что называется, народа не все единогласно считают большим преступлением убить жену. Не считают, что он ее оставил без помощи: как так, ведь обратился к астрологу узнать, как жена. Не врача вызвал, а позвонил астрологу. Бывший министр экономики! Хтонь какая-то. Но кто-то из присяжных согласился, что этой помощи достаточно.
Мы все видели суд. И доказательства. И видели записи с камер, которые зафиксировали, как умирала Нукенова. А еще записи с телефона экс-министра. И его беспардонное поведение.
Он ведь и строил свою защиту изначально на том, что описывал, какая жена была плохая: и, де, она гуляла, и грубила. Я сразу же поняла, что это будет суд старого с новым.
Старого там навалом. Колотят женщин. Считают это нормой. Недоумевают, что кто-то им запретит. И Бишимбаев этот недоумевал. Он еще и элита. Богатый, влиятельный. По-моему, у него даже мысли не было, что посадят. Знаете, я как-то поздно выгуливала под окнами собачку и наткнулась на пару мигрантов: женщина покорно молчала, а мужчина на нее кричал и бил по лицу. Я спросила жертву, нужно ли вызвать полицию. На что мужчина успокаивающе махнул мне рукой: «Эээ, все в порядке, это же женщина!» Дело было не в Шымкенте, а в Петербурге. Я запомнила то лицо.
Вот с таким лицом этот Куандык начинал суд. Прихлопнул как муху. Не ждал наказания. А с какой стати? Он жену очернял, выставлял гулящей: чтобы присяжные решили, что такую не грех убить, а даже во благо. А сам натурально беспокоился о ней — обратился к астрологу! Как не пожалеть?
Не исключено, что так и случилось. Историю с его телефоном помните? Весь процесс он не позволял судье изучить его телефон, но вдруг в конце передал пароль. Говорят, его защита смогла телефон заполучить и считала, что стерла с него все записи. Когда судья телефон включила, то, к вящему изумлению Бишимбаева, увидела множество роликов, на которых Бишимбаев в день гибели жены издевается над ней, уже окровавленной и голой, и все время требует признаться в связи с каким-то женатым Раимбеком, причем речь скорее всего шла о прошлом жены.
Одна часть общественности в Казахстане сразу встала на сторону убитой, а другая... Вы не поверите, но множество людей в Казахстане начали оправдывать мужа, забившего из ревности жену, вернее, сожительницу: ведь она призналась, что гуляла. Даже не в измене, а в том, что когда-то, до Бишимбаева, с кем-то встречалась. Да что Казахстан — у нас такими комментариями завалили рунет. Прилагаю пример, зашла на первую попавшуюся страницу обсуждения, там некий гражданин из Махачкалы возмущен, что не учитывается «главное» — жена изменила.
Это я к чему. Кого-то видео окончательно убедили в виновности Бишимбаева, а кого-то заставили встать на его сторону. Потому что средневековье. Как это не убить жену, она ведь собственность? Сам Бишимбаев не раз из клетки гневно спрашивал: мол, если бы на его месте был не экс-министр и богатый человек (тут мог бы и умолчать, что экс-министр — богатый человек), а рядовой обыватель, судили бы его также строго?
Ну, кто знает. Может, и не судили бы. Может, присяжные, пожалевшие Бишимбаева, какому-нибудь сантехнику и вовсе бы простили насмерть забитую жену, раз та «гуляла». Может, тут они из социальной ненависти накидали ему «черных шаров»? Ну, богатый, коррупционер, элита. Там еще клановые у них нюансы, жузы разные.
Тут еще вот какое дело: с телефоном ознакомились только в суде, все это время он был, получается, под контролем Бишимбаева и его защитников. Судья в течение всего процесса требовала от экс-министра... пароль от телефона. Суд в Казахстане устроен по примеру британского или французского, там есть судебное следствие. Но, я так понимаю, только избранные могут себе позволить дойти с двумя статьями до суда, не предъявив следствию и обвинению самое главное доказательство. Это меня ну очень удивило. Прогрессивность об руку с феодализмом. Ну ведь средневековье: бывший чиновник, представитель влиятельного клана говорит следствию и суду, что не покажет важнейшую улику. И суд терпеливо просит, чуть ли не умоляет — покажи. Дождавшись, когда обвиняемый и его защита проделают с телефоном необходимые манипуляции, наконец пароль истребуют. Но осечка, что-то пошло у Бишимбаева не так — тут же, в суде, в прямом эфире, на тот же целый мир судья смотрит видео и пересказывает их заинтересованной публике. Среди которой находятся те, кто недоумевает, с какой стати судят человека — он ведь женщину убил, жену. Почему среди присяжных таких не могло оказаться? Кто-то же оправдал Бишимбаева.
Там их тьма. Только что выступила жена советника посла Казахстана в ОАЭ: говорит, что ее муж избивает 10 лет. По словам женщины, в их круге общения все мужчины относятся к женам как к собственности и считают вправе их бить. Советника посла отозвали. Уверена, что он тоже в недоумении. Как и другие дипломаты из его «круга общения». Этот средневековый взгляд ни с чем не спутать: на каком основании государство не позволяет избить жену?
Говорю же, ужас, что аж жуть. Редко где такое увидишь. Когда государство за ухо вытягивает народ из средневековья. А народ огрызается. Вот увидите, долго еще в Казахстане будут выражать Бишимбаеву поддержку. Подумаешь, жену убил. Да и не жену вовсе, а так, сожительницу.
Анастасия Миронова для сайта Альтерлит