Начиная с лета 2022 года, соотношение создания премьерных сериалов и их продолжений стало постепенно изменяться в сторону франшиз. Если раньше количество запусков совершенно новых проектов было подавляющим, то теперь «пальма первенства» принадлежит бесконечным вторым, третьим, четвертым и… некогда любимых проектов.
И здесь возникает самый актуальный вопрос. Почему российские продюсеры не умеют или не желают вовремя остановиться? Причем, еще в прошлом сезоне появилась невероятно странная тенденция создавать следующие сезоны до премьерного показа предыдущих.
Первый канал
Тройку лидеров Первого составляют сериалы «Мосгаз 11», «Ищейка 8» и «»По законам военного времени 7». Но, если после премьеры столь интригующего десятого фильма «Метроном» создание последующего одиннадцатого сезона «Мосгаз» вызывает значительный интерес, то запуск в производство очередной унылой «Ищейки 8» очень сильно удивляет.
На мой взгляд, здесь нужно было ставить точку еще шесть лет назад, в 2018 году, после смерти создателя первого-третьего сезонов Дмитрия Брусникина. Ведь как же важно вовремя остановиться и не «лепить» никому ненужные продолжения. Увы! Как оказалось, это очень сложно! И потому сейчас до 23 мая зрители Первого канала смотрят «Ищейку 7», и уже готовится «Ищейка 8».
Аналогичная история и с некогда любимым сериалом «По законам военного времени 7». Правда, здесь пока нет информации о создании восьмого фильма. Однако интуиция подсказывает, что на приказе о переводе Светланы Елагиной и старшины Федоренко в Минск продюсеры проекта не остановятся.
Другие удивительные продолжения: «Шифр 5», «Тест на беременность 5», «Мажор 5», «Старушки в бегах 3», «Формула преступления 2».
Правда, есть и другие франшизы, вызывающие реальный интерес. Как я уже отметил, это «Мосгаз 11», а также «Метод 3», «Триггер 3» (оба проекта ушли на Кинопоиск), «Казанова 2», «Такси под прикрытием 2» и «Бизон 2».
Телеканал «Россия 1»
Двумя самыми «долгоиграющими пластинками» трех основных федеральных каналов являются проекты «Россия 1» - «Тайны следствия 24» и «Склифосовский 12».
Но, при всем уважении к их создателям и творческим составам, что здесь нового можно показать? Зачем размусоливать одну и ту же историю на протяжении четверти века? Ведь одно дело, когда в нулевых мы смотрели на молодую, красивую, стройную в эпизодах в душе, и, главное, бесстрашную Машу Швецову в ее погоне за преступниками. И совсем другой вопрос сейчас, когда Мария Сергеевна вычисляет убийц, не отрываясь от кресла в своем кабинете и выпивая очередную чашку кофе.
На мой взгляд, «Тайны следствия 13-23» с каждым годом все больше превращаются в жалкую пародию первых двенадцати и, особенно восьми сезонов, когда сценарии писала супруга Максима Есаулова – Елена Топильская (2001-2009).
Третье место в количественном рейтинге франшиз телеканала «Россия 1» занимает сериал «Каменская 7». А на четвертой и пятой позициях расположились проекты «Анна Медиум 4» и «Спасская 4». И снова, в который раз возникает один и тот же вопрос, зачем?
Бесспорно, самим артистам гораздо проще и удобней из года в год играть одни и те же роли, чем создавать совершенно новые образы. Но ведь кино создается для зрителей. Сразу же вспоминаю крылатую фразу основателя Московского Художественного театра (1898) Константина Станиславского: «Господа-товарищи, чем будем удивлять на этот раз?».
А ведь удивлять то нечем! Чем может удивить героиня Карины Андоленко в очередном сезоне «Спасская 4» или героиня Елены Яковлевой в продолжении «Дама с собачкой 3»? Хотя зрители еще даже не посмотрели премьеру «Дама с собачкой 2».
Другие анонсированные франшизы: «Васнецова 2», «Лимитчицы 2», «Лихорадка 2», «Неукротимая Неупокоева 2» и «Потерянный ключ 2».
А вот что реально хочется посмотреть! Это «Елизавета 2», «Мур-Мур 2» и «Чайки 2».