Найти в Дзене
Суворов Непобедимый

Биография Суворова. 159. В Польше после войны (часть 6). Судьба короля Польши. 1794 — 1795 гг.

Последний король Польши Станислав II Август Понятовский.
Последний король Польши Станислав II Август Понятовский.

Едва Варшава оказалась в русских руках, польский король Станислав Август Понятовский пишет письмо императрице Екатерине II следующего содержания: «Сознаваясь, что судьба Польши в её руках, Станислав-Август говорит, что считает своею обязанностью обратиться к великодушию её Величества. Военная сила Польши уничтожена, но нация осталась, пока воля победительницы ее не уничтожит. Польша разорена надолго и начинает походить на пустыню; тысячи земледельцев бежали в соседние страны, туда же удалились многие землевладельцы; голод почти неминуем, особенно если продолжится оккупация других соседей Польши. Одна победительница, Русская Государыня, может все это прекратить, объявив свою волю насчет своего завоевания. Не рискуя пускаться в предположения по этому предмету, он, Станислав-Август, полагает однако же несомненным, что для Русской Императрицы имеет более прав быть принятым то решение, которое принесет ей наиболее истинной славы и сделает три миллиона людей наименее несчастными». (А. Ф. Петрушевский.)

Это письмо польский король отправляет в Петербург 23 — 24 ноября 1794 года. Одновременно Суворов, не зная еще замыслов Екатерины по упразднению государства Польши, посылает письмо фавориту Платону Александровичу Зубову в защиту Станислава Понятовского: «король Польский в плачевном состоянии исторгает мои слезы; припадите к высочайшему престолу её Императорского Величества, испросите у премудрой Монархини Его Величеству милосердие; вашего сиятельства великодушие известно свету».

В данном случае Суворов поторопился, не выждав инструкций. Его письмо не улучшает положения короля, а только его ухудшает, поскольку при Русском Дворе начинают говорить об интригах Станислава Понятовского, которыми он опутал доверчивого русского полководца. Письмо польского короля принимают дурно, обвиняя Станислава-Августа, по словам действительного тайного советника А. А. Безбородко «в непристойности». В результате, Екатерина сурово объявляет свою волю польскому королю о прекращении существования Польши и о его (Станислава) обязательном переезде из Варшавы в Гродно. Также пишется и объяснительное письмо Суворову в котором говорится, что выезд короля из Варшавы необходим для облегчения народа, терпящего нужду в продовольствии, а также, что особе короля находиться в Варшаве небезопасно. Перемещение короля произвести с подобающим ему почетом. Для этого приставить к нему генерал-майора, которого снабдить 8.000 червонцев. Дальнейшее же снабжение короля уже в городе Гродно возложено на генерал-аншефа Н. В. Репнина, управляющего Литвой. Оба эти письма отправлены Суворову 2 декабря 1794 года.

До того, как эти письма были получены фельдмаршалом Суворовым, Станислав Понятовский предпринимает визит вежливости к русскому полководцу. По церемониалу приема высоких гостей, польского короля должны были встречать у кареты дежурные адъютанты, дежурный генерал у лестницы, а Суворов у дверей приемной. Но когда карета подъезжает к крыльцу особняка занимаемого Суворовым, то Александр Васильевич наплевав на этикет, сам сбегает по лестнице и начинает под руки принимать польского короля из кареты, но потом, спохватившись, говорит:

— Да ведь по церемониалу мне не здесь следует быть; простите Ваше Величество, я так почитаю освященную особу вашу, что забылся, — с этими словами он покидает польского короля и занимает свое место у входа в приемную.

Далее все идет строго по этикету. Беседа ведется в присутствии многих лиц более получаса, после чего король отбывает.

Через несколько дней после этого события фельдмаршал Суворов получает рескрипт Императрицы, в котором говорится об отправке польского короляв Гродно и последующем его низложении. Это известие действует на Суворова как ушат холодной воды. Но делать нечего, приходится подчиниться. Александр Васильевич передает волю Государыни Станиславу Понятовскому и подготавливает все к его отъезду. Провожая польского короля, Александр Васильевич не может удержаться от слез. Через год Станислав Август Понятовский под давлением Екатерины отрекается от престола, а в начале 1798 года умирает в Петербурге.