Зеленый чай, мята и гирсутизм

Я хотя бы в полглаза, но слежу за медицинскими чайными новостями на протяжении уже примерно двадцати лет. И могу сказать — опираясь, конечно, на личное, сугубо субъективное и сугубо непрофессиональное мнение — что в самом начале этого слежения большая часть чайных сообщений на медицинскую тему носила исключительно обнадеживающий характер. Примерно как cообщения про холодный термояд в свое время. Ну типа еще немного, и мы сделаем из чаю панацею — и заживем молодо, здорово и богато, победив целую кучу гадских болячек за счет мягкого природного лечения и эффективной и не менее природной профилактики. Для этого достаточно будет пить чай — белый, зеленый и пуэр, как правило. Ну или, в исключительных случаях, принимать его экстракты.

В настоящее время чайные сообщения на медицинские темы стали поспокойнее и поосторожнее. Допускаю, конечно, что это у меня такое искаженное восприятие стало — из-за усталости от энергичных сообщений о бесконечной и непрерывной целебности чая я их просто игнорирую. Но, скорее всего, тема действительно утратила значительную часть своей привлекательности. Иногда, конечно, возникают всплески интереса к чаю — как это было во время пандемии, например — но они носят сдержанный или откровенно маркетинговый характер. Как это было в случае с попыткой наших ланкийских коллег объяснить всему белому свету, что именно цейлонский черный чай отлично помогает от ковида.

Так или иначе, но сейчас наибольший интерес для меня представляют те чайно-медицинские новости, в которых чай проверяют на способность влиять на такие проблемы со здоровьем, самочувствием и настроением, для коррекции которых чай на моей памяти не применялся.

Так что нет ничего удивительного в том, что когда я наткнулся на статью, в которой иранские ученые проверили способность чая влиять на развитие гирсутизма, то немедля начал ее читать. Ну потому что я все понимаю, антиоксиданты там и прочие эль-теанины гарантируют любому потребителю чая молодость, красоту и здоровье с богатством — но как они при этом могут влиять на рост волос на женском лице, я представить не могу.

Зеленый чай из Ризе (Турция). © Ольга Никандрова
Зеленый чай из Ризе (Турция). © Ольга Никандрова

Не смогли и иранские ученые. Их интерес к травам как к способу корректировать растительность на женском лице, вполне понятен. Сейчас с гирсутизмом работают разными радикальными способами, а хочется чего-либо нежного — там же, по ту сторону гирсутизма, женщины… Исследователи собрали в кучу исследования, в которых изучалось влияние самых разных растений на развитие гирсутизма — но не нашли убедительных подтверждений тому, что с помощью трав и разных растительных препаратов можно избавиться от огорчительных усов или бакенбардов. При этом некоторые травы — в том числе и зеленый чай с мятой — были определены иранскими специалистами как антигирсутизмовые средства с определенной, хоть и не очень ясной, перспективой.

В переводе на нормальный язык это означает «ничего не вышло, расходимся». Но все равно теперь, продавая чай в магазинах, можно расписывать его целебные свойства еще более убедительно. И оперировать фразами «А в Иране, например, считается, что если пить зеленый чай с мятой, то можно не брить ноги и зону бикини». Это добавит чайной торговле мягкого эротизма, которого ей обычно так не хватает. И ничего страшного, что это не про лицо.